branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Истории с пьяной дороги. Как проходит рейд ГИБДД

Один автомобиль останавливается поодаль - пассажир явно перебрал, и его укачало. Другая машина еле плетется - ее ведет от одного края дороги к другому. Обе успевают уехать раньше, чем на место прибывают патрульные экипажи - ГИБДД Москвы начинает операцию «Пьяный водитель». Мы – корреспонденты Autonews.ru и РБК – здесь же...
Истории с пьяной дороги. Как проходит рейд ГИБДД
Истории с пьяной дороги. Как проходит рейд ГИБДД
В пятницу вечером окраины Москвы, напоминающие бесприютный пустырь, приходят в лихорадочное движение. Городу хочется веселиться, но в веселье этом нет ничего радостного. Под уличным фонарем на высоких каблуках стоит проститутка. Иногда проезжающие автомобили сбавляют ход, водители рассматривают ее – и едут дальше. Один автомобиль останавливается поодаль - пассажир явно перебрал, и его укачало. Другая машина еле плетется - ее ведет от одного края дороги к другому. Обе успевают уехать раньше, чем на место прибывают патрульные экипажи - ГИБДД Москвы начинает операцию «Пьяный водитель». Мы – корреспонденты Autonews.ru и РБК – здесь же.

«Пьяная дорога»

Полицейские машины скапливаются на островке безопасности на пересечении Боровского шоссе и улицы Шолохова. Сотрудники ГИБДД курят и обсуждают, как и где лучше встать.

- Как вы выбираете место для засады? – спрашиваю капитана.

- По-разному. В основном, стараемся встать там, где это было бы неожиданно. Где обычно никогда не стоят. Выбираем место так, чтобы рядом не было уходов во дворы. Ну, и есть такое понятие – «пьяная дорога». Это объездные, глухие пути, чаще всего неосвещенные, соединяющие крупные трассы. Вот там хорошо ловить.

Пример такой дороги – Лукинская улица, соединяющая Боровское и Минское шоссе. Туда мы и направляемся. Ночь озаряется вспышками «мигалок» и, под короткие завывания сирен, полицейские «форды» один за другим разворачиваются и съезжают с шоссе.


Засада на перекрестке

Расположение машин на рейде имеет свою внутреннюю логику. Один полицейский автомобиль находится посредине перекрестка. Он, словно красная тряпка в корриде, виден издалека и заставляет нарушителей нервничать. Если водитель решает, что встреча с сотрудниками ГИБДД по каким-то причинам не входит в его планы, и начинает разворачиваться, в дело вступают патрульные машины, припаркованные с каждой стороны перекрестка.

- По каким критериям вы останавливаете автомобили?

- Чаще всего произвольно. Но иногда видно, что с водителем что-то не так. Если много выпил, едет странно, виляет. Если выпил, но еще соображает, то при виде нас начинает суетиться.

- Ага, - вмешивается другой инспектор. - Например, начинает щемиться в левый ряд. Вот это понятно, что наш клиент. Или видит нас – и останавливается, не доезжает. Мы тогда сами к нему подъезжаем: «Что, родной, сломался, починить? Давай-ка документы посмотрим».

- Если посмотреть Youtube, складывается впечатление, что ГИБДД в последнее время стала чаще применять оружие. С чем это связано?

- Нарушители более дерзкими, что ли, стали, - объясняет капитан. - Мне, например, стрелять не приходилось. Но угрожать оружием - да. Иногда, пока ствол не покажешь, человек и не думает останавливаться. Летом гнали одного наркомана, никак не могли зажать. Но, как только предупредительный сделали, он сразу по колам вдарил. Правда, все, что у него было, успел выбросить, зараза.

В патрульной машине оживает рация. Сквозь шум и вклинивающиеся другие доклады, она передает сообщение, в котором неподготовленный человек может разобрать только слово «ДТП». «Поехали, оформим. Там легкое», - говорит капитан напарнику.

- Вот тоже «чиркаши» эти достали, - досадует офицер, садясь в машину. – По-хорошему, страховым их надо отдать.

- Так ведь давно уже действует европротокол, - включаюсь в разговор.

- Ага, но что такое 25 тысяч? Да любую иномарку взять: снять, покрасить и поставить бампер дороже выйдет.


«Люди обозлились»

Рейд продолжается своим чередом. Сотрудники ГИБДД останавливают машины, профессионально-неразборчивым голосом представляются, смотрят документы и желают счастливого пути. Постепенно становится ясно, что имел в виду инспектор, говоря о «странном поведении» водителей.

