Autonews
Смена власти: чем запомнился сезон в Формуле-1
Фото: Global Look Press
Статьи
Антон Погорельский
Статьи 28 ноября 2016
Антон Погорельский
Смена власти: чем запомнился сезон в Формуле-1
Конец гегемонии Льюиса Хэмилтона, первый титул Нико Росберга, восхождение Макса Ферстаппена, провал Даниила Квята и другие сюжеты, которые сделали сезон-2016 в Формуле-1 особенным

Гегемония Льюиса Хэмилтона завершилась: в воскресенье, 27 ноября, на трассе Яс Марина в Абу-Даби напарник Хэмилтона Нико Росберг стал чемпионом мира Формулы-1 2016 года. Последние четыре этапа сезона немец завершил на второй позиции, но этого хватило для победы благодаря огромному очковому запасу, который накопил Нико. Autonews.ru рассказывает о противостоянии партнеров по команде Mercedes AMG и вспоминает, чем еще запомнится болельщикам сезон-2016.

Воспитанность, агрессия, чемпионство

Нико Росберг – один из наиболее трудолюбивых, корректных и правильных пилотов Формулы-1. Немец говорит на нескольких языках, ни с кем не ссорится, всегда досконально отрабатывает контрактные обязательства и никогда не позволяет себе резких высказываний в отношении соперников. Воспитанность Росберга даже заставила генерального промоутера Формулы-1 Берни Экклстоуна заявить, что победа Хэмилтона более предпочтительна для чемпионата, ведь болельщики знают и любят Льюиса сильнее прочих. Впрочем, после разговора с Росбергом Экклстоун стремительно передумал и назвал Нико «превосходным чемпионом».

На протяжении последних лет напарниками Росберга в Mercedes AMG неизменно становились легендарные чемпионы: сначала Нико провел три года бок о бок с Михаэлем Шумахером, а потом в команду пришел Хэмилтон. Все это время журналисты и фанаты старательно не замечали успехов немца. Пока его товарищи по команде получали заслуженное признание, Росберг считался недостаточно ярким и слишком скучным. Доля правды в этом была: Хэмилтон и впрямь проводил гонки более зажигательно, совершал запоминающиеся обгоны и вел себя как звезда. Показателен эпизод на Гран-при Бельгии-2014: болельщики и пресса создали скандал на ровном месте – из обычного гоночного инцидента, в котором Росберг позволил себе чуть больше, чем обычно. В тот раз зрители освистали Нико за маневр, который многократно прощался Шумахеру, Хэмилтону и многим другим. После этого немец не позволял себе лишнего.

В нынешнем чемпионате поклонники автоспорта увидели нового Росберга. Нико по-прежнему не совершал ошибок и не чудил на ровном месте, но в реальной борьбе с соперниками у пилота появилась спортивная злость. Вместо намеков на атаки, которыми часто заканчивались действия Росберга в прошлом, Нико начал уверенно теснить противников, в отдельных случаях выдавливая их за пределы трассы и показывая, что готов пойти до конца. Однажды Нико даже оштрафовали за чересчур резкий маневр, но Росберг отыграл пятисекундный штраф и сохранил позицию, несмотря на наказание.

Чемпионат 2016 г. стал для Нико Росберга лучшим в карьере – и не только потому, что немец, наконец, выиграл титул. В этом сезоне Росберг обрел решимость и желание рисковать – те самые черты, что присущи каждому чемпиону Формулы-1. И которых не было у Нико прежде.

Поломки болида Хэмилтона

Психологическая форма Росберга – не единственная причина его победы. Во многом Нико помогла машина его напарника и единственного конкурента в борьбе за титул Льюиса Хэмилтона. Для начала британец разучился стартовать: в первых гонках 2016 г. трехкратный чемпион мира несколько раз проваливал старты, отдавая Росбергу победы без борьбы. Пока Нико спокойно ехал первым, его сопернику приходилось прорываться сквозь пелотон, возвращая столь глупо потерянные позиции. Летом Хэмилтон засел за симулятор и смог вернуть себе контроль над стартовой процедурой, но важные очки были уже упущены.

