branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

В поисках дна: как падал авторынок с января по июнь

Первое полугодие 2015 года оказалось едва ли не худшим периодом за всю историю российского авторынка...
Июнь для российского авторынка стал лучшим месяцем за последние полгода. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) реализовано 140 тыс. автомобилей, что на 29,7% меньше, чем в том же месяце прошлого года, но больше, чем в любом из месяцев с января по май 2015 года. В мае падение продаж достигло 37,7%, а в апреле и марте рынок чувствовал себя еще хуже, проседая более, чем на 40%. Июньские цифры показывают признаки восстановления рынка, однако поводов для оптимизма нет. Стабильный до недавних пор рубль и госпрограммы помощи автопрому удерживают рынок на плаву, но эксперты ожидают очередного падения осенью и зимой. Autonews.ru проанализировал статистику продаж за первые полгода и вспомнил ключевые события, оказавшие наиболее заметное влияние на состояние рынка.


Январь


После декабрьской паники, когда в России было реализовано рекордное количество автомобилей за всю историю (270,6 тыс. машин), продажи быстрыми темпами пошли вниз. В январе удалось реализовать всего 115 390 машин – на 22,4% меньше, чем за тот же месяц 2014 года.

Средняя цена нового автомобиля в России достигла 1 068 600 рублей.
Из-за колебаний курсов валют цены на автомобили начали быстро расти, и некоторые бренды показали падение на 80%. Упал спрос на модели Lada (17 492 единиц, минус 26%), но корейские Hyundai и Kia показали умеренный рост (плюс 15,1 и 1,3% соответственно). Благодаря новому Rapid пошла в рост Skoda (5 125 машин, +8%). Самой популярной моделью месяца в России впервые стал Hyundai Solaris – 8 217 машин. Более устойчивым оказался премиум-сегмент. Например, продажи Mercedes-Benz выросли на 17%, Infiniti – на 46,5%, а компания Porsche благодаря новому Macan прибавила 54%.

Салоны торговали прошлогодними автомобилями и не спешили заказывать новые, а падение рубля заставляло дилеров переписывать ценники по несколько раз в месяц. По той же причине сильно подорожали кредиты – доля покупок в долг упала с 45% до 10%. Российские сборочные предприятия ушли на затяжные новогодние каникулы.


Февраль


Результат месяца – 128 298 проданных машин и падение на 37,9%. Рынок потеряли и Lada (23 639 единиц, на 23% меньше), и Hyundai (13 233, минус 5%), и Kia (12 563, минус -6%), а Honda поставила антирекорд с показателем минус 89,9%. Плохо пошли дела у Peugeot, Citroen и брендов концерна General Motors. Удивило двукратное увеличение продаж спорткаров Porsche, но все объяснялось поставками заказанных еще в прошлом году кроссоверов Macan. Эксперты Ассоциации европейского бизнеса дали оптимистичный прогноз на 24-процентное падение рынка в 2015 году, аналитики агентства PricewaterhouseCoopers (PWC) предположили снижение на 35%.

Автосборочные предприятия вновь остановили производство из-за затоваривания складов. Полмесяца не работал московский завод Renault, в коллективный отпуск ушли сотрудники калужского предприятия PSA, снизил производительность завод Nissan в Санкт-Петербурге. А вот Toyota, напротив, увеличила объемы производства и сбыта новой Camry.

Март


Рынок падал все сильнее и с результатом 139 850 машин просел на 42,5%. Завод Nissan приостановил работу. Но были и позитивные тенденции: падение рубля прекратилось, цены на автомобили начали стабилизироваться. Правительство заявило о возможности перезапуска программ утилизации и льготного автокредитования, пообещав выделить на поддержку автопрома 25 млрд рублей. В десятку лидеров рынка впервые попал седан Datsun on-DO на базе вазовской Granta, в двадцатке обосновался лифтбек Skoda Rapid калужской сборки, в число популярных вернулся обновленный UAZ Patriot. Помимо бюджетников в Топ-25 впервые оказался автомобиль стоимостью около 3 млн рублей – внедорожник Toyota Land Cruiser 200, продажи которого выросли даже по сравнению с мартом 2014 года до 1461 штуки.

General Motors объявил об уходе с рынка марок Opel и Chevrolet. Резкое повышение курса корейской воны привело к подорожанию автомобилей Chevrolet, продажи которых просто остановились. А удержать приемлемые цены на модели Opel помешала низкая степень локализации. Сборка автомобилей на калининградском «Автоторе» прекращена еще в феврале, контрактные отношения с нижегородским ГАЗом обещали завершить до конца года, а к лету в GM запланировали законсервировать собственный завод в Санкт-Петербурге. Одновременно General Motors объявил о распродажах и предложил скидки от 230 до 800 тыс. рублей в зависимости от модели. Дилеры уверяли, что запаса автомобилей хватит еще как минимум на несколько месяцев.

