Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Горы вместо песков: каким будет «Дакар» в 2017 году
Горы вместо песков: каким будет «Дакар» в 2017 году
Фото: НП «КАМАЗ-Автоспорт»
Статьи 22 декабря 2016
Сергей Мельников
Статьи 22 декабря 2016
Сергей Мельников
Горы вместо песков: каким будет «Дакар» в 2017 году
Зачем организаторы марафона завели гонку в Анды, почему ралли-рейд оказался под угрозой отмены за две недели до старта и что ждет российских участников легендарного ралли-рейда

Желтая выжженная земля тянется во все стороны до самого горизонта. С одной стороны поверхность оказывается белой. Этот участок – соль, которая ровным слоем лежит на грунте. Так выглядит типичное соляное озеро в Боливии днем на высоте четырех километров над уровнем моря. Ночью температура опускается почти до нуля – и вода возвращается.

Здесь проходит ралли-рейд «Дакар» – самое сложное, долгое и изнурительное автоспортивное приключение в мире. В последние годы «Дакар» все чаще и все выше поднимался в горы. Все началось с пары сложных спецучастков в Андах три года назад. В тот момент на свидание с облаками и соляными озерами отправились только мотоциклисты. Со временем к ним добавились внедорожники, а в 2017-м в Боливию приедут грузовики. Ралли-рейд, который начинался как испытание в песках Сахары, становится другим: гонщикам приходится бороться не с барханами, а с нехваткой кислорода, а на смену вязким дюнам приходит твердый грунт южноамериканских пампасов. Пески ушли, но романтика осталась: марсианские пейзажи Аргентины и Боливии завораживают и не дают пилотам спать весь год, в течение которого они ждут «Дакар».

В 2017 г. знаменитый ралли-рейд начнется второго января. В этот день участники марафона стартуют в столице Парагвая Асунсьоне. После этого пилотов ждут шесть дней в горах Боливии и неделя в равнинной Аргентине с финишем 14 января в Буэнос-Айресе. Парагвай станет 29-й страной в истории, которая примет у себя «Дакар». Впрочем, за десять дней до старта гонки основной темой служит вовсе не Парагвай и даже не предстоящая борьба за победу. На первый план неожиданно вышла засуха в Боливии.

Под угрозой отмены

Боливия – ключевая страна предстоящего «Дакара». Спецучастки в этой стране составят всю первую половину маршрута, а в середине заезда в столице страны Ла-Пасе состоится день отдыха. Проблема в том, что прямо сейчас в Боливии свирепствует засуха. В стране давно не выпадали дожди, а нехватка воды вынуждает местных жителей в прямом смысле бежать в соседние страны. По всей стране пересыхают озера и водохранилища, в лесах зарегистрировано более 48 тыс. природных пожаров. Президент страны Эво Моралес объявил чрезвычайное положение, а в разных городах Боливии проходят массовые протесты: люди требуют восстановить нарушенную подачу воды в дома.

Тем не менее, организаторы «Дакара» уже объявили, что ралли-рейд пройдет по расписанию, но с оговоркой, что участники обязуются «выполнять все рекомендации боливийских властей». По неофициальной информации, воду для пилотов будут привозить из-за границы на грузовиках. В дальнейшем засуха и пожары в Боливии могут привести к тому, что «Дакару» придется менять географию, но никто не знает, как скоро это случится.

В новом маршруте как никогда мало песчаных участков, которые считаются главной особенностью «Дакара». Вместо пустыни организаторы приготовили пилотам ухабистые проселочные дороги в духе классического ралли, а также солончаки и плато Боливии. В то же время нестандартный характер новой трассы делает ее в чем-то даже сложнее прежних дорог – далеко не все участники готовы к изменившимся условиям. Главной трудностью станет высокогорный характер гонки: значительная часть дистанции пройдет в Андах. В таких условиях сложно придется и машинам, и людям, не привыкшим к разреженному воздуху. К примеру, сотрудники посольства России в Боливии на постоянной основе держат в кабинетах кислородные баллоны, чтобы избежать нехватки воздуха. Речь идет о людях, которые в Боливии живут и могли привыкнуть к местному климату. Когда же сюда приедут гонщики из Европы и Азии, нехватка кислорода обрушится на них внезапно.

Некоторые спортсмены начали системно готовиться к особенностям предстоящей гонки в Боливии. Например, пилоты «КАМАЗ-Мастер» проводили гипоксические тренировки в инновационном центре Олимпийского комитета России. Так спортсмены привыкали к систематической нехватке кислорода.

