branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Прогулки по дну: что происходит с авторынком в 2016-м

Кто пытается сместить АвтоВАЗ с лидерских позиций, и какие прогнозы теперь дают эксперты
Первое полугодие для российского авторынка выдалось не столь богатым на события, как аналогичный период 2015 года. Если тогда одни бренды объявляли об уходе с рынка, оставшиеся пересматривали модельные линейки, а эксперты и чиновники пугали громкими заявлениями, то сейчас рынок занял скорее выжидательную позицию, спокойно реагируя на изменение спроса. Громких падений и всплесков не было, если не считать отдельные немассовые бренды, на которые сильно влиял выход новых моделей.

 
Январь
 

Первый месяц года отметился антирекордом с результатом 81 849 автомобилей – худшим за последние шесть лет. Падение в сравнении с январем 2015 г. составило 29,1%. Почти все локальные заводы уходили на продолжительные каникулы и не выпускали автомобили. Дольше всех простаивал завод Hyundai из-за того, что корейцы начали подготовку к производству кроссовера Creta.

Впервые в топ-10 самых продаваемых автомобилей на российском рынке вошел новый седан АвтоВАЗа Lada Vesta, продажи которого начались в ноябре 2015 года. Новинка АвтоВАЗа с результатом 1 643 машин обошла Skoda Rapid, Lada Priora и Renault Logan. В топ-10 марок вернулся Ford, впервые с августа 2015 г. показав положительную динамику продаж. Компания реализовала в России 2 258 автомобилей, что больше на четверть, чем год назад, а наибольшую прибавку обеспечили локализованные Kuga и Focus. Кроме того, китайские бренды, падавшие весь 2015 г., в январе пошли в рост. В плюсе оказались Lifan, Geely, Brilliance и Changan, хотя в абсолютных значениях объемы продаж у них довольно скромны.

Сегмент дорогих машин продолжил расти вопреки рынку. Рост показали Cadillac, Lexus и Porsche, причем два последних прибавили по 60%. По количеству проданных машин в лидерах остались Mercedes-Benz (3 205 единиц) и BMW (1 919 машин). Кроме того, в топ-25 вновь вернулся тот самый «автомобиль за 3 миллиона» – Toyota Land Cruiser 200, цена на который начинается с отметки в 2 999 000 рублей. А вот для компании Volvo месяц оказался провальным – падение продаж на 94%.

Opel окончательно ушел с рынка. Официально марка покинула Россию в марте 2015 г., однако дилеры продолжали распродавать машины с большими скидками. Январь стал первым месяцем, когда в РФ не было продано ни одного автомобиля Opel.
 
Февраль
 

Падение продаж новых легковых автомобилей на российском рынке в феврале замедлилось до 13,4%. Темп падения оказался наименьшим за предыдущие 14 месяцев, что было во многом обусловлено низкой базой февраля прошлого года. Самым популярным автомобилем февраля стал Hyundai Solaris. А прежний лидер Lada Granta потерял позиции еще и из-за интереса покупателей к седану Vesta, который переместился с девятой на седьмую строчку рейтинга бестселлеров. За два месяца дилеры реализовали 4,5 тыс. седанов. Кроме того, на рынок вышла еще одна новинка АвтоВАЗ – хэтчбек XRAY на базе Renault Sandero.

В феврале заметно оживился рынок кроссоверов, оттянувший покупателей у бюджетных седанов. На седаны Datsun on-DO, Nissan Almera и Renault Logan спрос упал до двух раз, как и на бюджетную Lada Priora, которую завод собрался снимать с производства. С другой стороны, заметно вырос спрос на Renault Duster, резко увеличились продажи обновленного Toyota RAV4, а компактный Suzuki Vitara стал продаваться на 144% лучше, выведя в плюс всю марку.

Потеря на рынке была только одна – Subaru приняла решение прекратить продажи подорожавшего почти до 3 млн руб. купе BRZ в России и Белоруссии, хотя в дилерских центрах машины еще оставались. Позже представитель бренда пояснил, что купе все-таки будут ввозить до лета, но только по предварительным заказам.

В феврале российские автозаводы запустили программы экспорта. Так, Ford начал поставки в Казахстан седанов и хэчтбеков Fiesta российского производства. А российское представительство Renault начало производство моделей Duster, Logan и Sandero Stepway для вьетнамского рынка. Впрочем, о больших объемах поставок речь не шла.
 
Март
 

Самой громкой новостью марта стала отставка президента АвтоВАЗа Бу Андерссона. Главной причиной кадорового решения совет директоров предприятия назвал большие убытки завода (в 2015 г. АвтоВАЗ показал рекордный для себя убыток в 74 млрд руб.) и ориентацию на закупки импортных комплектующих. Кроме того, в вину Андерссону ставили слишком жесткую социальную политику на предприятии. Новым главой автогиганта стал француз Николя Мор, который прежде возглавлял румынcкую Dacia. В числе основных задач для него назывались увеличение доли бренда Lada на российском рынке, снижение убытков, улучшение качества продукции, а также проведение разумной социальной политики.

После смены главы АвтоВАЗа министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров в очередной раз заявил, что правительство не будет поддерживать завод, поскольку необходимости в этом для предприятия нет. При этом чиновник намекнул, что варианты финансирования все-таки будут обсуждаться с коллегами из Renault.

Новости о смене руководства не повлияли на рыночные результаты Lada – в целом марка продавалась лучше, чем в феврале, Vesta заняла четвертое место топ-10, Granta – третье после корейских седанов, а новинка XRAY с ходу вошла в топ-25 самых востребованных моделей на российском рынке.

