Электрический разряд: как возрождается Saab
Электрический разряд: как возрождается Saab
Autonews рекомендует
< >
Autonews рекомендует
< >
Статьи 20 января
Статьи 20 января
Электрический разряд: как возрождается Saab
Зачем китайцы перезапускают Saab 9-3, и в каком виде легендарная марка может вернуться на автомобильный рынок...
Электрический разряд: как возрождается Saab 
Возродить легендарную марку Saab поможет выпуск электрических автомобилей. Консорциум National Electric Vehicle Sweden (NEVS), который с июня 2012 года владеет отделением Saab Automobile AB, получил от китайской компании China Volant Industry (Volinco) заказ на поставку в период с 2017 по 2020 годы 20 000 электромобилей Saab 9-3 EV. За эти машины NEVS получит почти миллиард долларов и некоторые технологии аэрокосмической сферы, которыми владеет Volinco. По данным агентства «Рейтер», Volinco берет электрокары для себя, а пользоваться ими будут сотрудники компании.

Заказ Volinco на поставку электромобилей стал для владельцев Saab уже вторым. В декабре прошлого года NEVS заключила с китайской компанией Panda New Energy, которая занимается лизингом экологически чистых машин на внутреннем рынке Поднебесной, соглашение о поставке 150 тыс. Saab 9-3 EV, рассчитанное на четыре ближайших года. Помимо непосредственно автомобилей контракт стоимостью 12 млрд долл. предусматривает поставку еще 100 тыс. электрических компонентов, а также услуги по сервисному обслуживанию техники. По данным американского портала Autoblog, оба соглашения предусматривают загрузку завода Saab в шведском Трольхеттене, где будут изготавливаться автомобили и большая часть компонентов, а также их досборку в китайском Тянцзине - там NEVS совместно с китайскими партнерами с прошлого года строит завод.


Первое время электрокары будут передавать клиентам только по договорам лизинга, а с 2017 года 9-3 EV поступит в свободную продажу в Китае и Швеции. Эти контракты на производство и поставку электромобилей могут стать самым серьезным шагом к возрождению марки Saab. Но все это станет возможным только при стабильном финансирование проекта, с чем NEVS все последние годы испытывал немалые трудности.

Консорциум NEVS, созданный инвесторами из Японии, Гонконга, Швеции и Китая, купил активы обанкротившегося Saab в 2012 году. Глава компании Кай Йохан Цзян обещал переориентировать Saab на выпуск электромобилей и собирался начать «новую эру в автоиндустрии». Выход на рынок обновленный Saab должен был начать с Китая, который сегодня является крупнейшим рынком для электромобилей и прилагает массу усилий для создания нужной инфраструктуры. Но для начала NEVS планировал перезапустить текущие модели Saab 9-3 и 9-5, патенты на которые получил у General Motors вместе с заводом в Трольхеттене.


Тестовый выпуск седана 9-3 действительно удалось возобновить в сентябре 2013 года, с весны 2014 года началось мелкосерийное производство, но уже в мае завод в Трольхеттене пришлось вновь остановить из-за недостатка финансирования – подвели китайские партнеры. Всего удалось изготовить менее двух сотен машин. Сразу после остановки производства на NEVS обрушилась новая напасть – аэрокосмическая группа Saab, которая предоставила компании право на использование бренда, объявила об отзыве лицензии. Вернуть право могли только серьезные денежные вливания. Судорожно пытаясь найти средства и инвесторов, компания NEVS продолжала разработки электромобилей, и осенью 2014 года был представлен электрический седан Saab 9-3 EV.



