400 тысяч в яму: как возместить ущерб от плохих дорог
400 тысяч в яму: как возместить ущерб от плохих дорог
Фото: Lori.ru, Rosyama.ru, Gbuador.ru, Global Look Press
Статьи 22 марта
Иван Ананьев
Статьи 22 марта
Иван Ананьев
400 тысяч в яму: как возместить ущерб от плохих дорог
За что владелец дороги может получить полумиллионный штраф, как латают асфальт после зимы, кто отвечает за качество ремонта и кому предъявлять претензии, если автомобиль пострадал, попав в дорожную яму

В центральный регион страны пришла ранняя весна, снег сошел почти полностью, а в середине марта асфальт даже начали мыть шампунем. К счастью, массовых аварий из-за провалов полотна или внезапных обледенений, как было в прошлые годы, столице удалось избежать. Однако весну дороги встречают не в лучшей форме – на магистралях и во дворах появилось огромное количество ям, которые далеко не везде успевают быстро заделать.

Как и прежде, в образовании ям дорожники винят аномальную зимнюю погоду, тяжелые грузовики, нарушающие регламент, и недостаток финансирования. Сейчас на дорогах идет ямочный ремонт – дорожники говорят, что пока не установится сухая теплая погода, укладка асфальта традиционным горячим способом не будет эффективной. А автомобилисты продолжают попадать в выбоины и чинить подвески своих машин.

Что такое ямочный ремонт

Зимой и в начале весны дорожники используют технологии ямочного ремонта. Заплатки делают с помощью литого или холодного асфальта. Смесь укладывается при температуре 190-220 градусов. Холодный асфальт предпочтителен для мелкого и срочного ремонта дороги и не требует привлечения крупной дорожной техники – смесь засыпают вручную и уплотняют виброплитой, а далее она отвердевает под колесами машин. Такие заплатки должны продержаться несколько месяцев до наступления ремонтного сезона. Дорожники считают такой ремонт временным и делают его для того, что чтобы остановить дальнейшее разрушение дорог. 

Какие ямы считаются допустимыми

Размеры дорожных ям в России четко регламентируются ГОСТом 50597 - 93 года. Яма может иметь длину не более 15 см, ширину – не более 60 см, глубину – не более 5 сантиметров. Если превышен любой из параметров, попавший в яму автомобилист имеет право на компенсацию от дорожников. Кроме того, закон регламентирует и четкие временные рамки на устранение повреждений покрытия. Дороги первой категории (автомагистрали и скоростные дороги с 4 полосами и более) должны быть отремонтированы в течение 120 часов, время ремонта магистралей второй категории (нескоростные дороги в 2-4 полосы) не должно превышать 168 часов, на трассы третьей категории (2-полосные шоссе шириной 3,5 м) выделяется 240 часов.

Есть ли штрафы за плохие дороги

Ответственность организаций и частных лиц за ненадлежащее содержание дорог прописана в Административном кодексе. По статье 12.33 КоАП за «повреждение дорог, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия» размер штрафа для физических лиц варьируется от 5 до 10 тыс. руб., для должностных лиц достигает 20 тыс. руб., а для юридических – 300 тыс. рублей. Таким образом, получить штраф может не только организация, отвечающая за дорогу, но и любой человек, который наносит повреждения или просто загрязняет дорожное полотно.

18 марта 2017 г. были существенно увеличены штрафы по двум другим «дорожным» статьям. Статья 12.34 КоАП устанавливает санкции за несоблюдение требований безопасности при ремонте или реконструкции дорог. Например, если не выставлены ограждения и предупреждающие знаки, то штраф для должностных лиц составляет 30 тыс. руб. (вместо прежних 3 тыс.), для юридических – 200-300 тыс. рублей. А если из-за халатности дорожников пострадали люди, сумма штрафа составит соответственно 100 и 500 тыс. рублей. Наконец, по статье 19.5 КоАП можно наказать тех, кто не выполняет предписания на ремонт ям, сразу на 100 и 300 тыс. руб., хотя прежде суммы были скорее символическими: 2 и 20 тыс. рублей для должностных и юридических лиц соответственно.

Почему весной образуются ямы

Эксперты говорят, что главным врагом асфальтового покрытия являются перепады температур и вода. Например, первый заместитель главы ГБУ «Автомобильные дороги» Раис Чигликов в интервью изданию «Коммерсант» рассказал, что в процессе эксплуатации дороги битум перестает связывать щебень, в асфальте появляются трещины, куда проникает вода, и, замерзая, разрывает покрытие. Того же мнения придерживается и руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, с которым побеседовал корреспондент Autonews.ru: «Главный разрушитель дорог – это переходы через ноль: замерзло, оттаяло, снова замерзло, и так много раз». Прошлая зима в столичном регионе, по мнению экспертов, была более спокойной, без резких перепадов, поэтому и дороги год назад сохранились лучше.

По теме:

Координатор общества «Синих ведерок» Петр Шкуматов рассказал Autonews.ru, что помимо погодных условий на состояние дорог влияет качество укладки и обслуживания асфальта. «Экономия на материалах – любимый способ жуликов заработать. Во-первых, используются самые дешевые материалы, во-вторых, это низкое качество содержания дорог. Например, у нас практически престали работать с трещинами, куда проникает вода».