Затем Хэмилтона начала подводить силовая установка: мотор Mercedes-Benz на машине британца выходил из строя в несколько раз чаще, чем любой другой двигатель той же марки. «В Формуле-1 выступают восемь автомобилей с двигателем Mercedes, но ломается [мотор] почему-то только у меня», – в гневе бросил Хэмилтон после очередного схода. Тенденция действительно необъяснима: при лимите в пять агрегатов не сезон Льюис истратил восемь – единственный из всех гонщиков немецкой марки. При этом дополнительные силовые установки приводили к штрафам, которые отбрасывали Хэмилтона на последние ряды стартового поля и, в свою очередь, еще сильнее осложняли ему борьбу за титул.

По теме:

К середине лета Хэмилтон отыграл огромный 43-очковый задел, который успел создать Нико Росберг, и начал отрываться: после Гран-при Германии британец лидировал в общем зачете с преимуществом в 19 баллов. Здесь и началась вторая волна сходов и технических проблем Хэмилтона. После Гран-при Японии британец уступал своему партнеру 33 очка – а значит, Нико было достаточно финишировать вторым во всех оставшихся гонках, чтобы даже при победах Льюиса стать чемпионом. В полном соответствии со своей репутацией Росберг сделал ровно то, что от него требовалось – и ни грамма больше. Нико заработал четыре вторых места подряд и стал 33-м в истории чемпионом Формулы-1. Через 34 года после того, как титул в Формуле-1 выиграл его отец Кеке Росберг.

Шоу Ферстаппена

«Это было шоу Ферстаппена» – сказал руководитель команды Mercedes AMG Тото Вольфф после Гран-при Бразилии, где два его пилота завоевали победный дубль. Такая реплика могла выглядеть странно – твоя команда выигрывает гонку, а ты рассыпаешься в похвалах сопернику. Но в случае с Максом Ферстаппеном условности давно отошли на второй план – кажется, пилотаж голландца никого не оставляет равнодушным. Просто посмотрите на то, что он устроил на Интерлагосе.

Сезон-2016 был годом Ферстаппена – независимо от того, любят его или ненавидят. После четырех гонок в составе Toro Rosso Макса перевели в Red Bull Racing – и 18-летний голландец выиграл первый же Гран-при за рулем новой машины. Это слишком даже для Голливудского фильма.

Последующие гонки показали, что победа в Испании – не случайность, а закономерный триумф. Шесть подиумов, постоянные победы в фанатском голосовании «Гонщик дня» (один раз Макса даже признали лучшим в гонке, где он ошибся на пит-стопе и сошел с дистанции) и регулярные атаки на грани фола. В Формуле-1 появилось уже второе правило имени Ферстаппена – это запрет менять траекторию на торможении. Первое правило – запрет дебютировать в чемпионате в возрасте менее 18 лет. Сейчас Максу 19 и, кажется, все уже смирились с тем, что в ближайшие 15 лет именно Ферстаппен будет диктовать моду в Формуле-1.

В прошлом подобный ажиотаж вызывали Айртон Сенна и Михаэль Шумахер – одни превозносили их за исключительную скорость, другие ругали за неспортивное поведение и желание победить любой ценой. В свой второй год в Формуле-1 Макс Ферстаппен вызывает столь же острую реакцию болельщиков: почти ни одна гонка не обходится без эпизода, который доводил бы до исступления одних и приводил бы в восторг других – разумеется, речь идет о борьбе за позиции с участием Макса. В тот момент, когда даже глава чемпионата Берни Экклстоун жалуется, что Формуле-1 не достает ярких личностей, Ферстаппен с лихвой компенсирует серость других участников и делает, то чего так не доставало Формуле-1 2000-х – шоу.

