Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Сам по себе: зачем КамАЗ разрабатывает беспилотный грузовик
Сам по себе: зачем КамАЗ разрабатывает беспилотный грузовик
Статьи 4 февраля 2015
Статьи 4 февраля 2015
Сам по себе: зачем КамАЗ разрабатывает беспилотный грузовик
Российский автопилот распознает дорожные знаки, светофоры и пешеходов с любого ракурса и в условиях плохой видимости...
Сам по себе: зачем КамАЗ разрабатывает беспилотный грузовик 
ОАО «КамАЗ» и IT - компания Cognitive Technologies запустили совместный проект по созданию грузовика-беспилотника. На его реализацию Минобрнауки в рамках федеральной целевой программы выделило 300 млн руб., еще 90 миллионов потратил на разработку сам КамАЗ.

Система автономного управления – это целый программно-аппаратный комплекс, который встраивается в серийный автомобиль. Сбором данных занимаются камеры и датчики, а управляют машиной сервоприводы на рулевой рейке, в тормозной системе и системе управления двигателем. Автопилот способен распознавать дорожные знаки, сигналы светофора, пешеходов и других участников движения с любого ракурса и в условиях плохой видимости.

«Внешне это самый обычный КамАЗ, которым может управлять как водитель, так и компьютер. Пока это лишь прототип, но машина уже сейчас самостоятельно ездить, а ближе к концу года мы покажем полностью работоспособный вариант», - рассказал корреспонденту Autonews.ru руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев.

«С этой системой мы надеемся выйти на международный рынок».

Генеральный директор Cognitive Technologies Ольга Ускова надеется, что одними лишь грузовиками дело не ограничится: «КамАЗ – один из самых успешных автозаводов, у него высокая степень готовности к внедрению подобных систем. Но это только начало – с нашей системой мы надеемся выйти на международный рынок».

Первичные вложения в размере 390 млн руб. выделены на разработку системы и постройку опытного образца. А общий объем инвестиций, необходимых для организации и запуска полноценного серийного производства комплекса, Ускова оценивает в 12 млрд руб., которые должны поступить в течение ближайших пяти лет. Помимо средств, полученных от Минобрнауки, проект должен поддержать Минпромторг и частные инвесторы. «Мы очень ждем поддержки на государственном уровне. Недавно показывали наши разработки Дмитрию Анатольевичу Медведеву, он обещал оказать содействие», – отметила гендиректор Cognitive Technologies.

Основным преимуществом отечественной системы, по мнению разработчиков, является использование пассивной модели компьютерного зрения – информация считывается только с видеокамер и датчиков. Автопилот распознает автомобили, пешеходов и любые типы препятствий, способен автономно ездить по заданному маршруту и быстро реагировать на изменение дорожной ситуации.

«Мы не ориентируемся на «умную» дорогу с хорошей разметкой и встроенными передатчиками. В перспективе нашу систему можно будет использовать на любых дорогах общего пользования», – говорит Ускова.

«Недавно показывали разработки Медведеву, он обещал оказать содействие».

По словам генерального директора Cognitive Technologies, произойдет это не раньше 2020 года. Использовать такие машины на закрытых территориях можно будет уже в течение ближайших 2-3 лет. О реальных заказах говорить пока рано, но сама технология может быть интересна разным ведомствам, уверяет эксперт: «Министерство сельского хозяйства, например, может использовать автопилоты не только на грузовиках, но и на спецтехнике, которая будет работать в полях без водителя. Есть интерес со стороны нефтегазовой отрасли. Еще одна перспективная тема – летательные аппараты. Не исключается и оборонный заказ».

Для того чтобы машины с автопилотами могли выйти на дороги общего пользования, не хватает правовой базы, говорит Олег Афанасьев: «Пока все имеющиеся проекты являются сугубо внутренними. Для того чтобы наладить массовое производство и эксплуатацию автопилотов, нужно принять пакет законодательных мер, включая изменения в ПДД и КОАП, а также четко разграничить зоны ответственности в вопросах использования беспилотного транспорта».

Автопилот для КамАЗа – не единственный подобный проект, над которым российские ученые работали в течение последних лет.

Сентябрь 2012 года. Компания RoboCV объявила о разработке автопилота для автомобилей на базе навигационной системы ГЛОНАСС. Программно-аппаратный комплекс должен был стать универсальным и мог бы размещаться на любых движущихся устройствах от складских тележек до космических аппаратов. Именно от космического ведомства компания получила первый грант в 5 млн рублей. Прототипы отрабатывались на макетах самосвалов БелАЗ, выпуск серийной продукции был намечен на конец 2013 года, а массовое производство должно было быть запущено в 2015-2016 годах. Предполагалось, что основным конкурентным преимуществом системы RoboCV станет цена – в десятки раз ниже, чем у зарубежных аналогов. На данный момент RoboCV уже предлагает серийную систему X-MOTION, которая позволяет полностью автоматизировать работу электрической складской техники от сканирования штрих-кодов и захвата паллет до доставки грузов на нужное место склада.


Ноябрь 2012 года. Институт НАМИ представил опытную беспилотную Lada Kalina, которой можно управлять дистанционно при помощи джойстика либо полностью доверившись компьютеру. Пять видеокамер распознают разметку, дорожные знаки и цвета светофора. Точные датчики определяют расстояние до автомобилей, пешеходов и других объектов. Опытный беспилотник мог двигаться со скоростью не более 20 км/ч, но разработчики обещали со временем поднять ее до 100 километров в час. Отдельная группа стилистов НАМИ работала над дизайном беспилотного автомобиля будущего. Наладить выпуск автомобиля планировалось к 2018 году.


Апрель 2013 года. Группа студентов Томского университета систем управления и радиоэлектроники представила недорогой всепогодный радиолокатор для автомобиля, который мог бы стать частью системы автономного управления. В отличие от традиционных систем цифровой обработки и распознавания изображений, в устройстве из Томска использовалась линза Ротмана – активный радар, который излучает и принимает серию радиосигналов, формируя цифровую картину окружающей среды. Устройство получилось громоздким, а точность его работы была невысокой.


Август 2013 года. Любительское конструкторское бюро «Аврора» представило уже готовый автомобиль с автопилотом – грузовую «ГАЗель», оснащенную системой камер и сервоприводами руля, тормозов и коробки передач. Несколько камер, датчиков и сканеров, включая вращающиеся, формируют объемную картинку окружающего мира и распознают деревья, здания, людей, автомобили и преграды на дороге. Вся электроника – собственной разработки. Система автоматического пилотирования разрабатывалась энтузиастами на протяжении двух лет и участвовала в ряде международных смотров.


Декабрь 2014 года. Минпромторг объявил конкурс на разработку автомобиля-беспилотника. Победитель должен был получить субсидию в размере 100 млн руб., но ни одной заявки на участие подано не было. По условиям конкурса, участвовать в котором могли только российские компании, нужно было разработать серийный легковой автомобиль B-класса с функцией автономного управления. Проект подразумевал создание систем распознавания движущихся объектов и дорожной инфраструктуры, сервоприводов управления и программного обеспечения. Первую партию беспилотников нужно было представить к 2016 году, а четыре года спустя исполнитель должен был наладить выпуск машин на сумму 1,5 млрд рублей. Ожидается, что в начале 2015 года Минпромторг возобновит конкурс.


Иван Ананьев
Фото: Kamaz.ru
Видео: Youtube.com


Комментарии