Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
На чем ездить в 2025-м: беспилотники и другие российские разработки
На чем ездить в 2025-м: беспилотники и другие российские разработки
Фото: Northeastern University, stroi.mos.ru, Bosch, Volkswagen, mos.ru, lada.ru
Статьи 16 августа
Иван Ананьев
Статьи 16 августа
Иван Ананьев
На чем ездить в 2025-м: беспилотники и другие российские разработки
Дмитрий Медведев поручил профильным министерствам разобраться с беспилотными автомобилями и построить инфраструктуру для электрокаров. Зачем это нужно и почему в стране пока сложно с новыми технологиями

Премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручения ряду ведомств проработать вопросы эксплуатации беспилотных транспортных средств, электрокаров и газомоторных автомобилей. Так, в рамках отраслевой ассоциации «Автонет» должны быть решены вопросы телекоммуникационной инфраструктуры для беспилотного транспорта, а также юридические аспекты его эксплуатации.

Ряду технических ведомств поручено разработать стандарты для АЗС и зарядных станций. Юридические и транспортные ведомства Медведев обязал навести порядок с правами для водителей электрических автобусов. А экономическим и финансовым министерствам поручено включить в Стратегию развития автопрома до 2025 г. положения о газомоторной технике.

Какая потребуется инфраструктура

Чиновники уверены, что для беспилотников нужны умные дороги с датчиками и информационными системами. Технически ехать в трафике, следить за знаками, придерживаться разметки и адекватно реагировать на действия пешеходов автомобили способны уже сейчас, однако электроника хуже работает в темное время суток и при плохих погодных условиях.

Еще в феврале федеральное дорожное агентство Росавтодор заявило о планах подготовить российские дороги для беспилотников и установить на них ряд электронных устройств. Сейчас технология проходит тесты в Финляндии, а концу года в соответствии с ней должны были подготовить один из участков платной трассы М11 из Москвы в Санкт-Петербург. Именно на этом участке и начнутся официальные испытания беспилотников на дорогах общего пользования.

Сами производители не ждут поддержки государства в этом вопросе и полагаются на возможности собственных систем искусственного интеллекта, которые будут работать на данных радаров и оптических камер. Именно такой подход исповедует компания Cognitive Technologies, разрабатывающая системы автономного управления для КамАЗа.

Для испытаний в городских условиях будут создаваться полигоны, имитирующие естественную среду мегаполиса с парковками, переходами и автобусными остановками. Первый такой полигон организован на территории столичного технопарка Калибр. Это небольшая трасса длиной около 400 м с дорожными знаками и круговым движением, где сейчас ездит автобус Matrёshka. Кроме того, доступ на полигон откроют студентам московских вузов с их собственными проектами.

Что нужно поменять в законах

Вывести беспилотники на дороги общего пользования мешает отсутствие законодательной базы. Изменения придется вносить не только в ПДД, но и в уголовный и гражданский кодексы, а также страховое законодательство, чтобы прописать ответственность за возможный ущерб, причиненный беспилотным транспортом. Изменения в гражданский кодекс коснутся понятия доверенности на право управление беспилотником и приравняют его к понятиям автомобиля, транспортного средства и источника повышенной опасности. Кроме того, такой автомобиль наделят статусом имущества.

По теме:

В российских законах «О безопасности дорожного движения» и ОСАГО также появится определение беспилотника. В предварительной редакции беспилотным транспортным средством называется механическое транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, которое может передвигаться без участия водителя. Кроме того, законодатели намерены описать процесс движение беспилотника как управление автомобилем с системой искусственного интеллекта без помощи водителя.

На первом этапе законодательство разрешит использование беспилотников только при наличии в кабине водителя, который в случае необходимости сможет взять управление на себя. При этом вся ответственность за возможные ДТП будет лежать именно на водителе. Однако в течение нескольких последующих лет законодательство снова придется менять, когда необходимость контроля электроники полностью отпадет.

Согласно первоначальному проекту, беспилотный автомобиль помимо системы ручного управления должен будет иметь видеорегистраторы и «черный ящик» для записи параметров движения. При этом эксплуатация беспилотника с неисправными или грязными видеокамерами и датчиками будет запрещена. Кроме того, беспилотное транспортное средство должно будет иметь соответствующие опознавательные знаки.

