branding imagebranding image
Autonews
Статьи Антон Погорельский
Подписаться на Telegram-канал

«Я пилот, пропустите меня». Как проходят гонки на выносливость

Вместо асфальта — потрескавшийся бетон, болельщиков выпускают прямо на стартовую решетку, а Фернандо Алонсо выступает «на разогреве» у местных звезд. Это Себринг, очень странное место для проведения гонки мирового уровня
«Я пилот, пропустите меня». Как проходят гонки на выносливость

Я иду в плотной толпе из болельщиков, механиков, гонщиков, инженеров и почетных гостей американской трассы в Себринге. Все эти люди направляются на стартовую решетку — святая святых любой гонки. Здесь автомобили участников выстраиваются перед стартом, а механики проводят последние приготовления к заезду.

«Я пилот, пропустите меня». Как проходят гонки на выносливость

В строгой Формуле-1 получить доступ на стартовую решетку могут только знаменитости и VIP-гости. Обычно это владельцы многомиллиардных корпораций и члены королевских семей. В США доступ на старт гарантирован билетом за $85 (на один день) или за $125 (на два дня). Таков гоночный уик-энд в Себринге — «родине американских гонок на выносливость». По крайней мере, так написано на входе на автодром.

«Я пилот, пропустите меня». Как проходят гонки на выносливость

Пройтись по главной прямой трассы в Себринге может любой болельщик. Компанию ему составят сотрудники команд, пилоты и автоспортивные звезды прошлого. Толпу желающих никак не ограничивают и не регулируют: на входе все стоят в общей очереди, на трассе фанаты фотографируются с машинами, смело ставя ноги на передние крылья. Мимо пробегает никем не опознанный Бруно Сенна — на бразильском гонщике обычные шорты; без командной униформы экс-пилота Формулы-1 никто не узнает.

Фото: BMW, Global Look Press, Daytonainternationalspeedway.com Статьи 28 февраля 2017 500 сил искусства: что делать на «24 часах Дайтоны»
Фото: Global Look Press Новости 19 февраля 2019 Массовую аварию на гонке NASCAR показали на видео

Сначала я чуть не столкнулся с Алланом МакНишем — бывшим участником Ф-1 и многократным победителем «24 часов Ле-Мана». А затем понаблюдал, как очень сердитый механик машет руками и чуть ли не отталкивает Пастора Мальдонадо, который мешал везти тележку с шинами. В итоге Мальдонадо посторонился, но механик все равно остался недоволен.

«Я пилот, пропустите меня». Как проходят гонки на выносливость

Четвертое место на стартовой решетке в Себринге занял экипаж российской команды SMP Racing в составе Егора Оруджева, Стефана Сарразена и Сергея Сироткина. Да, Сироткин теперь выступает именно здесь: в чемпионате мира по гонкам на выносливость, World Endurance Championship (WEC). Три гонщика делят одну машину: в ходе восьмичасового этапа в Себринге спортсмены будут несколько раз менять друг друга за рулем спортпрототипа BR1.

«Я пилот, пропустите меня». Как проходят гонки на выносливость

Второй экипаж SMP Racing тоже на две трети состоит из россиян: в машине номер 11 едут Виталий Петров, Михаил Алешин и экс-пилот команды Toro Rosso в Формуле-1 Брендон Хартли. Это трио заняло на старте пятое место, и их машина стоит сразу за автомобилем напарников. Но если Сарразен, которому предстоит начать гонку, приходит к машине за час до старта, то другой обладатель стартового отрезка Виталий Петров не спешит на решетку.

«Я пилот, пропустите меня». Как проходят гонки на выносливость

«Виталик, как обычно, прибежит за пять минут до старта, — слышу разговор сотрудников SMP Racing, пока прохожу мимо машин. — Опять будет говорить охране: «Я пилот, пропустите меня». Через 15 минут прогулки по стартовой решетке я начинаю понимать Петрова: зачем проводить лишние полчаса на солнцепеке, если можно отсидеться в кондиционированном моторхоуме? В Себринге +35.

Вопреки ожиданиям Петров появляется у машины за 20 минут до старта. Тут же рядом оказываются Хартли, Алешин и Сенна — теперь уже в комбинезоне. Проходящие мимо фанаты принимаются их фотографировать; наиболее решительные вмешиваются в разговор пилотов и просят Хартли об индивидуальном снимке. За 20 минут Хартли попросят о фото еще несколько раз; почти всех остальных гонщиков американские болельщики игнорируют. Из участников WEC больше Брендона здесь популярен только один человек — Фернандо Алонсо.

«Я пилот, пропустите меня». Как проходят гонки на выносливость

Двукратный чемпион Формулы-1 проводит в серии WEC полный сезон в составе Toyota. Испанец делит машину еще с двумя бывшими гонщиками Формулы-1 — Себастьеном Буэми и Кацуки Накаджимой. Экипаж регулярно выигрывает и лидирует в общем зачете за два этапа до конца сезона. В Себринге Алонсо и компания заняли поул-позицию и выиграли гонку. Второе место заняла еще одна Toyota, третьим финишировал Хартли с россиянами-напарниками. Экипаж Оруджева, Сироткина и Сарразена не добрался до финиша из-за аварии.

