Autonews
Царапины на льду. Тест-драйв полноприводных Jaguar
Фото: Jaguar Land Rover
Тест-драйвы 20 февраля
Ярослав Гронский
Тест-драйвы 20 февраля
Ярослав Гронский
Царапины на льду. Тест-драйв полноприводных Jaguar
«Поверни голову и смотри только туда, куда ты собираешься поворачивать. Будешь смотреть на бруствер — в него же и приедешь», — чуть ли не срывается на крик инструктор. Мы на замерзшем озере, и здесь очень страшно

В начале 2000-х легендарный Ники Лауда, возглавив команду Формулы-1 Jaguar Racing, решил лично принять участие в серии тестов. Трехкратный чемпион мира был поражен, насколько сильно за четверть века изменилась концепция управления болидом. Рука, которая в 1970-е делала по несколько тысяч переключений за гонку и истиралась до крови в Монте-Карло, теперь инстинктивно хватала воздух на месте уже давно несуществующей ручки переключения передач. Компьютер самостоятельно поддерживал необходимый уровень оборотов двигателя, Launch Control обеспечивал идеальный старт, а на резких виражах включался трекшн-контроль.

Тогда выдающийся австрийский пилот с печалью констатировал, что времена, когда гонщик полностью самостоятельно контролировал автомобиль, безвозвратно ушли. Соревнования окончательно превратились в гонку высоких технологий и электронных систем, которые теперь в той или иной форме все чаще находят применение в обычных машинах.

С тех пор прошло почти два десятилетия. В Формуле-1 уже несколько лет подряд правит лишь одна команда, имеющая самый широкий свободный доступ к новейшим технологиям, а не за горами старт полностью роботизированной гоночной серии — Roborace.

Гражданские автомобили тоже не отстают и напичканы умной электроникой настолько, что само понятие «водитель», вероятно, скоро станет неуместным. Причем, чем дороже машина, тем назойливее и умнее ее искусственные мозги, оставляющие человеку мало шансов на получение настоящих эмоций от управления.

С этим решительно не согласна компания Jaguar, утверждающая, что выпускала и будет выпускать автомобили, призванные в первую очередь приносить фан водителю. И при этом идти в ногу со временем. Чтобы в этом убедиться, мы поучаствовали в тест-драйве полноприводных «Ягуаров», которые нам предстояло испытать на льду замерзшего озера.

«Это хорошо, что вы приехали именно сегодня. Всего каких-то минус семь», — обнадеживает инструктор. Заря подсветила шапки на уральских елях и «нарисовала» красноватые полосы на белом полотне озера Балтым в 20 км к северу от Екатеринбурга.

«Завтра уже температура опустится ниже минус 20, лед совсем задубеет и станет непредсказуемым. В таком холоде уже не поможет ни электроники, ни водительские навыки», — продолжает наставник.

Итак, на льду зимнего автодрома на озере четыре совершенно разных Jaguar: бизнес-седан XF, среднеразмерный кроссовер F-Pace, младшая модель XE и флагманский суперкар F-Type с 550-сильным мотором. Автомобили с разной массой, габаритами, настройками шасси и ценником.

По теме:

Первые три машины, которые сначала удалось испытать на обычных дорогах, имеют много общего. Это одна масштабируемая платформа из алюминия и очень понятный, невероятно точный руль. А еще одна и та же линейка двигателей. Даже базовый 180-сильный дизель в паре с восьмиступенчатым «автоматом» ZF в спорт-режиме позволяет резво обходить вереницы грузовиков, ползущий по узким дорогам Свердловской области. Стоить ли говорить об автомобилях с 250-сильной двухлитровой бензиновой «турбочетверкой» и уж тем более о трехлитровом компрессорном агрегате V6, развивающим 380 лошадиных сил.

Плюс ко всему, это роскошный интерьер со всеми мыслимыми и немыслимыми удобствами вроде сидений с массажем, проекционного дисплея, информационно-развлекательного комплекса с огромным дисплеем. Хотя, подождите. Сегодня мы тут как раз для того, чтобы убедиться, что современный Jaguar — это не просто мультимедийка на колесах, а прямые наследники машин, которые еще в середине прошлого века наводили шороху в «Ле-Мане».