Заметное снижение продаж продемонстрировали и премиум-бренды: падение у Volvo, Land Rover и BMW превысило 40%, а Mercedes-Benz потерял 3%. Lexus, напротив, вырос на 29% благодаря поставкам кроссоверов NX. Появился интерес к марке smart, хотя общие объемы продаж были скромными.

Менее успешные бренды начали оптимизировать свои линейки. С рынка ушли Honda Civic и Crosstour, целый ряд моделей Citroen (C1, DS5 и пятидверный C4), Skoda отказалась от хэчтбека Rapid Spaceback, новой Fabia и минивэна Roomster, о грядущем сокращении ряда объявила Peugeot, попрощавшись с моделями 107, 208 и 508.

Апрель


Рубль начал укрепляться, но рынок отреагировал не сразу. Апрельский результат в 132 456 машины означал падение на 41,5%. Lada падала медленнее рынка, но по-прежнему держалась в лидерах: 22 859 машин, на 38% меньше. Корейцы – рядом, и у них рокировка: Kia (13 902 машин, минус 21,7%) и Hyundai (13 701 машин, минус 14%) поменялись местами. Сильно тормозил премиум-сегмент, и лишь Lexus и Porsche показали небольшой рост. В конце месяца на калужском заводе PSA вновь остановилось производство, причем вынужденные каникулы впоследствии продлили до августа.

Расшевелить рынок должна была программа льготного кредитования. За первый месяц было выдано почти 20 тыс. кредитов на автомобили российского производства 2015 года выпуска стоимостью до 1 млн рублей. Средняя ставка составила 11,23% годовых, но ажиотажного спроса на льготные кредиты не случилось, так как под них попало довольно ограниченное количество машин.

Skoda Rapid демонстрирует самый большой рост продаж.
Список бестселлеров российского авторынка возглавила Lada Granta, а прогресс продемонстрировали только две машины: Skoda Rapid продавалась вчетверо лучше, чем в апреле 2014 года, когда она только вышла на рынок, небольшой рост спроса испытал обновленный UAZ Patriot. В десятку лидеров вернулась Chevrolet Niva, хотя скидок на нее не объявляли. В Топ-25 появилось два новичка: Nissan Terrano (аналог Renault Duster) и Daewoo Gentra – недорогой вариант старого Chevrolet Lacetti узбекской сборки. Совершенно не продавались ни Chrysler, ни Alfa Romeo – в апреле реализовано по две машины каждой марки.

Май


Смягчение условий кредитования и стабилизация рубля помогли снизить темпы падения авторынка до 37,7% при результате 125 801 реализованных автомобилей. Причем падение началось даже в премиальном сегменте, который ближе к лету оказался насыщенным. К тому же на фоне небольшого оживления рынка спрос начал смещаться в массовый сегмент. Крупные автоальянсы укрепили позиции, отобрав долю рынка у слабых брендов и уходящего концерна General Motors.

Лидеры остались прежними: Lada (22 857 единиц), Hyundai (13 613 машин) и Kia (12 355 автомобилей), но самой продаваемой моделью снова стал корейский Solaris – 10 654 штук. Тяжелая ситуация возникала у брендов Chrysler (-88,2%), SsangYong (-87,8%), Volvo (-82,1%), Jeep (-82%) и Subaru (-81,3%). Из-за затоваривания складов российские заводы Nissan, Ford и Volkswagen увеличили продолжительность плановых летних каникул.

Производители начинают войну скидок, переписывая ценники.
Автопроизводители начали снижать цены. В апреле и мае ценники переписали сразу несколько брендов: некоторые продлили действие специальных цен на самые ходовые автомобили, другие запустили программы стимулирования обмена машин по системе трейд-ин, иные объявили о скидках на весь модельный ряд. Честнее других повели себя японские бренды, действительно предложив более интересные прайс-листы, но в большинстве случаев в спецпредложениях речь шла о машинах 2014 и даже 2013 годов выпуска. Привлекательными новые цены получались в результате вычитания из базовой цены скидки за год выпуска и дополнительной компенсации при сдаче старой машины в трейд-ин официальному дилеру.

