Ремонт автомобиля по страховке подвели под единый тариф
Ремонт автомобиля по страховке подвели под единый тариф
Autonews рекомендует
< >
Autonews рекомендует
< >
Статьи 3 декабря 2014
Статьи 3 декабря 2014
Ремонт автомобиля по страховке подвели под единый тариф
С 1 декабря РСА ввел единые справочники для расчета стоимости ремонта по ОСАГО...
Ремонт автомобиля по страховке подвели под единый тариф 
С 1 декабря Российский союз автостраховщиков (РСА) ввел единые справочники для расчета стоимости ремонта по ОСАГО, которыми обязаны следовать все страховые компании. В РСА полагают, что это поможет сделать систему обязательного страхования более прозрачной и позволит существенно снизить количество судебных разбирательств.

Страховщики получили инструмент, позволяющий точно определять стоимость ремонта и размер выплат по ОСАГО. В середине октября ЦБ РФ утвердил методики этих расчетов, а теперь введена в действие и система справочников, содержащая десятки миллионов наименований запасных частей почти для всех моделей и модификаций автомобилей, выпущенных в течение последних 12 лет. Расчетами занимались независимые технические эксперты, которые предложили единую тарификацию для каждого из двенадцати экономических регионов страны. При этом каждые полгода данные должны корректироваться.

Через производителей программных продуктов для техцентров к ценовым справочникам уже получили доступ страховщики, ремонтные мастерские и технические эксперты. На сайте РСА запущен сервис, позволяющий узнать среднюю стоимость нужной запчасти по ее каталожному номеру, либо стоимость нормо-часа по конкретной марке в любом из регионов.

Почти 80% судебных споров со страховщиками касаются размера выплат по ОСАГО.
По оценке экспертов, на текущий момент почти 80% судебных споров со страховщиками касаются размера выплат по ОСАГО. «Ситуации бывают комичные, – говорит представитель пресс-службы РСА. – На судебном заседании встречаются два разных экспертных заключения, подписанных одним и тем же специалистом, сумма выплат в которых отличается в несколько раз. Одно из них было сделано, например, для страховой компании, другое получено клиентом после проведения независимой экспертизы. И это вопрос не только компетентности эксперта, а того, какой именно методикой расчета он пользовался в том или ином случае. Теперь подобных ситуаций не будет».

Вводя единую методику расчета, в РСА рассчитывают, что клиенты страховых компаний будут получать адекватное возмещение ущерба, а количество судебных исков к страховщикам заметно снизится. Об этом говорят и сами страховщики. Официальный представитель СК «РЕСО-Гарантия» Никита Ситников уверен, что эти методики позволят уменьшить и количество сложных разбирательств, возникавших из-за несовершенства правовой базы. Другое дело, что нововведения неминуемо увеличат финансовую нагрузку на сами страховые компании. «Те доходы, которые мы получили после повышения базовых ставок ОСАГО, мгновенно нивелируются увеличением размера страховых выплат. Насколько именно они вырастут, покажет практика», - пояснил эксперт в беседе с корреспондентом Autonews.ru.

Нововведения увеличат финансовую нагрузку на сами страховые компании.
Юристы, защищающие в суде интересы потребителей, убеждены, что выплаты по ОСАГО в ближайшее время могут значительно увеличиться. «Опыт нашей работы говорит о том, что страховщики, пользуясь отсутствием единых методик, серьезно занижают размер выплат, предлагая клиентам не более 40% от необходимой для ремонта суммы. Решения, которые судебные инстанции принимают в пользу наших клиентов, обычно увеличивают размер выплат в 2,5 раза. Если расчеты РСА верны, средняя выплата по ОСАГО увеличится с нынешних 33 000 руб. минимум до 65 000 руб., а это уже серьезная нагрузка на страховые компании», - пояснил Николай Тюрников, генеральный директор независимой юридической компании «ГлавСтрахКонтроль».

