branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Гонка на остывающем асфальте. Чем запомнился Гран-при Монако

Льюис Хэмилтон по доброй воле отдал гарантированную победу в Гран-при Монако Формулы-1...
Гран-при Монако в этом году сам собой поделился на две неравные части. Первая часть длилась 64 круга из положенных 78. Этот сегмент вызывал зевоту: пилоты чинно ехали друг за другом, механики клевали носом в ожидании финиша, а единственным развлечением скучающих болельщиков стал поиск забавных фотографий с участием гонщиков. Главной темой для обсуждения стал темп охлаждения асфальта: комментаторы на полном серьезе обсуждали, что с начала гонки дорожное покрытие остыло на пять градусов.

Все изменил Макс Ферстаппен. На коротком прямом участке перед первым поворотом голландец вынес Романа Гросжана и врезался в стену, спровоцировав появление автомобиля безопасности. В следующие 14 кругов на остывающем асфальте Монако разгорелась настоящая драма: борьба Ферстаппена и Гросжана за девятое место привела к смене победителя Гран-при.

Погоня за Большим шлемом


Пилоты Mercedes AMG Льюис Хэмилтон и Нико Росберг – настоящие специалисты по Гран-при Монако. Действующий чемпион мира здесь живет, его напарник по команде в княжестве вырос: оба спортсмена числятся резидентами Монако и по праву считают Лазурный берег своим домом. Статистика выступлений в гонках по улицам Монте-Карло впечатляет не меньше. Росберг выиграл два последних Гран-при подряд, Хэмилтон первенствовал здесь в 2008-м – но какая эта была победа. Льюис выиграл гонку под дождем, приложив машину о барьер и по ходу заезда прорвавшись из глубины пелотона: достаточно сказать, что этап-2008 стал единственным Гран-при Монако за последние десять лет, когда на верхнюю ступень подиума поднялся гонщик, стартовавший не с поул-позиции. Все остальные годы заезд неизменно выигрывал человек, побеждавший в квалификации.

В 2015-м Хэмилтон твердо решил отыграться за поражения последних двух лет. Давление на Росберга началось еще до старта: перед началом уикенда команда объявила о подписании нового трехлетнего соглашения с Льюисом. По слухам, британец выторговал себе рекордную зарплату в 35 миллионов долларов в год вместе с правом забрать болид, на котором он выиграет чемпионский титул. Таких условий нет ни у одного другого гонщика в пелотоне – аналитики сошлись во мнении, что Хэмилтон выбрал Монако для новостей о контракте неслучайно. Якобы, таким маневром Льюис рассчитывал дестабилизировать напарника на его территории.

С первых же тренировок чемпион мира показывал быстрейшие времена, в квалификации привез напарнику несколько десятых и взял столь важный для статистики поул. В гонке все тоже шло как по нотам: британец выиграл старт, затянул пит-стоп и последним отправился на единственную смену резины. Отложенный визит в боксы позволил Хэмилтону ни на круг не отдать первую строчку конкурентам: все шло к уверенному Большому шлему, сколь престижному для его обладателя, столь и скучному для его конкурентов и зрителей. Одна маленькая деталь: для получения Большого шлема его получатель должен выиграть гонку. С этим компонентом у Хэмилтона возникли проблемы.

Загадка ненужного пит-стопа


До аварии Макса Ферстаппена Льюис Хэмилтон опережал Нико Росберга на 18 секунд: достаточный запас, чтобы не волноваться о своей позиции. Выход автомобиля безопасности все изменил. Появление пейс-кара означало, что все отрывы будут нивелированы – и каждый преследователь получит дополнительный шанс навязать соперникам борьбу. В такой ситуации команда Mercedes AMG зазвала Хэмилтона на пит-стоп. За 14 кругов до финиша Льюису поставили свежую резину и выпустили на трассу. На третьем месте. Вперед успели проехать Нико Росберг и Себастьян Феттель.