Что будет с зарядными станциями для электромобилей

Инфраструктуры для зарядки электромобилей в России фактически нет, и подтолкнуть ее развитие можно только законодательно. C 1 ноября 2016 г. все придорожные заправочные станции должны оснащаться зарядками для электромобилей, однако фактически это требование не выполняется, поскольку наказания за нарушение нет. Поэтому же заинтересованным регионам приходится развивать инфраструктуру самостоятельно.

Московские власти регулярно обещают увеличить количество электрозаправок, но из года в год ситуация не меняется. Актуальные планы обещают довести их число до 200 вместо нынешних 80. Кроме того, столичные власти и Министерство энергетики готовят поправки в градостроительный кодекс, согласно которым ни один новый торговый центр не может быть сдан в эксплуатацию без оборудования для зарядки электромобилей.

Компания Россети, в свою очередь, планирует строительство федеральной сети электрозаправок не только в городах, но и на трассах. Первые появятся на трассах «Дон» и «Кавказ» уже до конца года, а к началу следующего их число достигнет 190 единиц. Одновременно готовятся изменения в ПДД, вводящие термин «электромобиль» и дорожные знаки «Стоянка для электромобилей» и «АЗС для электромобилей».

Наконец, должна появиться инфраструктура для зарядки электробусов. Инициатором проекта выступил Департамент транспорта Москвы, а поддержали его несколько региональных организаций. Система быстрых станции высокой мощности проектируется с привлечением компании Siemens.

Что будет с российскими электробусами

Столичные власти несколько лет подряд проводят испытания автобусов на электрической тяге, а в августе опубликовали техзадание на электробусы для Москвы. Автобус должен вмещать до 85 пассажиров, разгоняться до 70 км/ч, иметь запас хода от 35 до 50 км и заряжаться не дольше 20 минут.

Машины, которые вскоре могут выйти на столичные улицы, делают почти все российские производители. Так, в прошлом году в столице испытывали электробус марки КамАЗ, а в январе аналогичную машину представил ЛиАЗ. Свой вариант обещали показать и представители компании Volgabus, у которой есть две готовых модели, уже засветившиеся на улицах Волжского.

При этом 13 электрических КамАЗов производства компании Drive Electro уже сейчас серийно эксплуатируются в Туле, еще 5 машин поставлены в белорусский Гродно. Такие электробусы используются в новых районах, где пока нет контактной троллейбусной сети. Эти машины имеют запас хода до 70 км, могут использовать инфраструктуру троллейбусных парков, а на зарядку им требуется всего шесть минут. По расчетам транспортников, электробус на треть дороже автобуса с ДВС, но еще эксплуатация дешевле и окупается он через 6-7 лет эксплуатации.

Кстати, управлять электрическими автобусами доверят тем, кто имеет троллейбусные права категории Tb – такие корректировки тоже внесут в законодательство.

Зачем использовать газ и кто на нем будет ездить

Газомоторное топливо продвигает «Газпром», заинтересованный в увеличении рынков сбыта. Речь, в первую очередь, идет о сжатом природный газе, основным компонентом которого является метан – более дешевый и экологически чистый, менее токсичный и простой в эксплуатации по сравнению с сжиженным газом (пропан-бутаном). Группа КамАЗ выпускает целый ряд метановых моделей – от обычных грузовиков и тягачей до спецтехники и автобусов марки НЕФАЗ. Кроме камазовской техники, «Газпром» уже не первый год эксплуатирует метановые внедорожники Lada 4х4 CNG, а в Липецке и Краснодаре работают газовые автобусы Volgabus.

Транспортникам переход на метан сулит снижение стоимости перевозок. Опытный UAZ Patriot, который год отработал в Минэнерго, позволил сэкономить 42% затрат на топливо. Но основной проблемой является неразвитость инфраструктуры – даже в Москве количество заправочных станций не превышает десятка. Зато популярность таких машин растет в регионах – это, например, юг России, Татарстан и Башкирия. Всего в стране действуют около 300 метановых станций.

Единственный легковой автомобиль серийного производства на сжатом газе выпускает АвтоВАЗ, и эту машину можно купить у дилеров. Битопливная (бензин+газ) Lada Vesta стоит от 580 900 руб., поскольку переделки субсидируются государством. Машина имеет дополнительный топливный бак за задним диваном и способна на полной заправке проехать около 1000 километров.

Комментарии