Ботинок Риккардо

Партнер Ферстаппена по команде Red Bull Racing Дэниел Риккардо – один из немногих, у кого получилось не затеряться на фоне голландца. Правда, для этого австралийцу пришлось пить из собственного ботинка. Пилот начал делать это на подиуме Гран-при Германии, чтобы отметить второе место, добытое в напряженной борьбе с соперниками. После финиша Дэн объяснил, что подобный ритуал – часть австралийской традиции отмечать победы в спортивных соревнованиях.

Находка Риккардо так понравилась болельщикам, что на следующих гонках фанаты снимали с себя кроссовки и поднимали их вверх – не только в знак поддержки Риккардо, но и чтобы напомнить ему, как следует отмечать успехи. Дэниел не подвел: австралиец воспроизвел трюк с ботинком на следующем этапе в Бельгии – причем в этот раз он не только попробовал шампанское сам, но и напоил им своего соотечественника Марка Уэббера, который вышел на подиум, чтобы взять интервью у призеров.

С тех фор фанаты с нескрываемым нетерпением ждут каждую церемонию награждения, в которой участвует Риккардо. Апофеоз наступил в Малайзии: австралиец выиграл. Лучшее всего происходившее на подиуме описывает слово «феерия»: Дэн не просто выпил полный ботинок шампанского сам, но и заставил сделать то же самое шефа команды Кристиана Хорнера, напарника Макса Ферстаппена и даже поверженного Нико Росберга из Mercedes AMG – скривившееся лицо Росберга еще долго служило поводом для шуток болельщиков в интернете.

Неразбавленное обаяние и неуемная жизнерадостность бьют из Риккардо ключом – в плане харизмы Дэна можно назвать одним из самых ярких гонщиков Формулы-1 современности. И если в будущем Риккардо будет выигрывать регулярно, то сезон-2016 станет точкой отсчета, когда в Формулу-1 пришла чарующая традиция пить шампанское из ботинка.

Прорыв Force India и провал Ferrari

За спинами лидеров напряженная борьба кипела между командами Williams и Force India. Обе конюшни используют двигатели Mercedes-Benz, но за плечами у Williams 16 титулов в Формуле-1, а Force India никогда не поднималась выше пятой строчки в Кубке конструкторов. Сезон-2016 свел эти коллективы вместе: плотная борьба между двумя командами кипела с первого же этапа в Австралии. Force India при этом с начала года балансировала на грани выживания: поставщики команды, недовольные просроченными платежами за прошлый сезон, отказывались предоставлять готовые узлы, пока конюшня не заплатит. К счастью, индийский коллектив нашел деньги – и в конце чемпионата оказался на четвертой позиции в общем зачете. Теперь Force India считается одним из наиболее привлекательных работодателей в Формуле-1, а Williams откатывается все дальше в турнирной таблице.

Третье место в Кубке конструкторов заняла Ferrari, но едва ли знаменитая конюшня довольна таким результатом. Перед стартом сезона Scuderia планировала бороться за титул, а на деле не выиграла ни одной гонки и вчистую проиграла Mercedes AMG и Red Bull Racing. Бывший инженер команды Лука Бальдисерри даже назвал Ferrari «группой запуганных людей, которые боятся увольнения». По его словам, в современной Scuderia царит «атмосфера репрессий», из-за которой люди не могут нормально работать.

Результаты подтверждают слова Бальдисерри: Ferrari стала больше проигрывать лидерам и раз за разом упускала свои шансы из-за странной тактики. На этом фоне почти незамеченным оказался персональный провал Себастьяна Феттеля. На фоне пары удачных гонок, когда болельщики могли увидеть прежнего Себа, немец провел блеклый сезон, регулярно уступая своему напарнику Кими Райкконену. Пожалуй, еще ни разу за всю карьеру в Формуле-1 четырехкратный чемпион мира не выглядел настолько жалко – немец ругался на круговых, материл судей, обвинял соперников в собственных ошибках и просто медленно ехал. По итогам сезона Феттель занял четвертое место – следствие неплохого начала сезона, когда Себ смог набрать много очков. В итальянской прессе даже поползли слухи, что Феттель раздумывает о завершении карьеры: якобы, немец удовольствуется четырьмя титулами и захочет бросить гонки. Правда это или нет, доподлинно неизвестно, но если Феттель проведет сезон-2017 в том же темпе, Ferrari вполне может задуматься о поиске другого лидера.

