branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Московским водителям дали неделю, чтобы все осмыслить

Ведение платной парковки в Москве – шаг, безусловно, эпохальный. Однако реализация сложной электронной системы «контроля и учета» пока что вызывает недоумение у граждан, решивших воспользоваться госуслугой. Корреспондент Autonews.ru принял участие в пресс-туре в пилотную зону и убедился, что многие вопросы так и остались без ответа...
Введение платной парковки в центре Москвы – шаг, незаметно переносящий из одной эпохи в другую. Несколько улиц и полтысячи мест почти незаметны в масштабах города, но на горизонте уже вырисовывается великанский силуэт «Московского парковочного пространства» - системы, которая в ближайшие годы охватит территорию от Бульварного кольца до Третьего транспортного. Пока что она работает вхолостую: до 9 ноября нарушители штрафы получать не будут. Как заявил журналистам представитель Департамента транспорта Сергей Мариничев, сделано это для того, чтобы у людей было время «поменять менталитет».

«Нельзя просто слепо переносить западный опыт организации паркингов на наши реалии, - заявил Мариничев, выступая перед журналистами. - У нас особая ситуация, у наших граждан другой менталитет. Для этого и нужна пилотная зона, чтобы дать людям время привыкнуть к нововведению. Кроме того, нужно отработать механизм работы платной парковки».

Механизм, в самом деле, кажется весьма навороченным, и реализовать его бесперебойную работу наверняка будет непросто. Улицы, попавшие в экспериментальную зону, контролируются автомобилями МКФ (мобильный комплекс фиксации). Маршруты построены так, чтобы машины проезжали по одной и той же улице с интервалом в 15 минут. «Парконы» работают аналогично военной системе распознавания «свой-чужой»: считывая номер, они автоматически обращаются к общей базе данных, чтобы узнать – оплатил человек место или нет. Если место не оплачено, то при повторном проезде система выписывает штраф. Более того – в базу, например, будут забиты номера автомобилей, принадлежащих гражданам с ограниченными возможностями. Попытка несанкционированно занять место с нарисованной коляской обойдется нарушителю в 5000 рублей.

Пока что предложенная схема выглядит несколько утопично – как, например, обеспечить курсирование автомобилей строго «по часам» в пробках? Не оборудовать же, в самом деле, все МКФ «мигалками» для преимущественного проезда. Отметим также, что для контроля за 570 платными местами Департамент транспорта выделил более ста автомобилей. Сколько же их потребуется, когда счет «машино-мест» пойдет на тысячи? Представляется, что как символом Нью-Йорка является желтое такси, так символом Москвы станет автомобиль со значком «мобильный видеоконтроль».

Впрочем, гораздо больше вопросов вызывает оплата парковки. Если еще несколько лет назад власть смотрела на интернет как дикарь на бусы, то теперь уже граждане не поспевают за инновациями. Московским водителям, по крайней мере, точно придется научиться пользоваться в модными гаджетами. Дело в том, что удобнее всего расплачиваться за парковку при помощи смартфона, заведя личный кабинет на сайте Parking.mos.ru, и пополняя баланс с банковской карты (кстати, каждое место для парковки оборудовано «датчиком занятости», карта на сайте подскажет, где в данный момент можно встать).

Второй способ – отправить SMS на номер 7757 с указанием номера парковки и автомобиля. В этом случае деньги будут списывать с мобильного счета. Но необходимо быть уверенным, что зарядки вашего мобильника хватит до конца парковки, ведь перед отъездом вам нужно будет отправить еще одну SMS с литерой S. В противном случае, деньги так и будут списываться. А что, например, делать, если ваш телефон украли или вы его потеряли? Как заявили Autonews.ru в информационном центре «Московского парковочного пространства», необходимо восстанавливать SIM-карту – других путей «сняться с парковки» пока не предусмотрено. Еще один нюанс, о котором нужно помнить – корпоративные тарифы, запрещающие отправку SMS на короткие номера.

Наконец, третий – и наиболее привычный всем способ оплаты через терминал. Вот он как раз реализован скорее как вспомогательный. «Паркоматов» пока всего 10 штук, и отыскать эти серо-синие коробки совсем не просто – указателей к ним нет, да и время на их поиски ограничено 15 минутами (а потом сразу штраф 2500 рублей за неуплату). Кроме того, терминал отчего-то не принимает наличные – только банковские карты и специальные парковочные карточки, номиналом в 500 и 1000 рублей (купить их можно в салонах сотовой связи). При этом, «паркомат» - это единственный способ получить чек за оплату парковки.

Вопросов к работе системы возникает так много, что Департаменту транспорта пришлось нанять 80 человек, которые до 15 декабря будут круглосуточно дежурить на улицах, объясняя автомобилистам нюансы правильной парковки. Autonews.ru обратился к студентке Зое Лохматовой, подрабатывающей промоутером, чтобы узнать – с какими проблемами чаще всего сталкиваются граждане?

«Неожиданно выяснилось, что у москвичей в центре не так-то много смартфонов, - рассказала девушка. - В основном, допотопные мобильники. И многие даже не знают, где у них кнопка «решетка». Приходится помогать им писать SMS».

«Многие спрашивают, как оплатить так, чтобы получить чек – он им нужен для организации, для бухгалтерии. А это только через паркомат можно сделать. И таксисты не знают, как объяснить клиентам, что за ожидание придется доплатить 50 рублей? То есть, как это доказать без чека? Бывает, что люди возмущаются, им не нравится, что теперь парковка за деньги. Особенно жильцы атакуют – «нам это не нужно!» Грозятся даже провести митинг», - добавила Зоя.

Впрочем, как рассказал журналистам заместитель руководителя рабочей группы «Московское парковочное пространство» Департамента транспорта Москвы Артур Абдрахманов, к местным жителям проявляется особое внимание. Парковка во дворах остается бесплатной, более того – жителям теперь официально дозволяется защищаться от чужаков шлагбаумами. Кроме этого, в планах Департамента значится строительство двух бесплатных парковок для резидентов центра из расчета - один собственник – одна машина.

Отвечая на вопрос Autonews.ru, будут ли платить за парковку владельцы автомобилей с иностранными номерами, Абдрахманов заявил, что «этот вопрос прорабатывается на межгосударственном уровне».

«Платить они обязаны уже сейчас. По крайней мере, «паркон» их номер считает – и если выяснится, что место не оплачено, сотрудники МКФ вызовут наряд ГИБДД. Так что, как говориться, до первой эвакуации... Что касается штрафов, то этот вопрос сейчас прорабатывается на межгосударственном уровне. Когда он будет решен, это коснется не только штрафов за неправильную парковку, но и за езду по выделенным полосам для общественного транспорта», - объяснил он.

Напомним, что со вчерашнего дня в Москве начала работать пилотная зона платной парковки. Платить придется за стоянку на Успенском, Петровском, Дмитровском, Копьевском, Лиховом, Большом, Малом и Среднем Каретном переулках и на улицах Каретный Ряд, Петровке, Первом, Втором и Третьем Колобовском переулках, Петровском бульваре, Крапивенском и Рахмановском переулках и Петровских Линиях. Стоимость парковки составит 50 рублей в час. Итоги эксперимента будут подведены 28 февраля 2013 года.