Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
За что лишат прав на 100 лет
За что лишат прав на 100 лет
Статьи 24 января 2014
Статьи 24 января 2014
За что лишат прав на 100 лет
В России стали приговаривать к фантастическим срокам лишения прав, но скоро просто будут сажать в тюрьму...
За что лишат прав на 100 лет 
В России стали приговаривать к фантастическим срокам наказания. Речь, правда, пока идет не о сроках заключения, а о времени лишения водительского удостоверения. Водителя из Перми лишили прав на 106 лет, и этот случай в регионе не единственный. Объединяет такие факты одно: все водители были лишены прав за вождение автомобиля в нетрезвом виде.

До недавнего времени о столетних и более длительных наказаниях мы слышали лишь в контексте американской Фемиды. В США и 200-300 летние сроки не редкость. В Российской Федерации 83 субъекта, и только в одном из них - Свердловской области, по данным местной ГИБДД, уже в 2012 году было зарегистрировано 687 человек, лишенных водительских удостоверений на срок от 10 до 50 лет. А рекордсменами стали трое сравнительно молодых мужчин, одному из которых запретили садиться за руль на 57 лет, другому - на 60 лет, а третьему - на 84 года.

Однако российский Кодекс об административных правонарушениях предусматривает максимальный срок лишения прав в размере 3 лет. Тогда откуда берутся астрономические по российским меркам десятки и сотни лет?

«Ситуация такова, что если водителя лишили прав на определенный срок и он в период действия этого наказания совершает новое правонарушение, за которое снова можно лишить прав, то у него прерывается и начинает отсчитываться заново предыдущий срок, плюс к этому прибавляется еще и новый. Условно говоря, человека осудили на три года, он в период этого срока снова совершает такое же нарушение, у него уже шесть лет получается. И вот так это все накапливается», - рассказал корреспонденту Autonews лидер партии «Автомобильная Россия» Виктор Похмелкин.

Эксперты признают, что эффективность таких мер в России зачастую близка к нулю. «Назвать эту меру эффективной нельзя. Когда тебя лишили прав фактически пожизненно, человек думает: а чего, собственно, стесняться? Сажусь снова за руль, езжу без прав, поймают — еще добавят. Конечно, там есть еще и административный арест до 15 суток, ну, посадили еще на 15 суток. Но риск, что поймают, - относительный. Я считаю, эти сроки должны быть конечными, так как должен быть стимул у человека, что он сможет вернуться за руль» - уверен Виктор Похмелкин.

За повторное управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения нужно сажать на долгие годы, а не лишать прав, уверен, в свою очередь первый заместитель председателя комитета Государственной думы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков.

«Что касается пьяных водителей, то такая езда прекратится в этом году, потому что будет предусмотрено уголовное наказание, огромные суммы штрафов, принудительные работы и лишение свободы на срок до 2 лет, потому что некоторые ездят как: его за пьянку лишили - он продолжает ездить; его опять на три года лишили - он продолжает ездить; потом отсидел двое-трое суток - и опять продолжает куролесить», - заявил Лысаков корреспонденту Autonews.

Напомним, проект поправок, предлагающий приравнять повторное вождение в нетрезвом виде к уголовным преступлениям, уже готов ко второму и третьему чтению в Госдуме. В документе речь идет о повторном управлении транспортным средством в нетрезвом виде в течение года независимо от того, есть ли у водителя права. За это нарушение можно будет сесть в тюрьму на два года. Точно такое же наказание предусмотрено и для тех, кто повторно откажется от медицинского освидетельствования. В настоящее время это нарушение карается штрафом в 30 тысяч рублей. Вячеслав Лысаков уверен, что подготовленные его комитетом поправки вступят в силу уже летом 2014 года.

По мнению Виктора Похмелкина, отправлять в места лишения свободы водителей, которые, кроме как попались пьяными за рулем, ничего криминального не совершили, абсолютно неверно. За решеткой большая часть из них действительно превратится в настоящих преступников.

«Что такое лишение свободы в наших условиях? Краткосрочное лишение свободы обычно дает самый высокий уровень рецидива, это доказано и криминологией, и пенитенциарной наукой нашей. Попадает человек в среду антисоциальную в местах лишения свободы, абсолютно. Причем человек этот не профессиональный преступник. Он попал не за преступление, а за пьянство. На мой взгляд, это уровень антисоциальности наших граждан повысит в разы, а значит, и уровень рецидива разной преступности. Ничего хорошего в местах лишения свободы у нас нет», - настаивает Виктор Похмелкин.

Не исключено, что после того как страну захлестнет волна уголовных дел, возбужденных «по пьяному вождению», суды станут корректировать эту практику и приговаривать водителей-пьяниц к условным срокам, так как места лишения свободы и без того переполнены. Но даже условное наказание ситуацию не исправит. «Хуже этого ничего не придумать. Условное наказание будет восприниматься людьми так, как воспринимается и сейчас — полная безнаказанность! Да и тем для спекуляций будет предостаточно: этот, победнее, пошел по этапу, этот, побогаче, получил условно», - считает Похмелкин.

В качестве одной из мер борьбы с пьяными водителями ранее также предлагалось ввести конфискацию автомобилей у злостных нарушителей, как это практикуется, к примеру, в Белоруссии, но от этой поправки пока решили отказаться - для отъема частной собственности не готова законодательная база. Не готовы и депутаты.

«У нас не получается, Гражданский кодекс не позволит это провести. Очень большие преграды здесь, пока непреодолимые, к сожалению. Возможно, мы будем думать об аресте автомобиля, помещения его на штрафстоянку на время проведения административного производства по делу. Да, такие косвенные наказания, они могут быть мерой обеспечения, чтобы по нарушителям с этой стороны ударить. Такие мы меры обсуждаем», - резюмировал Лысаков.

Алексей Матвеев
Комментарии