branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Подиум для России. Квят стал вторым в хаотичном Гран-при Венгрии

Этап Формулы-1 в Будапеште превратился в шоу нон-стоп: гонщики обгоняли, вылетали и попадали в аварии...
Это было красиво. В свой 30-летний юбилей венгерская трасса Хунгароринг подарила болельщикам фееричный Гран-при с множеством столкновений, контактов, красивых атак, смелых обгонов и, конечно, непредсказуемым результатом. Впервые за 29 гонок на пьедестал почета не попали фавориты из Mercedes AMG. Впервые в сезоне на подиум взошли пилоты Red Bull Racing. Впервые в карьере на втором месте финишировал россиянин Даниил Квят.


Единственный шанс Квята


Намекать на будущий успех команда Red Bull Racing начала на свободных заездах в пятницу. Пилоты чемпионского коллектива Даниил Квят и Дэниел Риккардо завершили тренировочную сессию на втором и третьем месте – непривычно высоко, впереди Нико Росберга на непобедимом Mercedes F1.W06 Hybrid. Узкая и пыльная трасса в Венгрии оказалась для австрийского коллектива единственным шансом зацепиться за подиум: только здесь короткие прямые не позволяли моторам Mercedes-Benz раскрутиться до отсечки и уехать от остальных за счет превосходства в мощности.

На кургузом Хунгароринге на первый план выходит аэродинамика и общая сбалансированность шасси – те самые компоненты, которые удаются инженерам Red Bull Racing лучше всего. Специфика автодрома скрыла недостатки мотора Renault и, пожалуй, впервые позволила команде замахнуться на победу: за 12 кругов до финиша Дэниел Риккардо шел на третьем месте и всерьез перетендовал на первую строчку.


В итоге австралиец сам испортил себе гонку. Перетормозив в первом повороте, Риккардо слишком широко заехал на апекс – в попытке вернуться на траекторию Дэниел столкнулся с Нико Росбергом и повредил себе переднее антикрыло. Для пилота Mercedes AMG контакт закончился проколом колеса, Риккардо отделался заменой крыла – но шанс на победу был упущен. Каким-то чудом австралиец сохранил за собой третью строчку – вперед вышел только его напарник Даниил Квят.

Сам Квят провел не очень выразительную гонку, то и дело жаловался на износ резины, сдавал позиции без борьбы, а в начале заезда даже пропустил партнера по приказу из боксов. Тем удивительнее, что в итоге именно Квят принес Red Bull Racing лучший результат в сезоне – второе место. В пользу россиянина сыграло его умение избегать контактов: там, где конкуренты бросались в атаку и ломали машины, Квят отсиживался в обороне и не лез на рожон. Спокойная тактика принесла уфимцу первый подиум в карьере – до этого лучшим результатом Даниила было четвертое место в Гран-при Монако.

Одновременно успех в Будапеште стал лучшим результатом за всю историю выступлений российских гонщиков в «Больших призах». Прежний рекорд принадлежал Виталию Петрову: в активе спортсмена была третья позиция на Гран-при Австралии-2011.

Что случилось с Mercedes AMG


В преддверии Гран-при Венгрии статистики Формулы-1 готовились зафиксировать очередной рекорд: гоночный коллектив Mercedes AMG должен был стать первой командой, которой удалось финишировать на подиуме двумя машинами в десяти гонках подряд. Предыдущее достижение держалось 62 года – на рубеже сезонов 1952/1953 аналогичную серию выдала команда Ferrari. Мало кто сомневался, что достижение Scuderia падет – слишком велико было преимущество Mercedes AMG над всеми соперниками. Реальность удивила всех: «Мереседес» не просто не поставил рекорд, но вообще остался без пьедестала почета. На Гран-при Венгрии пилоты чемпионской конюшни финишировали на шестом и восьмом местах.

Поражение фаворитов было непредсказуемым и нелогичным. В тренировках и квалификации Льюис Хэмилтон разгромил Нико Росберга: лидер чемпионата становился быстрейшим в каждой сессии по ходу уикенда, а в решающей попытке превзошел своего напарника на нескромные полсекунды. Гегемония сыграла с британцем злую шутку. На старте Хэмилтон откатился с первой на четвертую позицию, его партнер по команде – со второй на третью. Мимо товарищей по Mercedes AMG пронеслись пилоты Ferrari Себастьян Феттель и Кими Райкконен. Второй раз подряд Хэмилтон с Росбергом проваливают старт – три недели назад в такой же ситуации их опередили пилоты Williams.

