branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

В России отменят доверенности на автомобили

В скором времени водителям не придется возить с собой целый ворох документов: на смену генеральным и рукописным доверенностям могут прийти полисы ОСАГО...
Разговоры о том, что необходимость в доверенностях на право управления автомобилем давно исчерпала себя, ведутся давно. Эксперты указывают на западный опыт, упоминая в том числе и бывшие республики СССР: к примеру, в Грузии водитель не обязан иметь при себе даже права, а граждане Беларуси могут спокойно обмениваться машинами, обходясь без похода к нотариусу и простаивания в многочасовых очередях. Похожую практику можно было бы ввести и в России: достаточно будет лишь полиса ОСАГО, в котором указаны все лица, которые имеют право на доступ за руль.

С инициативой обращения к правительству с просьбой внести поправки в законодательство, отменяющие необходимость возить с собой целых ворох, по сути, ненужных бумаг, выступил руководитель Московского центра борьбы с пробками машину мы заявляем в угоне, значит, действительно есть проблемы, если машина не в угоне, если у вас есть ключи, если у вас есть машина, если у вас есть документы на эту машину, этого достаточно, чтобы уже быть априори по презумпции невиновности абсолютным, полноправным пользователем этой машины. Почему мы должны доказывать, что мы не нарушаем закон, это абсолютный бред».

«Десятки миллионов рублей в год выбрасываются на абсолютно пустое дело – на эвакуацию машин честных людей», – также напомнил эксперт, имея в виду огромное количество случаев, когда абсолютно законопослушные автовладельцы лишались машин или крупной суммы денег на взятку инспектору , если вдруг оставили доверенность дома или забыли ее продлить. Немало времени теряется и в очередях к нотариусам: случай, когда водителю удается оформить вышеуказанную бумагу, потратив лишь 20-30 минут, – редчайшее исключение из правил.

Что характерно, доверенность на право управления машиной, генеральная или рукописная, – практика типично российская, которую можно охарактеризовать фразой «много бумаг, но мало толку». Действительно, не достаточно ли полиса автогражданки, где указаны все люди, которым разрешена езда на данном конкретном автомобиле? Впрочем, и здесь Россия сильно отстает от своих европейских соседей, в том числе и «братских республик»: белорусские страховщики в аналоге нашего полиса ОСАГО прописывают лишь собственника машины, управлять же ей может кто угодно, без каких-либо дополнительных платежей.

А какова реакция гаишников? Как ни странно, в ГИБДД совсем не против отмены доверенностей. «Они были против до того момента, пока не создали себе базу по угонам по всей стране – это было несколько лет назад. Сейчас они тоже не видят необходимости в этом, впрочем, сами они отменять доверенность тоже не торопятся, просто потому, что этот вопрос их не касается, они считают, что людям надо, пусть они и занимаются», – рассказал Александр Шумский.

Впрочем, эксперт забыл упомянуть о том, что база ГИБДД пока далека от совершенства. Если бы у большинства автомобилистов был к ней доступ, они бы наверняка сильно удивились, обнаружив там миллионы автомобилей-двойников, стоящие на учете машины, которые давно были с учета сняты или вовсе утилизированы, а каких-то авто в базе нет вовсе. Аналогичная ситуация – с базой по водительским удостоверениям. Часто инспекторы ДПС вынуждены на глазок проверять подлинность «прав», потому как их в списке вполне легальных «корочек» отчего-то не оказалось.

Что касается дальнейшей судьбы инициативы Александра Шумского, то в ближайшее время возглавляемая им организация составит обращение к Владимиру Путину. Каким будет ответ премьера, предсказать на сегодняшний день сложно.

Александр Кузьмин