«КАМАЗ-Мастер» меняет состав

Российская команда «КАМАЗ-мастер» традиционно считается главным фаворитом на «Дакаре»: в активе конюшни из Набережных Челнов 13 побед в ралли-марафоне, проверенные грузовики и большой бюджет. В преддверии высокогорного ралли-рейда инженеры перекомпоновали грузовики, сместив запасные колеса и топливный бак вниз. Это позволило снизить центр тяжести, что должно улучшить управляемость.

Еще одна новинка – увеличенные радиаторы. Перед стартом гонки руководитель «КАМАЗ-мастер» и семикратный триумфатор «Дакара» Владимир Чагин рассказал на пресс-конференции, что зачастую главным ограничивающим фактором для пилотов «КАМАЗА» оказывается вовсе не скорость или надежность техники, а температура тормозов. «Пилоты вынуждены сбрасывать скорость из-за перегрева – большую часть времени в кабине они проводят, смотря не в лобовое стекло, а на приборы, где отображается температура ключевых узлов, – признался Чагин. – Поэтому перед «Дакаром»-2017 мы улучшили охлаждение мотора и тормозов».

Мощность силовых установок Liebherr, которыми оснащаются гоночные КамАЗы, по-прежнему варьируется в районе 1 тыс. л.с., добавил Чагин. «Мы можем поднять мощность, но тогда встанет вопрос, как это отразится на других деталях и их износе, а также на расходе топлива. Абсолютная мощность в ралли-рейдах не так важна, как удельная мощность», – объяснил руководитель команды.

На пресс-конференции «КАМАЗ-мастер» объявил, что при поддержке своего генерального спонсора банка ВТБ, который удвоил спонсорский бюджет для команды, приступил к проектированию собственного двигателя. В 1990-х и 2000-х коллектив использовал моторы Тутаевского моторного завода (ТМЗ), а в последние годы грузовики комплектовались швейцарскими Liebherr. Однако с 2018 г. технический регламент «Дакара» может ограничить предельный объем силовой установки 13 литрами, из-за чего существующие агрегаты не впишутся в эти требования.

В этом сезоне «КАМАЗ-мастер» поедет пока еще с прежним мотором, но с измененным составом пилотов. Место опытного Андрея Каргинова, который уже выигрывал «Дакар», займет более молодой Антон Шибалов. В прошлом Шибалов выступал в ралли-рейде «Африка» – другой марафонской гонке, которая проводится одновременно с «Дакаром». Антон дважды выиграл этот ралли-рейд, и в 2017 г. команда перевела его в Южную Америку. Место Шибалова в «Африке» займет как раз Каргинов.

Помимо «КАМАЗ-Мастер», Россию на предстоящем «Дакаре» будет представлять два экипажа в зачете автомобилей – калининградский дуэт Konturterm Racing в составе Сергея Шихотарова и Олега Уперенко, а также Равиль Маганов с Кириллом Шубиным за рулем Polaris. В категории квадроциклов на старт выйдет Сергей Карякин – на прошлом «Дакаре» пилот упустил подиум в последний соревновательный день и теперь настроен вернуться в тройку лидеров. Наконец, среди мотоциклистов заявлены Александр Иванютин и Анастасия Нифонтова – та самая гонщица, которую уличили в применении допинга и лишили гоночной лицензии. Нифонтова опротестовала свою дисквалификацию и сохраняет шанс выйти на старт.

Интрига в автомобильном зачете

В категории автомобилей в соперничество MINI и Peugeot – главное «дакаровское» противостояние последних лет – готовится вмешаться Toyota. Для этого у японской марки есть два высококлассных пилота. За рулем пикапа Hilux на старт ралли-марафона выйдут триумфаторы «Дакара» прошлых лет Жинель де Виллерс и Нассер Аль-Аттия – один из сильнейших пилотов современных ралли-рейдов. Toyota уступает конкурентам в плане техники и бюджета, но может опередить их за счет смелости и скорости своих пилотов.

Технический фаворит предстоящего «Дакара» – команда Peugeot с обновленным внедорожником 2008 DKR. В составе действующих победителей ралли-рейда выступит девятикратный чемпион мира по классическому ралли Себастьен Леб, двенадцатикратный победитель «Дакара» Стефан Петрансель и легендарный Карлос Сайнс. Оппонировать им будет немецкий коллектив X-Raid с автомобилем MINI: пилотами этой конюшни стали давний соперника Леба Микко Хирвонен, аргентинский ас Орландо Терранова и восходящая звезда ралли-рейдов Язид аль-Раджи.

В общей сложности на победу в разных зачетах «Дакара» будут претендовать несколько десятков пилотов. Горы, пески и солончаки – это лишь декорация для бескомпромиссной борьбы самых быстрых, выносливых и упрямых гонщиков на планете.

Комментарии