По словам директора «Центра правовой защиты страхователей» Виктора Голубкова, с введением единых справочников для оценки ущерба экспертизы станут более унифицированы, а недостатки новой системы связаны только с нестабильной экономической ситуацией в целом по стране - запчасти из-за падающего рубля будут дорожать. «При этом необходимо понимать, что меньше споров в суде не будет. Обращения в суды связаны не только с ценами деталей, но и с их количеством. Если раньше различия в экспертизах страховщиков и независимых компаний были по всем положениям, то сейчас они будут отличаться только по количеству деталей», - отметил Голубков.

О том, насколько адекватными окажутся справочники РСА, можно будет судить только по прошествии трех месяцев, когда страховщики и эксперты соберут достаточно статистической информации. Проанализировав московские цены на некоторые кузовные запчасти для популярных моделей, эксперты, опрошенные корреспондентом Autonews.ru, пришли к выводу, что предложенные РСА цены в целом близки к рыночным. При этом чем доступнее автомобиль, тем более точным оказывается расчет РСА. Например, в Центральном экономическом регионе комплект из капота, крыла, фары, переднего бампера и фальшрадиаторной решетки для хэтчбека Kia cee’d в одном из популярных московских сервисов по доставке запчастей exist.ru обойдется примерно в 66 400 руб., а при расчете по методике РСА страховщику придется заплатить за него 65 300 рублей. Для дорогих моделей расхождение становится более значительным. Так, ремонтируя в Москве Range Rover V8 с аналогичным набором поврежденных деталей, клиент может получить за запчасти 127 500 руб. вместо необходимых для ремонта 148 100 рублей.


Региональные ставки в целом не слишком отличаются друг от друга. Например, средняя стоимость нормо-часа для автомобилей марки Kia почти во всех округах составляет 960 руб., и лишь в Сибири нормо-час на 60–120 руб. дешевле. Обслуживание автомобиля Porsche на Дальнем Востоке обойдется в 950 руб. в час, а на Северном Кавказе – на 100 руб. дороже. По запчастям разброс не превышает 20% и зависит, прежде всего, от региона поставки. Так, капот на Range Rover V8, за который в Центральном регионе страховщики выплатят 46 200 руб., на Кавказе оценивают в 43 900 руб., а на Дальнем Востоке – уже в 54 500 рублей. Тот же капот для Hyundai Solaris на востоке страны стоит дешевле, чем в европейской части: 11 200 руб. против 12 300 руб. в Москве.

«Клиенты могут получить выплаты, превышающие реальные затраты на ремонт».
Другое дело, что стоимость запчастей в салонах официальных дилеров зачастую оказывается заметно более высокой. Причем цена одной и той же позиции может заметно отличаться у двух дилеров даже в пределах одного региона. Например, в Москве фару для Hyundai Solaris дилер может продавать за 10 400 руб. вместо 5 500 руб., за которые ее можно купить на exist.ru.

«Не стоит забывать о том, что в наших таблицах предложены средние по регионам цены на запчасти и нормо-часы. Очевидно, что в столице, которая относится к Центральному региону, стоимость работ будет выше. Согласно единой методике, допустима 10-процентная погрешность в ту или иную сторону. Это значит, что в некоторых случаях клиенты, например, вполне могут получить сумму, немного превышающую стоимость запчасти в их конкретном регионе», – объяснил представитель РСА.

Как пояснил Николай Тюрников, эта 10-процентная погрешность закреплена юридически, так что обращаться с суд за доплатой будет уже бессмысленно. «Получается, что страховщики оставили себе небольшую возможность для маневра и в случае предельной выплаты в 400 тыс. рублей смогут сэкономить как минимум 40 тысяч. Но если в целом клиенты будут удовлетворены, количество судебных исков к страховым компаниям действительно может значительно снизиться», – отметил генеральный директор «ГлавСтрахКонтроля».

Иван Ананьев
Фото: Aleksandr Schemlyaev / Russian Look