Впрочем, потери на старте можно отыграть – уверенный дубль Mercedes в том же Гран-при Великобритании доказывал, что неурядицы первых кругов компенсируются уверенным пилотажем по ходу гонки. Вместо этого гонщики чемпионской команды начали разбираться между собой. Разозленный Хэмилтон пошел в атаку на Росберга в середине первого круга – на узком участке, где обгоны невозможны в принципе. Не успев оттормозиться, Льюис пропахал гравийную ловушку и откатился на десятую позицию – чтобы затем полгонки прорываться наверх.


На этом проблемы Mercedes не закончились. Нико Росберг никак не мог найти скорость, чтобы угнаться за Ferrari – если бы не сбой в моторе Кими Райкконена, немец вряд ли смог бы подняться выше третьей позиции. В тот момент, когда финн свернул в боксы и отдал Росбергу так нелюбимую им вторую позицию, Нико столкнулся с Дэниелом Риккардо: касание лишило немца покрышки и надежды на успех. В итоговом протоколе Нико остался восьмым.


Злоключения Хэмилтона также продолжились. После второго пит-стопа Льюис оказался в плотной группе пилотов, которым не терпелось оставить чемпиона мира позади. Первым в этой группе был все тот же Риккардо: увлекшись борьбой впереди себя, Льюис, похоже, просто не заметил отчаянную атаку Дэна в первом повороте. На торможении британец не по-джентльменски выдавил соперника за пределы трассы и сломал себе переднее антикрыло. Риккардо при этом подлетел над землей всеми четырьмя колесами – но в итоге успешно приземлился и спокойно поехал дальше. Хэмилтону пришлось заезжать в боксы в третий раз: внеплановый пит-стоп отбросил спортсмена на 13-ю позицию и, казалось бы, лишил надежды на очки. «Извините меня, ребята. Это моя ошибка», - признался Хэмилтон по радио. «Поднажми, ты еще можешь попасть в очковую зону», - ответили пилоту в команде. Расчет оправдался: серия сходов конкурирующих команд в сочетании с высоким темпом Mercedes AMG позволила Льюису прорваться на шестую строчку и даже отыграть очки у Росберга – неслыханный результат для пилота, который еще за 10 кругов до финиша подумывал сдаться. Теперь Льюис опережает напарника на 21 балл в общем зачете – против 17-очкового преимущества до старта Гран-при Венгрии.

«Полудубль» Ferrari


Команду Ferrari практически не показывали в телетрансляции, но именно эта конюшня провела Гран-при Венгрии лучше всех. Безошибочный старт вывел пилотов в лидеры гонки, а дальнейшая борьба просто не касалась Феттеля с Райкконеном: экс-чемпионы мира легко уезжали от соперников и готовились завоевать первый в сезоне дубль. Все испортила система рекуперации кинетической энергии MGU-K. Гибридная составляющая мотора Ferrari отказала на машине Кими в середине заезда – с этого момента финн недополучал примерно по 80 лошадиных сил.

«Полуполомка» давала Райкконену шанс остаться на подиуме – но не вовремя выехавший пейс-кар лишил Кими накопленного отрыва. Отдав несколько позиций, Ferrari приняла странное решение перезагрузить силовую установку на машине финского гонщика: для этого Кими пришлось заехать на пит-лейн, заглушить мотор, простоять 10 секунд, а затем ждать, пока механики вновь запустят двигатель. Не помогло: потеряв круг и утратив последний шанс на очки, Кими вернулся на трассу на все таком же «придушенном» моторе с нехваткой в 80 лошадиных сил. Устав пропускать конкурентов, отставший Райкконен бросил борьбу и заехал в гараж, чтобы досрочно завершить гонку – пока его партнер по команде мчал ко второй победе в сезоне.


Ирония в том, что если бы Ferrari не бросилась исправлять поломку, Кими наверняка набрал бы очки: в гонке было столько столкновений и штрафов, что даже на «подбитой» машине финн мог бы финишировать в середине первой десятки.