Июнь


В первом месяце лета россияне купили 140 161 машин, что на 29,7% меньше, чем годом ранее. А всего в первом полугодии было реализовано 782 094 автомобилей, то есть падение продаж составило 36,4%.

В июне автомобилей Lada было продано больше, чем в любой из предыдущих месяцев года – 26 416 машин, что лишь на 12% меньше, чем в первом полугодии 2014 года. Вновь поменялись местами Kia (13 928 машин) и Hyundai (12 289 автомобилей). Спрос на Lada Granta, вернувшую себе первое место, даже вырос с 12 958 до 14 031 машин. Она же стала самой востребованной моделью по итогам полугодия с результатом 63 573 машин. Ближайший конкурент Hyundai Solaris разошелся тиражом 53 702 автомобиля. А вот китайская компания BYD, которой с начала года не удалось продать ни одной машины, покинула рынок.


10 лидеров российского авторынка по результатам полугодия


Что будет дальше

Первое полугодие 2015 года оказалось едва ли не худшим периодом за всю историю российского авторынка. Опрошенные Autonews.ru эксперты советуют не обращать внимание на июньское оживление рынка и ожидают менее оптимистичные цифры осенью и зимой. Падение продаж в последних месяцах года может достигнуть 60 процентов. Сергей Литвиненко, директор автомобильной практики Price Waterhouse Coopers, полагает, что в июне мы видим эффект низкой базы, поскольку сравниваем цифры с результатами прошлого лета, когда объемы продаж были невысоки. «Зимой, напротив, придется сравнивать с высокой базой – ажиотажным декабрьским спросом, когда люди сметали все подряд. Прогноз остается на уровне 1,4 – 1,5 млн машин, то есть годовое падение достигнет уровня 35–40%», – отмечает эксперт.

«Прогноз остается на уровне 1,4 – 1,5 млн машин, то есть годовое падение достигнет уровня 35–40%»
Эксперты сходятся во мнении, что предпосылок для роста нет, процессы оптимизации рынка еще не закончены, а дилеры испытывают проблемы. «Бренды реструктуризируются, меняют условия работы с дилерами. Есть явная тенденция к сокращению модельного ряда у тех, чьи продажи невелики», – напоминает Сергей Литвиненко. Согласен с ним и Владимир Моженков: «Рынок все еще приспосабливается, ищет дно, точку опоры. Идет жесткая конкурентная борьба, происходит расслоение дилерского сообщества: кто-то усиливается, кто-то работает на своем же уровне доходности и продаж, в лучшем случае выходя в ноль». О проблемах дилеров говорит и Светлана Виноградова, директор дилерских центров РОЛЬФ Mitsubishi Юг-Центр-Восток: «У некоторых брендов снижение превышает 70%. В таких условиях дилеры разоряются один за другим».

Рынку хорошо помогают программы господдержки, но эффект от них мог быть и выше. Светлана Виноградова сетует на то, что они работают только в нижнем ценовом сегменте: «Сильно проседают продажи автомобилей среднего сегмента, и расширение программы стимулирования автокредитов на автомобили ценой до 1,5 млн рублей позволило бы устранить этот перекос». Владимир Моженков, в свою очередь, очень надеется на продолжение госпрограмм и в следующем году: «Сейчас уже каждый третий автомобиль продается по льготной программе автокредитования или лизинга. Без господдержки мы бы недосчитались этой трети автомобилей. Надеемся, что эти программы будут присутствовать и в бюджете 2016 года, иначе с падением рынка мы не справимся».

«У некоторых брендов снижение превышает 70%. В таких условиях дилеры разоряются один за другим»
Если правительство не выделит из бюджета деньги на автокредитование и утилизацию, то рынок точно обвалится ниже удручающих показателей марта-апреля, полагает эксперт аналитической компании Автостат Инфо Александр Климнов. Он уверен, что состояние автомобильного рынка в России отражает состояние экономики в целом, которое зависит от макроэкономической ситуации в мире: «Рубль упал вслед за баррелем и обвалил автомобильный рынок, особенно в сегменте кредитных и лизинговых продаж. Весной нефть подросла в цене и подняла рубль – цены на автомобили начали падать, стал оживать автокредит. Дальше все будет зависеть от экономической ситуации в мире. Увеличение добычи нефти Ираном и замедление экономики Китая могут спровоцировать очередной обвал барреля, а с ним и следующий этап девальвации рубля. Исчезнут и льготные кредиты, и бонусы автопроизводителей».


Иван Ананьев, Евгений Багдасаров
Фото: Кекяляйнен Андрей / Фотобанк Лори, компании производители
Инфографика: Полина Авдеева