Autonews
Статьи

Сделано во Франции. Как устроена гоночная команда Lada

Кто строит гоночные «Весты», почему уволили российского гонщика и чего не хватает Lada для побед в гонках...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Сделано во Франции. Как устроена гоночная команда Lada
Сделано во Франции. Как устроена гоночная команда Lada 
Ежегодно на небольшой фабрике во французском Маньи-Куре собирают четыре автомобиля Lada Vesta. Производство началось задолго до серийного выпуска гражданской версии седана – первые экземпляры европейской «Весты» были готовы еще в прошлом году. Все дело в том, что французская компания ORECA собирает гоночные модификации вазовской новинки – Lada Vesta WTCC для чемпионата мира по шоссейно-кольцевым автогонкам в классе туринг.


«С нами работают те самые люди, которые строят прототипы ORECA класса LMP2 для гонок в Ле-Мане, – рассказывает руководитель заводского гоночного коллектива «Лада Спорт Роснефть» в чемпионате мира Виктор Шаповалов. – Мы производим кузова и детали подвески в России, потом перевозим все это в Маньи-Кур. Там устанавливаем мотор и другие детали, которые покупаем у сторонних поставщиков. Французы из ORECA занимаются двигателем и аэродинамикой, а также подсказывают нам, как дорабатывать подвеску. Получается российская команда с привлечением иностранных специалистов».
 

Большую часть года гоночные Весты проводят в переездах: в календаре серии WTCC значатся 12 этапов на четырех континентах, а между гонками команда занимается тестами и доработкой конструкции. Инженеры и механики, которые обслуживают Весту во время гоночных уикендов, родом из России – французы следят только за двигателем.

«Есть еще иностранные инженеры – те ребята, кто непосредственно работает с гонщиками, – продолжает Шаповалов. – Во-первых, у этих инженеров больше опыта, во-вторых, им удобнее работать с иностранными пилотами с точки зрения языкового барьера. Но гоночный инженер – это не конструирование автомобиля, это работа с настройками».

Основных пилотов у команды три. Прямо сейчас за «Ладу Спорт Роснефть» выступают чемпион мира WTCC 2012 года Роб Хафф, участник марафонских гонок на спорткарах Ник Катцбург, а также обладатель Кубка наций A1 Grand Prix и действующий победитель «24 часов Ле-Мана» в категории LMP2 Николя Ляпьерр. Такой состав сформировался совсем недавно: трио Хафф-Катцбург-Ляпьерр провели вместе всего два этапа. В начале сезона напарниками Хаффа были Михаил Козловский и Джеймс Томпсон.
 

Томпсон – культовая фигура в мире кузовных гонок. Двукратный чемпион серии BTCC и бронзовый призер чемпионата мира сотрудничал с «Ладой» с 2009 года: на протяжении многих лет Джеймс был локомотивом тольяттинской конюшни, который помогал неопытным инженерам освоиться на международной арене. Козловский – протеже компании «Лукойл», предыдущего спонсора команды. Вплоть до начала сезона-2015 присутствие российского гонщика в российском коллективе казалось обязательным, поэтому даже невыразительные результаты Михаила в гонках не были препятствием для его выступлений. Все изменилось в середине 2015 года: Томпсона и Козловского уволили аккурат перед домашним для «Лады» этапом в Москве.

Параллельно в WTCC сменился директор. До 2013 года международное первенство возвглавлял Марчелло Лотти. В преддверии сезона-2014 организатор серии, компания Eurosport Events, уволила итальянца, а на его место наняла француза Франсуа Рибейру – человека без связей в автогонках, но с опытом работы в других спортивных соревнованиях. В разговоре с корреспондентом Autonews.ru Рибейру рассказал, что именно он убедил руководство «Лады Спорт Роснефть» избавится от российского пилота, а заодно и от 41-летнего Томпсона.

«Если вы хотите обвинить кого-то в том, что происходило с гонщиками Lada в этом году – обвиняйте меня, – признался Рибейру. – Это я пошел к Виктору Шаповалову и сказал ему: «Виктор, у тебя хорошая машина, но она находится на ранней стадии своего развития. Если ты хочешь ускорить процесс доводки автомобиля, тебе нужны три быстрых пилота. Ты не сможешь превратить «Весту» в победителя гонок с одним пилотом экстра-класса и двумя гонщиками, которые не соответствуют его уровню». Мне жаль это говорить, но Томпсон не был топ-пилотом. Просто посмотрите на его времена на круге. К тому же, у него не осталось мотивации. Он сделал много хорошего для кузовных гонок – но если у тебя нет голода до побед, ты не будешь конкурентоспособным».
 

