«Нужно выяснять причины превышения скорости, а не пугать штрафами»
«Нужно выяснять причины превышения скорости, а не пугать штрафами»
Статьи 4 сентября 2015
Статьи 4 сентября 2015
«Нужно выяснять причины превышения скорости, а не пугать штрафами»
В ближайшее время на дорогах Подмосковья возобновят работу камеры фиксации средней скорости...
«Нужно выяснять причины превышения скорости, а не пугать штрафами» 
В Подмосковье вновь заработают камеры фиксации средней скорости. Как пояснил корреспонденту Autonews.ru источник в Центре безопасности дорожного движения Московской области (ЦБДДМО), комплексы установят на 50 участках дорог, которые определят в ходе специального конкурса. Дислокацию камер время от времени будут менять, но только после того, как с помощью комплекса количество нарушений на участке удастся снизить на 50%. Подготовительные работы должны быть завершены не позднее 1 ноября 2015 года, а сам контракт рассчитан на срок до 31 декабря 2016 года включительно. За превышение средней скорости комплексы автомобилистов будут штрафовать на сумму от 500 до 5000 рублей.

Впервые камеры фиксации средней скорости появились на дорогах Подмосковья в сентябре 2014 года. Всего в области было установлено 50 комплексов «Автодория». Большую часть камер разместили на Новорязанском и Горьковском шоссе, а также на трассах М10 «Россия» и А104 «Москва – Дмитров – Дубна». В Москве подобные приборы установили на Волоколамском и Ленинградском шоссе, в Алабяно-Балтийском тоннеле и на внешней стороне МКАД в районе Лосиного острова. Похожие комплексы работают в Татарстане, Ингушетии, Самарской, Пензенской и Ульяновской областях.

В начале 2015 года подмосковные комплексы демонтировали – по официальной версии, в связи с окончанием контракта с компанией «Автодория», которая занималась обслуживанием собственных камер. В беседе с корреспондентом Autonews.ru представитель ЦБДДМО отметил, что установка и демонтаж камер проходили в рамках эксперимента, по результатам которого будут приниматься решения о начале эксплуатации таких комплексов на постоянной основе.

Для того, чтобы определить подрядчика на установку и обслуживание комплексов видеофиксации, считающих среднюю скорость, подмосковные власти разместили заявку на портале госзакупок. «Победитель аукциона получит государственный контракт на оказание услуг по фиксации средней скорости на протяженных участках дорог, – отметил представитель ЦБДДМО. – Места для размещения камер будет определять подрядчик совместно с органами ГИБДД».


Принять участие в конкурсе может любой производитель. Помимо компании «Автодория», подобное оборудование в России способны изготовить ООО «Симикон» (комплексы «Кордон-Темп»), корпорация Строй Инвест Проект М («Стрелка») и ряд более мелких предприятий, уже поставляющих оборудование в основном на экспорт. В ЦБДДМО говорят, что камеры «Автодория», с которыми экспериментировали в прошлом году, работали хорошо, но сейчас требуются более совершенные и простые в обслуживании комплексы: «Мы ищем самое современное оборудование. Будем проводить технические испытания, и только после этого примем решение».

Тем временем правозащитники продолжают споры о том, можно ли штрафовать за превышение средней скорости, если такого понятия в российском в КоАП не существует. Однако за время эксплуатации камер ни одно взыскание судами отменено не было. Юрист издательского дома «За рулем» Сергей Смирнов считает, что в этом случае закон полностью соблюден: «В нашем законодательстве действительно не существует понятия средней скорости движения. Но и о методиках того, как именно должна определяться скорость движения автомобиля на дороге, тоже ничего не говорится. Поэтому никто не запрещает измерять скорость как одномоментно, так и на протяженном участке дороги». Кроме того, существует решение специальной комиссии МВД, которая постановила, что выявление правонарушений посредством таких комплексов является основанием для вынесения решения о наложении штрафа.

Система работает по несложному алгоритму: две камеры фиксируют время, за которое автомобиль проехал контролируемый участок, и вычисляют среднюю скорость движения. Нарушение фиксируется, если средняя скорость окажется выше максимально разрешенной на данном участке. Обмануть комплекс несложно, считает Смирнов, но затея выглядит довольно бессмысленной: «Руководствуясь простой логикой, можно рассчитать схему движения. Например, хорошенько разогнаться перед первой камерой, а потом немного постоять на обочине, не доезжая до второй. Но едва ли люди будут этим заниматься только ради того, чтобы иметь возможность один раз нажать на газ. При нормальном равномерном движении водителю просто не захочется выбиваться из привычного ритма потока».


Согласно статистике ГИБДД, аварийность на участках с установленными камерами фиксации нарушений снижается на 20–40%, но руководитель проекта Probok.net Александр Шумский уверен, что эти цифры не совсем отражают реальность: «Около 20% вообще можно считать погрешностью. Какие периоды года мы сравниваем? Какие были погодные условия, состояние дорожного полотна, плотность трафика, наконец? И если там, где висят камеры, аварий действительно становится меньше, то что происходит с аварийностью в других местах, где люди разгоняются вновь».

Эксперт считает, что в России система фиксации нарушений больше напоминает бизнес, а не средство решения дорожных проблем: «У нас камеры – это средство наказания, а не предупреждения нарушений. Нужно выяснять причины превышения скорости и использовать средства успокоения трафика – например, сужать полосы. А не запугивать граждан штрафами».

Технология расчета средней скорости движения впервые появилась в 1999 году в Великобритании, и сейчас подобные комплексы используются в Италии, Франции, Чехии, Нидерландах, Швейцарии и Австралии. По результатам исследований европейских ученых, на контролируемых участках количество пострадавших в ДТП снизилось в среднем на 77%. А вот в Германии использование таких камер запрещено законодательно – считается, что они определяют маршрут движения автомобиля, что приравнивается к вторжению в личную жизнь.

Иван Ананьев
Фото: Wikimedia.org, «Автодор»
Комментарии