branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Выплат по ОСАГО не хватит и на половину ремонта

Рост цен на запчасти дискредитирует систему единых справочников, которая начала действовать с 1 декабря...
Выплат по ОСАГО не хватит и на половину ремонта
Выплат по ОСАГО не хватит и на половину ремонта
С 1 декабря страховщиков обязали пользоваться едиными справочниками для оценки ремонта. Однако новая система, которая была призвана уменьшить количество судебных разбирательств автомобилистов со страховщиками, с каждым днем теряет свою актуальность. Большинство официальных сервисов скорректировали цены на запчасти и расходные материалы с учетом курса рубля – цифры в каталогах уже существенно превышают расценки, приведенные в справочниках «Российского союза страховщиков» (РСА). Несмотря на то, что выплат по страховке не хватит и на половину ремонта, судиться со страховыми компаниями будет невозможно, говорят эксперты.

Согласно регламенту документа, перерасчет стоимости наименований могут осуществлять раз в полгода. Это значит, что новая версия справочника выйдет не раньше 1 июня 2015 года. Как заявил представитель РСА, столь длительный срок связан с большим количеством позиций в каталоге – там присутствует более 40 млн наименований.

За полгода, учитывая рекордное падение рубля, стоимость запчастей может повыситься очень существенно, говорят игроки рынка. Речь идет как об официальных дилерах, так и о независимых поставщиках запчастей. Представитель автосалона Nissan, который входит в дилерскую сеть «АвтоСпецЦентр», сообщил, что пока новых прайс-листов на запчасти от представительства автосалон не получал, но, судя по всему, существенно подорожание состоится с 1 января. При этом назвать приблизительный рост стоимости собеседник не смог.

Ford за последние два месяца поднял цены на запчасти в среднем на 2%. Об этом сообщил представитель дилерского центра «Ford Север». Он также добавил, что вопрос дальнейшего повышения обсуждается, однако никакой конкретики по цифрам и срокам пока нет. Представитель дилерского центра «Автомир», который занимается реализацией автомобилей марки Hyundai, сообщил, что повышение цен на запчасти и расходные материалы уже произошло, однако привести конкретные цифры отказался, назвав подорожание незначительным.

Представитель официального дилера «Opel Кунцево» в беседе с корреспондентом Autonews.ru отметил, что за последнее время стоимость запчастей в среднем повысилась на 3%. Продавцы автомобилей премиальных марок также в большинстве случаев говорят либо о незначительном повышении цен, либо о скором росте. Так, представитель «Audi Центр Москва» отметил, что пока запчасти на автомобили немецкого бренда продаются по старым прайс-листам. «Скорее всего, вскоре будет какое-то подорожание запчастей, однако на сколько, сказать пока не может – еще не получали соответствующей информации», - сообщил собеседник.

Запчасти у неофициальных дилеров дорожают быстрее: оптовые продавцы уже работают не с рублями, а с условными единицами, поэтому стоимость запчастей меняется едва ли не в режиме онлайн. Так, представитель компании «АвтоОлимп», поставщика автокомпонентов, заявил корреспонденту Autonews.ru, что отследить динамику повышения цен на запчасти сложно, так как их стоимость привязана исключительно к курсу валют и меняется каждый день.

Крупный оптовый продавец запчастей компания «Автодемпинг» за последний месяц подняла цены на кузовщину в среднем на 50%. «Дальнейшая корректировка прайс-листов возможна, но все будет зависеть от курса», - пояснил представитель компании.

Между тем в пресс-службе РСА корреспонденту Autonews.ru заявили, что тариф на полис ОСАГО фиксированный и не зависит от курса доллара. «Именно поэтому и размер выплат по такому полису не может зависеть от курса. В этой ситуации справочники в зависимости от валютных колебаний невозможно», - отметил представитель РСА.

Эксперты убеждены, что такая методика расчета в корне неверная, из-за чего вся система ОСАГО в нынешнем виде обречена на провал. Данные в справочниках некорректны, прежде всего, из-за того, что они формировались еще около полугода назад, когда курс доллара и евро были совсем другими. «Нам всем будут предлагать выплаты, которые ничего с реальной действительности не имеют. В мае курс был 47 рублей за евро, сегодня – 84. Получается, что 70-80% нам не будут доплачивать, ведь все запчасти резко подорожали. Эти деньги теперь законно недополучат автовладельцы. Система ОСАГО будет дискредитирована», - заявил в беседе с корреспондентом Autonews.ru генеральный директор «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников.