«Я пилот, пропустите меня». Как проходят гонки на выносливость

Дублер «настоящей гонки»

Этап чемпионата мира по гонкам на выносливость во Флориде называется «1000 миль Себринга». И это гонка поддержки. Так в автоспортивном мире называют второстепенное соревнование, которое проходит до начала «основного блюда». Здесь основным стали классические «12 часов Себринга» — знаменитый марафон, который проходит ежегодно с 1952 года. Это тоже гонка на выносливость для спортивных машин.

«Я пилот, пропустите меня». Как проходят гонки на выносливость

Странноватая конструкция с двумя однотипными заездами подряд возникла не просто так. Дело в том, что на протяжении почти 70 лет «12 часов Себринга» входили в календари самых разных чемпионатов. Гоночные серии рождались и умирали, а Себринг оставался на месте — такой же пыльный, жаркий и разбитый, как в 1950-х.

Асфальт? Забудьте. Здесь ездят по бетонным плитам, которые потрескались 20 лет назад. Прямо на стартовой прямой в бетоне тянутся длинные трещины в палец толщиной. На других секторах ситуация не лучше. Что-то ремонтировать или асфальтировать никто не собирается. Вместо этого по внутренним дорожкам автодрома ездят машины с надписями Respect the bumps («Уважайте кочки» — англ.). На трассе действительно много кочек, которые заметно осложняют работу пилотов и настройку машин. Отчасти из-за этого в Себринге так сложно добиться результата новичкам этой трассы. Даже Фернандо Алонсо с Брендоном Хартли.

Здесь нет привычных трибун или нормальных боксов: команды базируются в шатрах или временных павильонах, а зрители следят за борьбой с крыш припаркованных грузовиков. Для самых требовательных есть шаткие металлоконструкции, отдаленно напоминающие мини-трибуны. На первый взгляд, трасса вообще не выглядит рабочей — кажется, что гонки здесь перестали проводить лет 40 назад. И все же приехать в Себринг почитают за честь лучшие пилоты со всей планеты. В 2019 г. количество заездов на «родине американских гонок на выносливость» удвоилось.

«Я пилот, пропустите меня». Как проходят гонки на выносливость

Организаторы и заводские команды WEC очень хотели, чтобы чемпионат мира приехал в Америку — и не куда-нибудь, а именно в Себринг. Но для американцев диковинная серия, пусть даже со статусом чемпионата мира, ничего не значит. В Себринге давно прописался местный чемпионат спорткаров под названием IMSA. Отменять этап этой серии ради гостей из Европы в США не захотели. Чтобы не демонстрировать свое фиаско, устроители WEC решились на создание клона: еще одной длинной гонки в Себринге до начала тех самых «12 часов». Так появились восьмичасовые «1000 миль Себринга».

Гонка глазами болельщика

Фанаты оценили удвоение шоу. Благодаря более обширному расписанию заезды в Себринге начались в среду — в этот день на трассе прошли первые тренировки серий WEC и IMSA. Восьмичасовой марафон WEC состоялся в пятницу, классические «12 часов Себринга» — в субботу. И все это в один уик-энд с дебютным этапом Формулы-1 в Австралии — еще одно свидетельство того, насколько незначительной кажется Ф-1 из Америки. Разве важен этап в далекой Австралии, когда в близкой Флориде проходит марафон спорткаров?

«Я пилот, пропустите меня». Как проходят гонки на выносливость

Болельщики с «Корветами» и «Мустангами» на футболках начали заполнять автодром в четверг, но основной «удар» пришелся, конечно, на день финальной гонки. Впрочем, и в день заезда WEC фанаты увлеченно сновали по паддоку, фотографируя гоночные машины, боксы и механиков.

«Я пилот, пропустите меня». Как проходят гонки на выносливость

Даже если говорить о Себринге с его культовым статусом, гонки на выносливость остаются нишевым событием в США. Такие соревнования не могут конкурировать по популярности с американским футболом, хоккеем или баскетболом. И все же страсть американцев к гонкам не дает о себе забыть — ни на трассе, ни в повседневной жизни.

«Я пилот, пропустите меня». Как проходят гонки на выносливость

Разбросанные по всей стране автозаправки щеголяют горделивыми наклейками «поставщик NASCAR» или «топливо для гонщиков». В самом Себринге у домов вывешены флаги «Добро пожаловать, фанаты гонок!». Да и сам факт расположения знаменитой трассы в сельской глуши штата Флорида говорит о многом. Это все равно что построить автодром на окраине Ростовской области — вроде и на юге страны, но место совсем не туристическое. Здесь пасутся коровы и козы, фермеры возделывают поля, а по обочинам стоят торговцы с картонками, где написаны цены на местные овощи. И это Флорида — штат, где есть Майами-Бич, мыс Канаверал и самый большой в мире Диснейленд.

Провинциальная Флорида не похожа на гламурный Орландо или тусовочный Майами. Здесь ездят на пикапах и тракторах, закупаются в магазинах «все за $1», самостоятельно красят дома и чинят машины, а тюки с сеном остались привычным элементом пейзажа.

Прямо по центру Тампы, крупного города в середине штата, бродят куры с цыплятами. Из окон проезжающих внедорожников играет кантри. Мимо пролетают голубые сойки. Во дворах и на обочинах растет тис, а в воздухе разлит запах сарсапарели. Тот самый, из рассказа Брэдбери. Только ради этого стоит побывать во Флориде.

«Я пилот, пропустите меня». Как проходят гонки на выносливость