Русские горки Квята

Единственный россиянин в Формуле-1 Даниил Квят начал сезон за здравие: уфимец был партнером Риккардо по команде Red Bull Racing и имел все шансы на регулярные подиумы. Один пьедестал почета Квят действительно заработал: на Гран-при Китая Даниил занял третье место. Правда, уже на следующем этапе в Сочи россиянин спровоцировал глупейшее столкновение с Себастьяном Феттелем и вскоре вылетел из команды – Квята разжаловали в молодежную команду Toro Rosso. На место Даниила взяли Макса Ферстаппена.

Последующие гонки в исполнении Квята хочется забыть: лето 2016 г. стало для пилота худшим в Формуле-1. Где-то причинами были технические неисправности, но в большинстве случаев Даниил не ехал сам: россиянин регулярно проигрывал своему напарнику Карлосу Сайнсу и то и дело оказывался в хвосте пелотона. На фоне неудач Квята пошли разговоры о его увольнении и замене на кого-то из молодых пилотов. Тем не менее, осенью Даниил вернул былую скорость и начал ехать в темпе Карлоса Сайнса.

Впрочем, чтобы заслужить продление контракта с Red Bull, Квяту пришлось стать объектом интереса со стороны другой конюшни: по слухам, Даниил привлек внимание Force India. Как только в прессу просочились слухи о возможном приглашении уфимца в индийскую конюшню, Scuderia Toro Rosso выпустила странный пресс-релиз с заголовком «Руки прочь от наших парней», в котором объявила о новом соглашении с Квятом на 2017 год.

Возможно, команда решила сохранить россиянина в преддверии смены технического регламента, когда каждому коллективу потребуется пилот, хорошо настраивающий машину. А может, в Red Bull бояться потерять кого-то из звездной пары Риккардо-Ферстаппен, а потому страхуются Квятом на случай, если тем потребуется замена. Так или иначе, будущее Даниила в Формуле-1 нельзя назвать безоблачным: продолжит ли россиянин карьеру в 2018 г., зависит от результатов в следующем сезоне.

Новый этап и смена владельца

Болельщикам Формулы-1 из СНГ минувший сезон запомнится первым в истории Гран-при в Азербайджане: гонка по улицам Баку состоялась в середине июня. Азербайджанская столица оказалась вторым городом на постсоветском пространстве, где прошел собственный этап Формулы-1 – первопроходцем стал российский Сочи в 2014 году. Гран-при в Баку обещал стать чередой аварий и красных флагов, но на деле гонщики быстро адаптировались к сложной трассе и провели довольно спокойную гонку по узким улицам Старого города.

Наконец, важным событием минувшего сезона оказалась смена компании, которой принадлежит чемпионат мира: новым владельцем Формулы-1 стала американская корпорация Liberty Media, подконтрольная миллиардеру Джону Мэлоуну. Новые владельцы уже пообещали увеличить календарь, наладить платный показ гонок в интернете и расширить возможности следить за чемпионатом. В частности, в Liberty Media намерены привезти Формулу-1 в Лас-Вегас – игорную столицу США и очень значимый рынок для спонсоров. Судьба нынешнего главы чемпионата Берни Экклстоуна пока под вопросом: по одним данным, 86-летний британец сохранит руководящую должность еще на три года, по другим – будет отправлен в отставку в ближайшем декабре.

В 2017 г. Формулу-1 ждет серьезное изменение технического регламента: по предварительным оценкам, болиды должны стать быстрее на пять секунд с круга. Если это произойдет, машины следующего года станут самыми быстрыми за всю историю чемпионатов мира. Новый сезон стартует в австралийском Мельбурне 26 марта.

Комментарии