На АвтоВАЗе скоро сменится президент — с 1 июня Николя Мора сменит Ив Каракатзанис. За месяц до назначения шведский канал SVT показал документальный фильм о Бу Андерссоне — бывшем главе предприятия, который начал новую эпоху Lada.
«ВАЗ был самым крупным и лучшим в Советском Союзе. Но сегодня никто не хочет покупать Lada, а экономика в катастрофическом состоянии. Последний рывок предприятия был связан с Бу Инге Андерссоном, оптимистом с большими планами. Но в России все происходит не так, как вы себе могли представить», — так шведы начали фильм с Бу в главной роли.
Редакция Autonews.ru посмотрела этот фильм и собрала самые важные цитаты Бу о бизнесе по-русски.
![«Мне было одиноко и холодно». Бу Андерссон рассказал о работе в России](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/04/755253321060046.jpg)
Умение работать с поставщиками помогло Бу Андерссону сделать карьеру в Saab, а потом возглавить ГАЗ и значительно улучшить качество выпускаемой Горьковским заводом продукции. В январе 2014 г. Андерссон стал президентом АвтоВАЗа и за два года успел запустить шесть новых моделей, включая Lada Vesta и XRAY. В то же время его стиль руководства не понравился «Ростеху», и в марте 2016 г. швед был отправлен в отставку.
![«Мне было одиноко и холодно». Бу Андерссон рассказал о работе в России](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/22/755253321462225.jpg)
Работы над Vesta начались на АвтоВАЗе еще до прихода Андерссона, но по машине были сделаны только отдельные наработки и не было плана ее запуска в производство. Vesta встала на конвейер в рекордный срок, хотя в ее конструкции использовалось большое количество импортных комплектующих. Такая политика привела к конфликту Андерссона с российскими поставщиками, а с падением курса рубля отразилась на цене новой модели.
![«Мне было одиноко и холодно». Бу Андерссон рассказал о работе в России](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/58/755253321652584.jpg)
В «Русской работе» показаны взаимоотношения Андерссона с коллективом АвтоВАЗа, в том числе одиозной Катаржиной Матушковой. Для европейского зрителя происходящее вокруг огромного российского завода выглядит настоящим сюрреализмом.
![«Мне было одиноко и холодно». Бу Андерссон рассказал о работе в России](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/08/755253321920085.jpg)
«Месяц назад примерно тысяча человек работали в подвальных помещениях. Они занимались обслуживанием. Причем никто не понимал, обслуживанием чего. Однажды утром, в половине девятого, мы посетили шесть таких мастерских. Люди спали, играли в шахматы или пили чай. Часом позже ничего не изменилось, кроме того, что они закрыли дверь. Больше в этих подвалах никто не работает», — рассказывает в фильме один из членов команды Андерссона Петр Линхарт, позже уволенный новым президентом АвтоВАЗа Николя Мором.
![«Мне было одиноко и холодно». Бу Андерссон рассказал о работе в России](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/50/755253322098505.jpg)
Когда Бу Андерссон пришел на АвтоВАЗ, здесь работало 66,5 тысячи человек. За два года численность персонала сократилась на треть. Жесткая кадровая политика нового президента привела к протестам в Тольятти. Руководству госкорпорации «Ростех», контролирующей АвтоВАЗ вместе с Renault-Nissan, не понравилось, что увольняемым не помогали в дальнейшем трудоустройстве.
![«Мне было одиноко и холодно». Бу Андерссон рассказал о работе в России](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/30/755253322274304.jpg)
Сам Андерссон в «Русской работе» выступает жестким управленцем, но к концу в его голосе становится все меньше уверенности. На вопрос, чувствовал ли он себя одиноким, когда приехал в Россию, Бу отвечает утвердительно, а потом добавляет: «И лишним».
![«Мне было одиноко и холодно». Бу Андерссон рассказал о работе в России](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/77/755253322559770.jpg)
С приходом Бу Андерссона были отремонтированы заводские туалеты, душевые, столовые и раздевалки. Часть денег была выручена от продажи внедорожников Infiniti QX56, на которых передвигалось руководство компании. Для себя Андерссон попросил создать спецверсию Lada Largus VIP.
![«Мне было одиноко и холодно». Бу Андерссон рассказал о работе в России](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/31/755253336245316.jpg)
Сергей Чемезов, глава «Ростеха», в интервью The Wall Street Journal назвал причины отставки Андерссона. По его словам, это рекордные убытки завода, социальное недовольство, вызванное массовыми сокращениями, а еще избыток иностранных комплектующих в автомобилях.
![«Мне было одиноко и холодно». Бу Андерссон рассказал о работе в России](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/69/755253322903692.jpg)
На смену Бу Андерссону в апреле 2016 г. пришел Николя Мор, ранее возглавлявший румынскую Dacia. Перед ним были поставлены задачи по выводу АвтоВАЗа из кризиса и сокращению долгов. По итогам 2015 г. Волжский автозавод получил рекордный за всю его историю убыток в 74 млрд рублей. Сокращение штатов продолжилось и при Море, но в меньшем объеме. Кроме того, увольняемым, помимо выходного пособия, предлагали помощь в трудоустройстве.
![«Мне было одиноко и холодно». Бу Андерссон рассказал о работе в России](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/52/755253323088526.jpg)
За 9 месяцев 2017 г. АвтоВАЗ впервые за пять лет стал прибыльным на операционном уровне. По итогам года чистый убыток компании по МСФО сократился в 4,6 раза и составил 9,7 млрд руб. Помогла, в том числе, программа рекапитализации, инициированная основными акционерами — Renault-Nissan и «Ростехом».
![«Мне было одиноко и холодно». Бу Андерссон рассказал о работе в России](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/68/755253364625680.jpg)
В 2016 г. падение продаж автомобилей Lada замедлилось, а в 2017-м российская марка показала рост на уровне 17%, реализовав 311 588 автомобилей. В первом квартале нового года рост продолжился, а новая модель Vesta обошла недорогой бестселлер Granta.