Представитель пресс-службы РСА, между тем, отмечает, что в справочнике указаны средние стоимости, которые были получены в результате анализа всего рынка. Соответственно, получив выплату, потерпевший имеет право самостоятельно выбрать, где и по какой стоимости ремонтировать свой автомобиль.

Однако авторы справочников, очевидно, не учли, что гарантийный автомобиль должен ремонтироваться исключительно у официальных дилеров – в противном случае машина досрочно сойдет с гарантии.

Это подтверждает и руководитель клиентской службы дилерского центра Ford группы «Авилон» Олег Самохин. По его словам, стоимость ремонта сильно зависит от того, находится автомобиль на гарантии или уже сошел с нее. «Условия, на которых страховые компании работают с сервисными станциями, оговариваются индивидуально. Хватит ли в каждом конкретном случае суммы выплат на ремонт у дилера, сказать пока сложно. Если автомобиль находится на гарантии, его ремонт обойдется дороже, а с постгарантийными машинами ситуация обратная», - пояснил Самохин.

Руководитель «ГлавСтрахКонтроля» отмечает, что и без учета падения рубля система единых справочников вызывает вопросы. В том числе, по словам эксперта, цены, указанные в каталогах, должны быть средними по рынку, однако на самом деле оказывается, что расенки приведены в справочнике часто и по нижнему пределу. «Есть и очевидные ляпы, когда, например, модуль подушки безопасности стоит 3,45 копеек. То есть, совершенно законно страховые компании будут показывать нам справочники и говорить, что там указана такая сумма. Я считаю, что падение рубля показало всю абсурдность новой системы ОСАГО. Это поможет страховым компаниям узаконить недоплаты страховым клиентам. При этом она не имеет ничего общего с учетом интересов клиентов», - пояснил Тюрников.

Новый механизм получения выплат работает только две недели, поэтому примеров, когда автомобилисту не хватило бы денег на ремонт по страховке, официальные дилеры не приводят. По задумке РСА, таких ситуаций в будущем быть и не должно: справочники прорабатывались с учетом нескольких параметров. В том числе, стоимость запчастей и нормо-часов зависит от экономической зоны.

По большому счету, расценки, которые представлены в каталоге РСА, являются актуальными именно для постгарантийных машин. Так, стоимость передней фары Range Rover Sport у официального дилера составляет 46 300 рублей, тогда как в авторизованных сервисах такую же деталь продают по цене от 33 000 рублей. Купить деталь в интернете можно еще дешевле – за 28 000 – 30 000 тысяч рублей. Выплат по ОСАГО, согласно каталогам, не хватит на покупку детали даже на рынке – фару в РСА оценили в 26 700 рублей.

Стоимость запчастей для бюджетных моделей также занижена. Ни один из официальных или авторизованных сервисов в Москве из тех, в которые обратился корреспондент Autonews.ru, не предложил крыло для Hyundai Solaris по той цене, которая заявлена в каталогах РСА – она оказалась выше, чем в справочнике. В среднем разница в стоимости составляет 1 000 – 2000 рублей. Тем не менее, уложиться в сумму выплат по ОСАГО при ремонте недорого корейского седана можно, если, например, заказывать детали самостоятельно в интернете. В ряде случаев стоимость запчастей окажется даже ниже заявленной в каталоге.

По мнению исполнительного директора группы компаний «Рольф» Виталия Павловского, директивно зафиксированные цены на работы и запчасти фактически оставляют за скобками вопрос качества ремонта и ставят в одну плоскость гаражи и официальные дилерские станции технического обслуживания.

«На рынке каско именно натуральное возмещение является основной формой урегулирования убытков, и именно официальные дилеры осуществляют львиную долю ремонтов. Однако формирование тарифов каско – рыночное, и цены на ремонт по направлениям от страховых компаний – это всегда результат договоренности между дилером и страховщиком. В ОСАГО размер премий на порядок ниже, и государство выступает регулятором страховых тарифов. Из-за этого страховщикам практически невозможно предложить дилерам условия сотрудничества, которые были бы интересны обеим сторонам», - считает Павловский.

Николай Тюрников убежден, что цены в каталоге должны меняться значительно чаще, чем раз в полгода, но на текущий момент в каталогах не предусмотрено даже поправок на инфляцию и на изменение курса валют: «Необходимо сделать так, чтобы стоимость запчастей корректировалась каждый день. Здесь даже месячная периодичность не подойдет. На текущий момент система гарантирует недоплату практически каждому автовладельцу».

Судиться со страховщиками из-за недоплаты, по словам эксперта, будет бессмысленно: компании будут ссылаться на справочники. Это значит, что единственной гарантией получить полную компенсацию ремонта остается покупка полиса каско.