Оставшиеся круги превратились для Хэмилтона в безуспешные попытки атаковать Себастьяна Феттеля и проникнуть на вторую позицию. Все тщетно: узкая трасса в Монако не благоволит обгонам, и без решающего преимущества совершить опережение здесь невероятно сложно. На любой другой трассе тактика действующего чемпиона могла сработать: свежая резина дает прибавку в скорости, а современные машины Формулы-1 спроектированы специально для того, чтобы облегчить процесс обгона. Везде, кроме Монако – этот автодром слишком специфичен, чтобы следовать обшим тенденциям.

Главный вопрос повис в воздухе: зачем Хэмилтон поехал в боксы? Очевидной тактикой на Гран-при Монако был один пит-стоп: эту стратегию предпочли 10 пилотов из 17 добравшихся до финиша. Ни Росберг, ни Феттель в боксы не поехали – и в итоге без проблем довели гонку до конца. После финиша на Хэмилтоне не было лица. Льюис по собственной воле лишил себя победы: рассказать, зачем ему потребовался дополнительный визит в боксы, не смог ни он, ни председатель совета директоров Mercedes AMG Ники Лауда. Руководитель команды Тото Вольфф извинился перед пилотом за тактическую ошибку, но победу было не вернуть: вместо Большого шлема Хэмилтон финишировал третьим. На празднование успеха Нико Росберга британец не пошел.

Счастливые числа Росберга


Десять очков против 27. Такова цена победы Росберга в перспективе борьбы за чемпионский титул. После Гран-при Испании немец уступал своему партнеру по Mercedes AMG 20 баллов. Елси бы Хэмилтон довел гонку в Монако до победы, его отрыв увеличился бы до 27 очков – вместо этого Льюис отдал напарнику 10 баллов и теперь превосходит немца всего на 10 очков. Еще одна такая гонка и конкуренты сравняются – кто мог ожидать такого развития событий после трех побед Хэмилтона на старте сезона?

Впрочем, едва ли не более важной для Росберга стала другая статистика. Гран-при Монако оказался первым случаем, когда Нико выиграл две гонки Формулы-1 подряд. Предыдущие девять побед были для Нико разовым явлением – о сериях из нескольких побед оставалось только мечтать.

Наконец, Росберг оказался четвертым пилотом в истории, которому удалось выиграть три Гран-при Монако в течение трех лет. До него подобное достижение покорялось Айртону Сенне, Алену Просту и Грэму Хиллу – легендам мирового автоспорта. Попутно Росберг стал самым успешным пилотом в Монако среди всех гонщиков, выступающих в настоящий момент. Прежде Нико делил это звание с Фернандо Алонсо: на счету обоих было по две триумфа в Монте-Карло.

Приз за боевой дух


За спинами лидеров зрителей развлекали пилоты Scuderia Toro Rosso. Уличная трасса в Монако отлично подошла итальянской команде: в первой же тренировке Макс Ферстаппен показал второе время, Калос Сайнс также постоянно держался в группе лидеров. В пользу коллектива из Фаэнцы говорила каждая мелочь – в четверг перед Гран-при руководство команды всерьез рассуждало о том, смогут ли пилоты приехать на подиум.

Увы, гонщики Toro Rosso испортили все своими руками. В квалификации Карлос Сайнс не заметил сигнала судей, которые выбрали его для обязательного взвешивания, и проехал мимо комиссаров. В наказание стюарды отправили испанца на последнее место на стартовой решетке. Так вся гонка превратилась для Карлоса в бесконечный прорыв наверх.

Ферстаппен дисквалификации избежал – свою порцию проблем голландец получил в воскресенье. Механики продержали Макса на пит-стопе лишние 30 секунд: заклинившее колесо отбросило дебютанта далеко назад. Тогда команда изменила подход и переключила Ферстаппена на рискованную тактику с двумя пит-стопами: чтобы реализовать эту стратегию, Макс должен был постоянно ехать быстро и много обгонять.

