Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Такого не было 5 лет: почему россияне стали чаще покупать автомобили
Такого не было 5 лет: почему россияне стали чаще покупать автомобили
Статьи 10 ноября
Евгений Багдасаров
Статьи 10 ноября
Евгений Багдасаров
Такого не было 5 лет: почему россияне стали чаще покупать автомобили
Российский рынок восьмой месяц показывает положительную динамику — в октябре продажи выросли на рекордные 17,3%. Но не все так однозначно

Российский рынок восьмой месяц демонстрирует положительную динамику — такого не было с докризисного 2012 года. В октябре дилеры продали 148 597 автомобилей, что на 21 892 штуки или на 17,3% больше, чем в прошлом году. Эффект низкой базы здесь ни при чем — результат октября 2016 г. председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер назвал «неплохим». Продажи тогда все еще были в минусе, но всего на 2,6%, а уже в следующем месяце рынок показал рост.

В то же время впечатляющие проценты некоторых брендов связаны с невысокими прошлогодними результаты. Премиум-марка Genesis (+718%) в 2016 г. только выходила на российский рынок, как и узбекский Ravon (+514%).

Что особенно хорошо покупают

На вершине автомобильного рынка те же, что и в прошлом году: Lada, Kia, Hyundai и Renault. Все демонстрируют рост с начала года, а их доля составляет половину октябрьских продаж. Toyota уступила пятое место VW и испытывает пусть небольшое, но снижение продаж — минус 5%. Позиции кроссовера RAV4, бестселлера японской марки, все еще сильны, но Camry по-прежнему в минусе. В следующем году в России появится седан нового поколения.

Kia Rio подтвердил в октябре звание бестселлера российского рынка — 8 779 машин. Далее с небольшим отрывом следует Lada Granta, а Vesta закрывает тройку лидеров. На четвертую строчку вышел кроссовер Hyundai Creta, сместив Solaris. В корейской компании отмечают, что в декабре популярность «Креты» была рекордной — 6 460 машин.

Lifan — по-прежнему самая популярная китайская марка. Geely оказалась в минусе, а Chery удалось значительно увеличить продажи за счет новых моделей и кредитных программ.

Почему седаны в минусе

Hyundai Solaris, Kia Rio и VW Polo несмотря на высокие позиции показали худшие результаты, чем в октябре 2016 года. В Kia причину этого связали со сменой поколений Rio, а старт нового кросс-хэтчбека Rio X-Line запланирован на середину ноября.

По мнению аналитиков агентства «Автостат», такие результаты могут быть связаны с особенностями учета у некоторых марок: предшествующий октябрю сентябрь был для них «отчетным» месяцем. Но есть и куда более веская причина: досрочное окончание действия программ господдержки, которые оказывали максимальное воздействие именно в массовом сегменте.

По теме:

Из топ-25 в октябре ушли УАЗ «Патриот» и Nissan Qashqai, но при этом появился седан Kia Optima. Корейцы объяснили это увеличением поставок популярной модели. Здорово прибавили кроссоверы VW Tiguan и Mitsubishi Outlander.

«Продажи кроссоверов массовых брендов и «входных» моделей в бизнес-классе больше всего пострадали в кризис, и сейчас они имеют наибольший потенциал для восстановления», — отметил директор по развитию компании РОЛЬФ Владимир Мирошников.

Что происходит с премиумом

Jaguar оказался в самом большом минусе среди премиум-марок — продажи сократились на 30%. Отрицательные результаты показали Audi, Lexus и Land Rover. По словам аналитиков «Автостат», падение Audi — это продолжающееся явление, и поэтому не стало сюрпризом. На результаты других брендов могли повлиять упомянутые особенности учета. Заместитель председателя правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев отметил, что на объемы продаж некоторых премиальных брендов повлияло сокращение дилерских сетей. При этом он не исключил рост продаж, когда автопроизводители найдут новых партнеров и заполнят освободившиеся на рынке ниши.

В целом премиум-сегмент растет. BMW, например, показала самый большой рост из немецкой тройки — плюс 17%, положительные результаты продемонстрировали Porsche (+25%) и Cadillac (+28%).

«В премиум-сегменте срок владения автомобилем первым владельцем не превышает трех лет. Затем старый автомобиль сдается в trade-in, а вместо него покупается новый — положение обязывает. Три года назад на рынке был бум, вызванный кризисом и девальвацией рубля, и сейчас владельцы купленных тогда автомобилей снова придут в дилерские центры», ¬– объяснил Владимир Мирошников.

Что будет дальше

«При текущих темпах восстановления годовые продажи в 2017 г. имеют хороший шанс достичь уровня, на котором был рынок в 2015 году», — отметил Йорг Шрайбер. За десять месяцев этого года уже продано 1 277 938 автомобилей, в 2015-м за тот же период — 1 322 681 автомобиль. То есть прогноз AEB выглядит излишне осторожным, тем более, что сравнение идет с проблемным периодом.

Аналитики и игроки рынка говорят о дальнейшем росте российского авторынка в 2017 г., даже несмотря на то, что со сворачиванием правительственных мер стимулирования спроса продажи в некоторых сегментах будут снижаться.

«В целом завершение программ субсидирования спроса окажет на рынок негативное влияние, но эффект будет отсроченным, поскольку в ноябре и декабре на авторынке ожидается традиционный сезонный всплеск спроса», — спрогнозировал Владимир Мирошников.

Тем не менее, Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) обратилась к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой продлить программы господдержки автомобильной отрасли в 2018 году. «В случае отмены или существенного сокращения программ господдержки стимулирования спроса в 2018 г. существует высокая вероятность не только прекращения текущего роста, но и снижения объема продаж», — считают в РОАД.

Комментарии