Например, красные «Жигули», остановившись, чтобы пропустить пешехода, никак не решаются тронуться, хотя на перекрестке горит мигающий желтый. А затем вдруг срываются с места и проскакивают засаду. Следом немедленно стартует патрульный автомобиль. Улица оглашается требованием остановиться. Водитель «классики» не пьян, но прав на управление машиной у него нет.

А женщина за рулем Daewoo Matiz так испугалась, когда светящийся жезл указал на нее, что встала посредине дороги, и никак не может понять, ехать ли ей к инспектору или стоять на месте. Полицейский досадливо показывает жезлом рядом с собой, но Matiz проедет несколько метров и опять останавливается как вкопанный. «Можно вас сфотографировать?», - обращаюсь к женщине. «Нет! - еще больше пугается она. - Я не накрашена!»

Грузовая «Газель» внезапно сама подъезжает к полицейским, не дожидаясь приглашения. «Что, документы показать?», - кричит водитель в окно. Сотрудники ГИБДД смеются и машут руками: «Нет, езжай».

- Люди обозлились за последние годы, это правда, - говорит мне лейтенант, в одиночестве оставшийся на перекрестке. - Раньше почти никогда такого не было, чтобы не останавливались. Сейчас часто пытаются уйти.

- Наверное, боятся всех этих ужесточений, о которых так много говорилось?

- Ну, да. Пьяному-то вообще терять нечего будет. Удерет – повезло, нет – заплатит 500 рублей штрафа за то, что не остановился по требованию. Это же копейки.

- И часто уходят?

- Бывает. На прямой отрываются. Что у нас эти «форды» - 1,6 двигатель всего! Вот были бы BMW, другое дело. Если светофоры на шоссе есть, то еще туда-сюда, погоняться можно. А так – гнали мы как-то одного «мерина», почти прижали, а у него 500 кобыл. Он тапку в пол, так мы его даже из виду потеряли. Джиперы по бордюрам прыгают. Что ты будешь делать? Один тут недавно в лес от нас уехал.

- А мотоциклисты?

- Эти вообще никогда не останавливаются. Если ты сам не на мотоцикле, они на тебя не посмотрят даже. Вот, кстати, на мотоцикле – отличная служба. Догнать, кого хочешь, - не вопрос вообще. Так что погони случаются… Один мужик удрал, воспользовавшись автоматическими воротами во двор. Видимо, издалека схватывают брелок. Он проскочил, а они перед нашим носом захлопнулись. А что будешь делать? Стрелять? Вот завалишь ты его, ладно, если это бандит с ограбления удирает, ну а как просто дурак-лишенец? А ты его взял, да убил – непросто это.

Словно для иллюстрации его слов, Toyota Сamry, которая остановилась по требованию инспектора, вдруг с шумом набирает скорость и, скрежеща шипами по асфальту, скрывается за поворотом. Вслед ей направляются сразу два экипажа. На лейтенанта эта сцена не производит ни малейшего впечатления.

- За каждым тоже не будешь гоняться, - объясняет он. - Чаще всего по ерунде убегают: права забыли или еще что-то.

- Или бутылку пива выпили, - предполагаю я. - Как, по-вашему, ноль промилле – это справедливая норма?

- Ну да, с бутылки пива пьян не будешь. Хорошо, конечно, когда как в Европе – можно немного выпить. Но ведь у нас народ как делает: выпьет бутылку, думает: «ну, время прошло», выпивает вторую. После второй ему делается по барабану, и он пьет третью – и в итоге за руль садится в мясо. Не умеем мы пить. Нет культуры! Так что, на мой взгляд, ноль промилле это хоть и строго, но правильно.

- Ну, как же правильно, если доходит до того, что Онищенко даже тех, кто кефир пьет, называет убийцами?

- А, это бред. Мы сами пробовали, чтобы точно знать. Выпиваешь кефир или квас, дуешь - есть промилле! Но через минуту опять ноль. Вообще, я наслушался этих отмазок: «да я, командир, квас пил, да я вообще не пью, желудок больной». Ну конечно, не пил, а алкоголем от тебя просто так тянет.

Спустя два часа после начала операции полицейские меняют место засады. Дальше мы с ними не едем. Как нам объяснили в самом начале: «Сотрудники просто не смогут полноценно работать под прицелами ваших камер». Возможно это и так, хотя вопрос, чем мешают журналисты, так и повис в воздухе.

Алексей Сивашенков
Фото: Леонид Павлюченко