«Я рассказал Шаповалову про Ляпьерра, – продолжил глава чемпионата мира. – Я сказал ему: «Смотри, Ляпьерр свободен. Гонщики такого калибра не так часто оказываются без контракта. И поверь, Николя недолго будет сидеть без места. Это победитель Ле-Мана, у него 15 лет опыта работы с инженерами ORECA, он выигрывал титулы в гонках с открытыми колесами. Он невероятно быстр, у него безукоризненная репутация, он профессионал с большой буквы. Если хочешь проверить – просто поговори с командами, в которых Николя выступал до этого. И дай ему протестировать машину».

Шаповалов согласился – и уже на сентябрьском этапе в Японии место за рулем «Весты» получил Ляпьерр. Сейчас на счету Николя всего четыре гонки WTCC в составе «Лады», но команда уже заключила с французом контракт на следующий год. «Мы точно сохраним Хаффа и Ляпьерра. Насчет Катцбурга пока не знаем: посмотрим, какие у него будут планы», – заявил Шаповалов.

Авторитет Хаффа в команде непререкаем. Сейчас это не просто самый быстрый и самый опытный гонщик в составе российской конюшни. Для «Лады Спорт Роснефть» Хафф – это ключ к долгосрочному прогрессу и будущим успехам. Именно Хафф принес команде первую победу в чемпионате мира на этапе в Китае в прошлом году. Причем в тот момент Роб пилотировал не новейшую «Весту», а старую «Гранту».
 

«Первый тест «Гранты»? Я предпочел бы забыть об этом опыте, – смеется Хафф. – Гранта WTCC не была гоночной машиной. Она была мечтой Виктора [Шаповалова] - он построил автомобиль с бюджетом, который не позволял ему сделать автомобиль таким, каким он хотел. При поддержке Роснефти и АвтоВАЗА нынешняя Веста стала настоящей гоночной машиной. Она как будто на три поколения новее – в плане используемых технологий, философии постройки, дизайна, качества сборки и всего остального».

После того, как титульным спонсором «Лады» стала нефтяная компания «Роснефть», бюджет гоночного коллектива ощутимо увеличился. В команде не называют точных цифр, но по оценкам сторонних наблюдателей, уровень затрат приближается к 8 млн евро. «Бюджет чемпионской команды Citroen – 20 миллионов евро, – откровенничает Шаповалов. – Это в два с чем-то раза больше, чем у нас. У Honda бюджет тоже превосходит наш, но уже не так сильно».



В данный момент АвтоВАЗ остается третьим и последним участником зачета автопроизводителей WTCC. В следующем году к Ладе, Honda и Citroen присоединится еще одна компания – похоже, речь может идти о Volvo или Kia. Параллельно с заводскими командами в международном первенстве стартуют «частники» - профессиональные гоночные команды, не связанные с крупными автозаводами. Среди таких участников наиболее востребован автомобиль Chevrolet Cruze, построенный без привлечения концерна General Motors.
 

«Сейчас дистанция между Lada и Chevrolet минимальна. Наши результаты очень близки, – оценил потенциал «Весты» Роб Хафф. – Естественно, на втором месте сейчас Honda – они постоянно занимаются тестами. Ну и Citroen в лидерах: их затраты – это какое-то безумие. И все же, я уверен: с нашей нынешней машиной нам по силам одолеть Honda до конца сезона. Зимой мы проведем огромное количество тестов и в автомобиле появится множество обновлений».

В этом году у «Лады» еще нет ни одной победы. На последнем этапе WTCC в Шанхае лучшего результата добился Ник Катцбург: голландец финишировал на четвертой позиции в утренней гонке. Первый номер команды Роб Хафф попал в аварию и до финиша не добрался – но уже во втором заезде британец исправил ситуацию и занял пятое место. За минувший сезон пилот дважды поднимался на пьедестал почета: в Японии Хафф был третьим, на этапе в России – вторым. И в отличие от предыдущих сезонов, когда результаты «Лады» больше зависели от аварий соперников и погодных условий, в этом году команда добивается прогресса поэтапно. Хафф не скрывает того, чья заслуга в этом преображении.

«Переломить русское упрямство совсем не просто, – признается чемпион мира. – Раньше Виктор Шаповалов был гонщиком – и это был далеко не лучший гонщик на планете. Теперь он работает инженером, хотя нигде не учился инженерному и конструкторскому делу. Поэтому когда тебе удается убедить такого человека в том, что он делает что-то неправильно и ему нужно изменить подход – это потрясающее чувство. А потом он видит, что новый способ работает – и это здорово. Сейчас Виктор открыт к тому, чтобы пробовать новые способы достижения цели. Именно это привело к наиболее серьезным позитивным сдвигам в этом году. Мы изменили то, как команда обслуживает автомобили, то, как мы планируем гоночный уикенд».
 