Ферстаппен не подвел. В Монако невозможно обгонять? Тогда Макс пристроится в фарватере Себастьяна Феттеля и будет неотступно следовать за ним. И пусть Феттель опережает его на круг – это значит лишь то, что круговые будут расступаться перед Себастьяном, уступая ему дорогу. Ферстаппен просто забрался в воздушный мешок Себастьяна и следом за ним опережал конкурентов: так за спиной голландца остались Вальттери Боттас и его собственный напарник Карлос Сайнс.

Все закончилось на том самом 64-м круге: Ферстаппен спровоцировал аварию, выбыл из гонки и даже получил отложенный штраф в виде пяти позиций, которые прибавят к его результату на старте следующего Гран-при. Тем временем Карлос Сайнс прорвался на десятую строчку и все же попал в очки. Если бы не трагикомедия Хэмилтона, ребята из Toro Rosso стали бы основными действующими лицами этого Гран-при.

Даниил Квят и командная тактика


На Гран-при Монако Даниил Квят добился лучшего результата в карьере. Впервые за полтора года россиянин поднялся выше девятого места и финишировал четвертым – за одну гонку уфимский спортсмен набрал почти столько же очков, сколько за все время выступлений в Формуле-1. В общем зачете Даниил поднялся с 15-й на восьмую позицию. Своим успехом Квят обязан удачному старту: в первом повороте Даниил выбрал внутреннюю траекторию и опередил своего партнера по команде Red Bull Racing Дэниела Риккардо. Этот обгон предопределил всю дальнейшую гонку: пока Риккардо боролся с Райкконеном за попадание в пятерку, россиянин спокойно ехал четвертым.

Размен позиций произошел незадолго до финиша. Австралийцу поставили свежую резину, за счет которой Риккардо рассчитывал пробиться на подиум и опередить кого-то из лидеров. Когда соперники встретились на трассе, Даниилу намекнули, что напарника неплохо бы пропустить – в отличие от Квята, у его партнера был шанс подняться выше четвертой строчки. Россиянин подчинился – но на этом история не закончилась.

На последнем круге Квят спросил у команды, удалось ли Риккардо кого-нибудь обогнать. Инженеры не ответили на вопрос – но вскоре Дэниел по приказу из боксов вернул уфимцу четвертое место. В итоге Red Bull Racing получил кажущийся справедливым результат: Квят остался четвертым, Риккардо замкнул первую пятерку. На деле никто не знает, кто из напарников был бы впереди, разреши им бороться друг с другом. Квят вполне мог отбить позицию и финишировать четвертым без унизительных приказов из боксов. С тем же успехом Риккардо был способен обогнать напарника в очной борьбе и взять честное четвертое место. Как бы закончилась эта дуэль, мы уже не узнаем: стратеги из Red Bull Racing испортили красивую концовку, превратив отчаянную борьбу в кукольный театр с принудительным обменом позиций.

McLaren-Honda набирает очки


Впервые в сезоне гонка завершилась позитивным финишем для McLaren-Honda. Только на трассе в Монако, где мощность мотора не играет роли, а щадящий режим позволяет использовать двигатель не в полную силу, силовой агрегат Honda не помешал экс-чемпионам мира набрать очки. Дженсон Баттон всю гонку провел в первой десятке и в итоге финишировал восьмым – лучший результат в сезоне. Правда, напарник Баттона Фернандо Алонсо все равно сошел – на этот раз испанца подвела коробка передач.

И все же, Гран-при Монако можно записать в актив McLaren. Знаменитая команда перестала вызывать жалость, размочила счет на турнирном табло и, наконец, показала собственный прогресс. Осталось убедить инженеров из Honda доработать двигатель: по свидетельствам очевидцев, японцы не использовали ни одного жетона на совершенствование силовой установки, что ставит их в проигрышное положение по сравнению с конкурентами. Впереди McLaren ждет самое сложное испытание в сезоне: полугородская трасса в Монреале с ее четырьмя прямыми и максимальной нагрузкой на мотор. Гран-при Канады Формулы-1 состоится 7 июня.




Антон Погорельский, специально для Autonews.ru
Фото: Global Look Press