Напарник Райкконена избежал проблем: Себастьян Феттель уступал лидерство только на пит-стопе, а на финише сравнялся по количеству побед с Айртоном Сенной – триумф в Венгрии стал для немца 41-м по счету. При этом Себ опережает график бразильца. Гран-при в Будапеште был для Феттеля 149-м, в то время как Сенна завоевал свою 41-ю победу в 158-й гонке Формулы-1.

Опасность: переворот и авария Force India


За спинами лидеров главной темой для обсуждений стали аварии пилотов Force India. Все началось в пятницу, когда у Серхио Переса сложился рычаг подвески: подскочив на поребрике, машина мексиканца перекувырнулась в воздухе и приземлилась на крышу. Пилот не пострадал, но команда сняла вторую машину с тренировки для выяснения обстоятельств аварии. Расследование показало: болид не выдержал наездов на высокие и ребристые бордюры Хунгароринга. Пилотам порекомендовали пореже срезать повороты и выпустили на трассу – чтобы в воскресенье в аварию угодил партнер Переса Нико Хюлькенберг.

На 43-м круге Гран-при Венгрии переднее крыло на болиде немца отломилось на скорости 320 километров в час: в конце стартовой прямой нагрузка на деталь превышала полторы тонны. Неуправляемый болид полетел в стену, а вся прямая оказалась усеяна обломками раскрошившегося антикрыла. Первые осколки полетели в едущего позади Даниила Квята, но россиянин вовремя отрулил и избежал прокола. На трассе появился автомобиль безопасности, спутавший карты многим участникам. Между тем Хюлькенберг спокойно вылез из разбитого болида, а Force India сняла с гонки оставшегося в строю Переса – две аварии за один уикенд вызвали справедливые сомнения в безопасности машины.

Опасения подогреваются тем, что новая версия болида VJM08 с индексом В дебютировала в гонках на прошлом этапе – когда над трассой шел дождь и машины не могли развить максимальную скорость. В полную силу Force India поехала только сейчас. Если в авариях виновны не поребрики Хунгароринга, а конструктивные просчеты в проектировании болида, команду ждут серьезные проблемы в оставшихся гонках чемпионата.

Мастер-класс по контактной борьбе


Самое важное и самое зрелищное: на Гран-при Венгрии было очень много обгонов. Каких-то 5 лет назад узкий автодром в Будапеште считался синонимом скучных гонок – здесь было невозможно атаковать, а большинство заездов заканчивались без единой смены позиций: результат определялся на пит-стопах. С появлением системы облегчения обгонов DRS и быстро разрушающихся шин Pirelli о «скучном» характере Хунгароринга просто забыли: третий год подряд Гран-при Венгрии становится одним из лучших этапов сезона по уровню борьбы и количеству красивых атак.

Здесь было все: классические слип-стримы в конце длинной прямой, борьба колесо-в-колесо на протяжении целых секторов, неверотяные объезды по внешней стороне затяжных поворотов и по-настоящему много касаний – колеса машин высекали дым, а контактная борьба не раз приводила к авариям. Один из таких инцидентов привел к проколу колеса Вальттери Боттаса, другой – к штрафу Квята. Даниил умудрился обогнать Льюиса Хэмилтона, находясь за пределами асфальтового полотна. Квята наказали – но 10 штрафных секунд, прибавленных к итоговому результату, не помешали российскому пилоту удержать второе место.


Список отличившихся бесконечен. Маэстро аварий Пастор Мальдонадо заработал три штрафа за одну гонку – для него это персональный рекорд. Макс Ферстаппен сломал антикрыло и получил наказание за провокацию аварии – но все равно дотянул до четвертой позиции и показал лучший результат в карьере. McLaren и вовсе набрала очки двумя машинами – оглушительный успех для команды, которая до сих пор лишь раз добиралась до финиша с двумя целыми болидами.

Впереди Формулу-1 ждет месячный отпуск. Следующий Гран-при пройдет 23 августа – за это время по гонкам соскучатся и пилоты, и болельщики. «Пилот хорош настолько, насколько хороша его последняя гонка», принято говорить в Формуле-1. Что ж, Формула, получай: чемпионат интересен настолько, насколько интересной выдалась последняя гонка. Если судить по Гран-при Венгрии, в 2015-м получается великолепный сезон.




Антон Погорельский, специально для Autonews.ru
Фото: Global Look Press