«Посмотрите, где была Lada в прошлом году – и где они сейчас. Это же невероятно. Умопомрачительный прогресс, – рассказывает Франсуа Рибейру. – А все потому, что они решили изменить методологию, скорректировать процесс работы, заменить машину и посадить за руль новых пилотов».

Еще одна причина наметившегося прогресса – это прекратившиеся метания от одной модели к другой. На протяжении последних лет «Лада» регулярно меняла гоночные машины: перед «Вестой» была «Гранта», еще раньше в WTCC ездили «Приоры». Сезон-2015 ознаменовал окончательный переход к одной модели и позволил команде сосредоточиться на доработке существующего автомобиля вместо того, чтобы в очередной раз адаптироваться к новинке.

«Впереди нас ждет нормальная тестовая зима. Первый раз в жизни у нас будет не новая машина, а машина, которую мы развиваем, – расказывает Шаповалов. – Цель на следующий год – быть не хуже Honda. Сейчас мы составляем программу, чтобы определиться с тем, что конкретно мы сможем изменить. Это не касается аэродинамики – мы будем совершенствовать только механическую часть шасси. Это дает большой эффект». «Чтобы выиграть чемпионат, нам нужны четыре года», – подытоживает Хафф.
 

Впрочем, победа в WTCC – далеко не единственная цель «Лады» в чемпионате мира. В 2016 или 2017 году АвтоВАЗ планирует запустить полноценную клиентскую программу, в рамках которой независимые команды смогут купить или арендовать Vesta WTCC для собственных гонщиков. «Желающие есть, но мы пока спускаем это на тормозах, так как все время развиваем машину, – признается Шаповалов. – Сейчас нам сложно предоставить покупателям автомобиль, который клиент мог бы эксплуатировать без всяких изменений и бесконечных доработок. Для клиентской программы нужна машина, которая не модернизируется каждый день. Может быть, на следующий год у нас появится такая возможность».

Наконец, последняя и, пожалуй, самая сложная цель «Лады» – подобрать российского пилота, который смог бы на постоянной и долговременной основе выступать в команде WTCC. «Класс пилота влияет очень сильно. Здесь в каждой заводской команде выступает чемпион мира – объясняет принцип выбора Шаповалов. – Почему у нас нет русского пилота? Потому что в России нет чемпиона мира. Есть талантливая молодежь – но она вся гоняется в Европе. К некоторым мы присматриваемся. Я бы сказал, что у нас есть пара пилотов, которые могли бы здесь участвовать. Я считаю готовыми Кирилла Ладыгина и, возможно, Михаила Алешина. Но они оба заняты [в других чемпионатах – примечание Autonews.ru]».

«Российский и европейский автоспорт находятся очень далеко друг от друга. Моя работа состоит в том, что сократить эту дистанцию. И мы сокращаем ее вместе – всей командой, – говорит Хафф. – Через пару лет я хочу видеть в чемпионате мира молодежную команду Lada Sport и полноценную программу поддержки молодых пилотов из России, которую вела бы Лада. Я хотел бы этим заняться, стать тренером для этих парней. Мы думали организовать такую программу и команду уже в следующем году, но в итоге решили, что Веста пока не готова. Как только машина будет готова – мы это сделаем. Думаю, в 2017 году вы увидите молодежную команду Лада».
 

«Я буду счастлив, когда в чемпионате появится российский пилот – признается глава WTCC Франсуа Рибейру. – Мы обсуждали эту тему с Виктором и я сказал ему: «Российскому пилоту нужен адаптационный период. Чтобы правильно привести российского гонщика в чемпионат мира, ты должен предоставить ему возможность спокойно учиться». Возьмите любого российского пилота и посадите его в заводскую Lada к Хаффу, Ляпьерру и Катцбургу – и это будут идеальные условия для провала. Чтобы добиться результата с пилотом из России, вам нужно выбрать молодого гонщика с опытом в молодежных сериях с открытыми колесами, посадить его в клиентскую команду и дать возможность понять эту категорию, привыкнуть к чемпионату без излишнего давления. Дайте ему время и не требуйте результата с первой же гонки. Я знаю, что у вас много пилотов. Я бы предпочел не опытного, а молодого гонщика, чтобы вырастить его также, как мы вырастили Норберта Михелица и как сейчас выращиваем Ма Цинхуа».

Как стало известно Autonews.ru, в следующем году в календаре WTCC может не оказаться этапа на подмосковной трассе Moscow Raceway. Организаторы чемпионата недовольны работой промоутеров с российской стороны и уже почти решили перенести российский этап в Сочи. По предварительной информации, в сезоне-2016 российский этап станет первым номером в календаре чемпионата мира: две гонки WTCC на Сочи Автодроме должны пройти 6 марта.

Антон Погорельский, специально для Autonews.ru
Фото: Лада Спорт Роснефть