Сам рынок вырос на 11% по сравнению с февралем и по абсолютным цифрам показал лучший результат с начала года. В рейтинге бестселлеров появился новичок – седан Daewoo/Ravon Gentra, который все последние месяцы продавался тиражом не менее тысячи экземпляров и являлся самой популярной моделью узбекского бренда в России. А лучшая динамика – у бренда Cadillac, продажи которого растут третий месяц подряд. В марте бренд реализовал 140 автомобилей – на 241,5% больше, чем годом ранее.


 
Апрель
 

Падение продаж новых легковых автомобилей на российском рынке в апреле замедлилось до 8,5% против 10% в марте. В процентном соотношении это стало наименьшим сокращением спроса за 15 месяцев, однако в абсолютно выражении авторынок показал худший результат за 10 лет, а в статистике продаж вновь появились пугающие цифры. Так, продажи SsangYong упали на 86%, Honda – на 82%, Datsun – на 68%. Всего в апреле россияне купили 121 272 машин. Антирекорд, который продемонстрировал рынок, в равной коснулся как апреля, так и совокупного результата первых четырех месяцев года. Правительство заявило о грядущем продлении мер по стимулированию и господдержке рынка, включая программы по стимулированию экспорта транспортных средств.

Но для АвтоВАЗа апрель оказался позитивным – марка Lada впервые за два года увеличила продажи автомобилей сразу на 8% по сравнению с апрелем 2015 года, а Granta вернула себе первое место рейтинга бестселлеров. При этом Hyundai и Kia, скорректировавшие ценники, потеряли доли рынка. В топ-10 самых популярных автомобилей на российском рынке вошли девять моделей российского производства.

На фоне падения спроса на бюджетные машины вновь начали расти продажи премиальных автомобилей. В плюсе оказались почти все бренды, но самый заметный рывок совершили Jaguar (+48%) и Volvo (+52%), которая резко вышла из затяжного пике с выводом на рынок нового кроссовера XC90.

В апреле с рынка ушли две китайские модели – компания Geely завершила поставки и производство автомобилей MK и MK Cross, которых с 2008 г. было продано около 50 тыс. штук. Запаса машин у дилеров хватило еще на два месяца.
 
Май
 

Падение продаж новых легковых автомобилей на российском рынке в мае ускорилось до 14,5% против 8,5% в апреле – реализовано 107 665 машин. Вновь ушла в минус Lada, а сбыт Hyundai упал сразу на 22% – опять-таки из-за остановок производства для модернизации. Упал спрос на популярные кроссоверы Nissan X-Trail, Toyota RAV4 и Lada 4x4. Наконец, скромно выступили даже премиальные марки. Объем рынка люксовых автомобилей впервые упал более, чем на 20%, и лишь бренд Jaguar с новинкой F-Pace смог увеличить продажи вдвое.

Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса пересматривает свой прогноз продаж на 2016 год. Новая цифра в 1,53 млн новых автомобилей при самом оптимистичном сценарии, то есть на 4,7% меньше, чем в 2015 году.

Nissan прекратил продажи кроссоверов Juke. Модель исчезла с официального российского сайта компании, и дилеры перестали принимать заказы на машину. На складах дилеров автомобили остались до сих пор, но новых поставок не будет. Не исключено, что место Juke на российском рынке займет бразильская модель Nissan Kicks – приподнятый хэтчбек с внедорожным обвесом, который станет официальным автомобилем Олимпийских игр в Рио.

Самой главной новинкой рынка в мае стал кроссовер Renault Kaptur московской сборки, производство которого официально стартовало в самом конце апреля. Из новинок рынка можно отметить узбекский хэтчбек Ravon R2, который стал самым дешевым автомобилем рынка с «автоматом». Прием заказов на автомобили стартовал еще в марте, но первая партия была отгружена только в мае. Среди причин задержки назывался арест топ-менеджеров GM Uzbekistan по обвинению в махинациях с поставками машин.
 
Июнь
 

Очередное падение – и АЕБ вновь пересматривает прогноз на год до 1,44 млн. штук, что означает падение на 10,3% по сравнению с 2015 годом. В июне рынок потерял 12,5% против 14,5% в мае – россияне купили 122 633 новых машин. По мнению экспертов АЕБ, рынок сжимается быстрее, чем предполагалось в начале года.

Впервые в истории рынка первые две позиции рейтинга бестселлеров заняли иномарки – Hyundai Solaris и Kia Rio. Корейские модели практически сохранили объемы продаж, а спрос на Lada Granta упал вдвое, и модель откатилась на третье место. И впервые Granta уступила лидерство по итогам шести месяцев. Тем не менее, марка Lada с солидным преимуществом остается лидером рынка как по итогам июня, так и по результатам полугодия. В первой десятке бестселлеров июня обосновались только модели российской сборки, а по итогам полугодия в список вклинилась единственная чистая иномарка – кроссовер Toyota RAV4, который по объемам среди кроссоверов продаж уступает только Renault Duster.

На заводе Nissan под Санкт-Петербургом начался выпуск кроссовера Murano третьего поколения, а на соседнем предприятии Hyundai презентовали кроссовер Creta. Серийный выпуск корейской модели начнется в августе.

Глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев, в свою очередь, спрогнозировал, что к концу года будет реализовано 1,5 млн машин. Чиновник посетовал, что у России пока не получается даже в нынешних выгодных условиях курсовых соотношений активно выйти на экспорт.
 

 

Самые продаваемые автомобили российского авторынка
в первом полугодии
 

Иван Ананьев
Фото: Depositphotos, РБК, компании производители