Моторы автомобилей работают в паре с восьмиступенчатой автоматической коробкой передач и системой подключаемого полного привода с функцией умного управления трансмиссией Intelligent Driveline Dynamics (IDD). Реализованная через многодисковую гидравлическую муфту с электронным управлением, она призвана оптимизировать распределение крутящего момента между колесами в зависимости от степени сцепления с дорожным покрытием.

В нормальных условиях езды тяга передается исключительно на задние колеса — как и принято автомобилям марки со спортивным наследием. В то же время электроника постоянно следит за контактом покрышек и дороги, анализируя данные с частотой до 100 раз в секунду, и при необходимости перебрасывает крутящий момент на переднюю ось.

Полный привод работает в паре с системой динамический стабилизации DSC, у которой есть три режима работы: стандартный, Trac DSC и DSC Off. С первым все понятно: электроника не доверяет водителю и при малейшем скольжении гасит обороты двигателя, подтормаживает колеса и творит прочие каверзы, препятствуя возникновению заноса. Это, впрочем, не исключает возможности, что автомобиль предательски развернет или, того хуже, вылетит за пределы трассы.

Но стоит ненадолго зажать кнопку, как активизируется промежуточный режим Trac DSC, после чего управление сразу становится сложнее и интереснее. Отклик на газ обостряется, допускаются незначительные скольжения и машину уже можно поставить боком при прохождении поворота.

Именно этот режим, как кажется, является наиболее оптимальным для водителя, не обладающего навыками экстремального зимнего вождения, но при этом желающего пуститься вместе с автомобилем в пляс. Благо на трассе нет ни столбов, ни деревьев ни поребриков. Единственное, что может произойти с автомобилем стоимостью не один миллион рублей, так это вылет в сугроб.

Что ж, в таком случае систему стабилизации не страшно и вовсе полностью отключить, а то, кажется, техничка с тросом уже заскучала без дела. Надо лишь секунд на десять зажать соответствующую кнопку на центральной консоли, как на экране возникнет надпись DSC Off, и автомобиль сбросит свои электронные кандалы.

Обладая лишь теоретическими навыками экстремального зимнего вождения, очень сложно пересилить свои рефлексы, поворачивая руль в сторону заноса и увеличивая обороты, когда правая нога инстинктивно так и тянется к тормозу.

«Поверни голову и смотри только туда, куда ты собираешься поворачивать. Будешь смотреть на бруствер — в него же и приедешь», — чуть ли не срывается на крик инструктор.

С непривычки и волнения немного дрожат руки, а футболка прилипает к спине. Мы несемся по темному льду не менее 80 км/ч, а сердце, как кажется, бьется вдвое быстрее. Но с каждым новым кругом уверенность увеличивается, как и скорость прохождения поворотов.

«Прямо 100, право два, далее 40 три и вход на шпильку — опасно», — командует штурман. Теперь я уже управляю полноприводным флагманским суперкаром F-Type, ориентируясь на самостоятельно составленную раллийную стенограмму. Давлю педаль, и 550-сильный пятилитровый агрегат V8 с приводным нагнетателем моментально отзывается гулким рыком, заглушая звук работы моторов всех остальных автомобилей на озере.

Руль по направлению к виражу, а затем сразу же в обратную сторону — и вот купе уже едет боком, поднимая облако из снега и мельчайших частичек льда. Выравниваю колеса, плавно добавляю обороты и машина, выбираясь из заноса, снова с ревом набирает скорость.

Это и есть удовольствие в чистом виде. Удовольствие от понимания, что ты по-прежнему играешь ключевую роль в управлении автомобилем, способным ускоряться с места до «сотни» быстрее, чем за четыре секунды. Пройдет еще каких-то 20 лет, и большие громкие агрегаты V8 окончательно заменят тихие электромоторы. В «Ягуаре» уже вовсю работают над рядом технологий, включая концепцию премиального автономного каршеринга и системы прогноза погоды для оптимальных настроек электроники, которые сведут к минимуму участие человека в пилотировании машины.

Но, может быть, все не так плохо? Уже совсем скоро Jaguar выведет на рынок свой первый полностью «зеленый» автомобиль — электрический кроссовер I-Pace. Да, у него будут безвредные и бесшумные двигатели, куча продвинутой электроники и функции беспилотного управления. Но, судя по всему, его тоже можно будет ускорять до 100 км/ч за те же четыре секунды и пускать по льду боком.

Комментарии