branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Межсезонье: что нужно знать о замене резины

Синоптики пугают заморозками, но процесс уже не остановить – водители спешат перейти на летний режим...
Нет плохой погоды: о чем нельзя забыть, меняя резину
Нет плохой погоды: о чем нельзя забыть, меняя резину
Синоптики пугают заморозками, но процесс уже не остановить – уставшие от шума зимнего протектора и цоканья шипов по асфальту водители спешат перейти на летний режим. Как выбрать, где купить и сменить резину – в обзоре на Autonews.ru.


Чем зимние шины отличаются от летних

Понятие зимней резины четко описывается в пункте 5.6.3. Техрегламента по безопасности транспортных средств на территории стран Таможенного союза. Это покрышки, маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри нее, а также знаками «М+S», «M&S» и «M S». Они отличаются более глубоким протектором с развитыми грунтозацепами и множеством ламелей, помогающих шине цепляться за лед. Все, что выходит за рамки этих определений, можно считать летней резиной.

Когда менять

Сезонную смену резины рекомендуется производить, когда температура воздуха преодолевает отметку 7 градусов по Цельсию. Ниже этой температуры летняя резина теряет эластичность и сцепные свойства даже на сухом асфальте, а далее начинается усиленный износ более мягкой зимней резины. Однако ранней весной с ее частыми колебаниями температуры и ночными заморозками с заменой зимних покрышек на летние стоит повременить до установления более стабильной погоды, иначе велик риск оказаться на льду с неподходящими шинами.

Как ставить и балансировать

Помимо простого рисунка протектора на шинах применяются направленный и асимметричный с ярко выраженными каналами, которые лучше отводят воду из пятна контакта. Такие шины требуют правильной установки. На боковине шин с направленным рисунком протектора находится указатель направления вращения в виде стрелки, а на внешней стороне асимметричных покрышек имеется надпись «OUTSIDE». Эта надпись всегда должна находиться снаружи. Таким образом менять между собой можно только или левые, или правые колеса.

Отдавая на шиномонтаж колеса с датчиками давления стоит сказать о них мастеру. При неумелой разбортировке шины дорогие датчики можно повредить. Балансировку колес нужно проводить при каждой сезонной смене шин, даже если меняются колеса с дисками в сборе.

Как накачивать и проверять давление

Рекомендации по давлению в шинах устанавливает автопроизводитель, причем нормы для колес разной размерности на одном и том же автомобиле могут отличаться. Кроме того, рекомендованное давление зависит от нагрузки автомобиля – чем больше в салоне пассажиров и груза, тем сильнее нужно накачивать шины. Табличка с рекомендациями производителя обычно располагается на средней стойке кузова, в торце водительской двери или на лючке бензобака.

Неправильное давление в шинах влияет на управляемость и тормозные свойства автомобиля, а также приводит к преждевременному износу покрышки. Ускоренный износ центральной части протектора говорит об избыточном давлении, боковин – о недостаточном. Если автомобиль не оснащен датчиками давления в шинах, проверять его рекомендуется не реже двух раз в месяц, причем обязательно на остывших колесах.

Запрет на использование резины не по сезону

С 1 января 2015 года вступил в силу Технический регламент, который регулирует использование сезонной резины для автомобилей на территории стран Таможенного союза. Требования документа предусматривают обязательное использование зимней резины с декабря по февраль включительно, а также вводят запрет на использование шипованных покрышек в летний период с июня по август. Причем эти границы каждый регион может корректировать самостоятельно. Однако наказания за неисполнение требований техрегламента в России пока нет, и он фактически носит лишь рекомендательный характер.

Требования и штрафы

Официальный перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, регламентирует минимально допустимую глубину протектора летних шин для легковых автомобилей и грузовиков массой менее 3,5 т на уровне 1,6 миллиметров. Протектор зимних шин не может быть меньше 4 миллиметров. Сами производители шин рекомендуют менять летние покрышки на новые при уменьшении глубины протектора до 3 мм из-за возрастающих рисков аквапланирования, то есть потери сцепления с дорогой на мокрой поверхности.

Конкретного наказания за нарушение этих норм нет, но сотрудники ДПС могут оштрафовать за несоблюдение требований по допуску автомобилей к эксплуатации на 500 рублей. Стоит помнить, что контролировать состояние резины инспекторы могут только при проведении специально организованных мероприятий и с применением необходимых технических средств. Запрет на эксплуатацию автомобиля с изношенными шинами может быть наложен и в ходе проведения технического осмотра.

Маркировка шин

Обозначение типа 195/65 R16 82T содержит информацию о размерности шины, то есть диаметре, ширине и высоте протектора. В данном случае 195 – это ширина протектора в миллиметрах, 65 – отношение высоты профиля к ширине в процентах (высота шины составляет 65% от 195 мм, то есть 127 миллиметров). R – это тип шины (радиальная), 16 – диаметр (а не радиус, как принято считать) обода в дюймах. Цифра и буква в конце шифруют индексы максимальной нагрузки и максимально допустимой скорости, в данном случае 475 кг на колесо и 190 километров в час.


Шины, предназначенные для автомобилей повышенной проходимости, часто маркируются буквами SUV. Отсутствие такой маркировки не означает непригодность шины для внедорожников. Более важным параметром является индекс нагрузки, который для машин повышенной проходимости должен быть не меньше 100 (то есть по 800 кг на колесо).

Маркировка позволяет узнать и дату изготовления шины, зашифрованную набором четырех цифр после символа DOT (например, DOT XXXX XXХХ 3512). Первые две цифры обозначают номер недели года, вторые – год изготовления.

Технология RunFlat

Это специальная конструкция шины, которая позволяет продолжать движение после прокола и потери давления. Такие шины отличаются усиленными боковинами и иной конструкцией каркаса, однако не подлежат ремонту и в случае повреждения требуют замены. На шинах типа RunFlat без ремонта можно проехать около от 80 до 160 км при скорости до 80 километров в час. У всех производителей шины RunFlat маркируются по-разному: SSR у Continental, RunOnFlat у Dunlop, RFT у Bridgestone, ZP у Michelin.

Стоит ли опасаться российских шин

Большинство иностранных производителей шин имеют в России полноценные производственные предприятия, оснащенные по всем фирменным стандартам. Процесс изготовления шин на них ничем не отличается от зарубежных заводов, а контроль качества так же строг. Как правило, шины самых ходовых размерностей изготавливаются в России, а нестандартные покрышки редкой конфигурации производители импортируют. При выпуске новой шины производитель, как правило, постепенно обновляет модельный ряд на российском предприятии, но при этом сдерживает цены и на импортируемую продукцию. Сейчас в России работают заводы компаний Nokian, Michelin, Continental, Yokohama, Pirelli и Brigestone. Страна производства шины указывается на боковине.

Где и как хранить шины

Шины без дисков нужно хранить вертикально, ежемесячно меняя их положение для перераспределения нагрузки на резину. Подвешивать и складывать их друг на друга нельзя во избежание деформаций. Шины на дисках, напротив, нельзя хранить вертикально. Колеса в сборе можно подвесить за диск либо сложить горизонтально на деревянной подставке. Перед отправкой на хранение шины рекомендуется вымыть, очистить протектор от камешков и надписать на нем мелом позицию, на которой стояла шина.

Иван Ананьев