Прототипы электрокара часто показывали на выставках и даже выдавали журналистам на тесты, но полноценное серийное производство пока так и не было запущено. Спецификации и конструкция машины часто менялись, но самый ходовой прототип несет на борту силовую установку калифорнийской компании American AC Propulsion. На машину устанавливается 150-киловаттный электромотор, отдача которого ограничена на уровне 100 кВт или 140 лошадиных сил. Тормоза – с функцией рекуперации энергии. Батарея емкостью 37 кВт*ч выпускается в Китае. Машина массой 1800 кг набирает первую «сотню» около 10 секунд и разгоняется до 120 километров в час. Заявленный пробег на одной заправке достигает 280 километров. Причем платформа Saab 9-3, то есть среднеразмерное джиэмовское шасси Epsilon, позволяет разместить и вспомогательный двигатель внутреннего сгорания с компактным баком по образу и подобию конструкции электромобиля Opel Ampera, который позволил бы еще больше увеличить запас хода.


Еще в конце 2013 года компания NEVS подписала соглашение с одной из крупных азиатских компаний, название которой держалось в тайне. Основным требованием к новому партнеру было бесперебойное финансирование на уровне пяти миллионов евро в месяц, что должно было позволить вновь запустить конвейер. В качестве инвесторов источники называли то индийскую компанию Mahindra & Mahindra, то китайский автогигант Dongfeng Motor. Но в итоге в мае 2015 года акции NEVS приобрели две другие китайские фирмы Tianjin Binhai Hi-tech industrial Development Area (THT) и Beijing State Research Information Technology (SRIT), совладельцами которых являются государственные структуры Китая. На двоих эти компании получили 30% акций Saab Automobile, что позволило NEVS избежать банкротства, рассчитаться с кредиторами и возобновить переговоры о возврате прав на марку Saab.

Получив инвестиции, компания NEVS возобновила работу над электромобилями и начала строительство исследовательского центра и завода мощностью 200 000 машин в год в китайском городе Тяньцзинь. На новом предприятии планируется не только дособрать Saab 9-3 EV, но и выпускать все перспективные электромобили, начинку для которых NEVS разрабатывает самостоятельно. Не исключено, что в основу будущих машин ляжет платформа Saab Phoenix, которая подразумевает установку как гибридных агрегатов, так и электроприводов. Завод в Китае, по словам президента NEVS Маттиаса Бергмана, станет важным дополнением к главной площадке в Трольхеттане и плацдармом для выхода на китайский рынок. Именно он в перспективе станет основным для марки, а в случае успеха электромобили из Трольхеттена пойдут на экспорт.


Более того, с августа прошлого года в числе партнеров NEVS значится и третий по величине китайский автопроизводитель Dongfeng, который будет не только оказывать шведам техническую помощь, но и поможет с организацией системы продажи и обслуживания. На первых порах китайские Saab будут продаваться в салонах Dongfeng, а потом китайцы помогут шведам выйти на рынки Европы и Северной Америки. Уже к 2018 году NEVS планирует представить еще четыре электромобиля, включая спорткупе и кроссовер, а также выйти на новые рынки сбыта. Не исключено, что на волне роста спроса на электрокары именно такой путь поможет возродить легендарную марку.

Почти одновременно с поиском инвестором NEVS начала сотрудничество с турецким правительством, и осенью прошлого года права на традиционную модель Saab 9-3 (точнее, ее техническую составляющую) приобрело правительство Турции. На базе шведской машины турки намерены разработать собственный национальный автомобиль, которого в стране никогда не было. Стоимость всей программы по созданию турецкого автомобиля оценивается в миллиард долларов. Известно, что турки успели изготовить несколько прототипов, которые и внешне, и отделкой интерьера очень напоминают Cadillac BLS – по сути, рестайлинговый Saab 9-3.


Как ранее заявлял министр науки и промышленности Турции Фикри Ишик, NEVS должны были построить несколько десятков прототипов, включая гибридные варианты и электромобили. По предварительным подсчетам, турецкий электромобиль будет локализован на 90%. Серийный выпуск турецких машин, имя которым пока еще не дали, начнется в конце 2019 года. И не исключено, что в знакомом нам виде Saab 9-3 вскоре останется только электрическим. Да и будущие модели бренда, которые разрабатываются в Китае, будут иметь мало общего с привычными машинами марки Saab. Во всяком случае, о традиционных конструкциях с двигателями внутреннего сгорания речь пока не идет.

Иван Ананьев
Фото: NEVS, Thedetroitbureau.com