Сколько может стоить ремонт автомобиля после ямы

Технический эксперт сервиса CarFix Олег Чирков объясняет, что при попадании в яму на скорости машина не обойдется только повреждениями шины и диска. «В зависимости от износа элементов подвески и силы удара могут пострадать рычаг подвески, шаровая опора, рычаг и верхняя опора амортизатора, шрус, рулевой наконечник и тяга, а также рулевая рейка», – говорит специалист. По данным CarFix, минимальные цены на комплекс работ по правке диска составят от 900 руб., ремонт шины стоит минимум 1700 руб., замена рычага или шруса – от 1600 руб., амортизатора – минимум 1250 руб., а стоимость замены рулевой рейки – от 3000 до 7000 руб. в зависимости от конструкции узла. Стоимость запчастей сильно зависит от модели, а общая сумма ремонта может достигать нескольких сотен тысяч. Например, в портфеле юридической компании «Главстрахконтроль» есть дело с суммой ущерба от попадания в яму в 400 тыс. рублей.

Что делать при ДТП из-за ямы

Эксперты советуют тщательным образом задокументировать все обстоятельства происшествия. В первую очередь нужно вызвать на место сотрудников ГИБДД и попросить их составить акт о несоответствии дорожного полотна нормативным требованиям, объясняет заместитель гендиректора юридической компании «Главстрахконтроль» Инна Жаврид. Кроме того, говорит эксперт, инспектор должен зафиксировать данные об освещенности участка, наличии предупредительных знаков и ограждений в случае проведения ремонтных работ. Наконец, в акте должна содержаться информация о том, какая именно организация отвечает за данный участок дороги.

После фиксации обстоятельств ДТП машину нужно отправить на независимую техническую экспертизу, причем на осмотр необходимо вызвать телеграммой представителей ответственной организации. Начать ремонт автомобиля можно только после получения результатов экспертизы.

Куда обращаться за возмещением

Требование о возмещении ущерба нужно направить именно той организации, в зоне ответственности которой произошло ДТП. «За каждый участок дороги кто-то отвечает. Например, повреждения люков – зона ответственности Водоканала, а дороги рядом с железнодорожными путями принадлежат РЖД. Остальное – город или эксплуатирующая организация», – поясняет Инна Жаврид. Информации о балансодержателях есть у сотрудников ГИБДД. Организации-виновнику нужно выставить претензию, приложить к ней акт о состоянии дорожного полотна и заключение эксперта о стоимости ремонта по результатам независимой технической экспертизы. Организация может возместить ущерб сама либо через страховую компанию, в которой застрахована ее ответственность. Если же пострадавший имеет полис каско, то обращаться ему нужно к своему страховщику, который возьмет на себя дальнейшие хлопоты по разбирательству с ответчиком.

Можно ли обойтись без сбора справок

Даже при наличии полиса каско эксперты советуют собрать весь возможный комплект документов. «Как правило, требования о возмещении ущерба возникают при попадании в действительно серьезную яму с последствиями. Поэтому рекомендуем фиксировать все обстоятельства ДТП», – советует Инна Жаврид. Эксперт объясняет, что в таких сложных случаях страховая компания может пользоваться нюансами договора и отказаться возмещать ущерб. Особенно это касается случаев, когда пострадавший надеется на возмещение вовсе без справок. «Без справок страховщики возмещают либо пустяковые повреждения, либо по одному кузовному элементу. При попадании в яму могут возникнуть скрытые повреждения», – говорит эксперт. Кроме того, следует обратить внимание на то, покрывает ли страховка каско диски и шины.

Что делать, если виновник не отвечает на претензии

Обязанность компенсировать ущерб может суд. Для этого нужно написать исковое заявление о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, в котором в качестве ответчика указать эксплуатирующую организацию. Список документов для судебной инстанции не отличается: справка о ДТП, акт о состоянии дорожного полотна и результаты независимой экспертизы. Кроме того, в суд нужно отправить копию претензии, на которую ответчик не отреагировал.

Кто должен чинить дороги

Оценкой состояния дорог в Москве занимаются ГБУ «Экспертавтодор» и инспекторы Объединения административно-технических инспекций (ОАТИ) города Москвы, которая составляет требования об устранении дефектов и имеет право накладывать штрафы. Сотрудники Инспекции оценивают как характеристики покрытия, так и соблюдение технологии работ. Существует и понятие гарантийного срока: 3 года на дорожные работы, 1 год – на разметку. Также заявки на ремонт должны выписывать сотрудники ГИБДД. Требования о переделке дефектных участков за счет собственных средств направляются подрядным организациям или владельцу дороги.

Однако рассчитывать на гарантию в большинстве случаев не приходится, утверждает Петр Шкуматов, поскольку дорогами часто занимаются фирмы-однодневки. «Деньги выделяют ГБУ «Автомобильные дороги», а они уже сами распределяют средства на работы и ищут подрядчиков. Контракты выигрывают крупные фирмы, которые раздают дальше подряды без конкурса. В итоге исполнителей не найти, а гарантийные обязательства несет то же ГБУ, то есть государственное учреждение, и все ямы делаются все равно за счет бюджета», – объясняет общественник.

Комментарии