Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Топливная катастрофа в России: худшее миновало
Топливная катастрофа в России: худшее миновало
Статьи 20 июня 2011
Статьи 20 июня 2011
Топливная катастрофа в России: худшее миновало
Рынок стабилизировался, нефти – достаточно, на заправках нет очередей. А значит, можно говорить о том, что топливная катастрофа в России себя исчерпала. Такое мнение озвучил глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов. Впрочем, руководитель нефтяной компании осадил оптимистов, выразив убежденность в том, что цены на бензин никогда не будут стабильными...
Топливная катастрофа в России: худшее миновало 
В апреле и мае 2011-го автомобилистов нокаутировали известием: в стране не хватает бензина и дизтоплива. На АЗС выстроились очереди, цены скакнули вверх – вплоть до 50 рублей за литр, в некоторых регионах были введены давно позабытые талоны. Однако, уверены нефтяники, теперь можно вздохнуть спокойно.

«Сегодня нефтяные компании и независимые продавцы в состоянии стабилизировать рынок. Рынок насыщен нефтепродуктами, очередей на заправочных станциях нет, отсутствие бензина не чувствуется во всех регионах», – заявил президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов в интервью телеканалу Russia Today.


Глава нефтяного гиганта уверен: цены, которые установлены сейчас, абсолютно объективны. Более того, в ближайшее время топливо серьезно дорожать не будет. «Я считаю, что наши компании сегодня занимают позицию очень взвешенную, то есть мы сегодня рассматриваем цену, которая сложилась на российском рынке, как цену стабильности. Поэтому мы не планируем никакого роста стоимости бензина, только на проценты – инфляция или колебания международного рынка. Если цена пойдет вниз, цена на бензин на рынке России также будет снижаться. Наша компания за то, чтобы цена была гибкой, чтобы потребитель чувствовал, что цена действительно привязана к международному рынку», – отметил Алекперов.

Однако всегда, даже в самых тепличных условиях, цены будет колебаться. Глава «ЛУКОЙЛа» объясняет это их зависимостью «от мирового рынка, от курсовых показателей, как рубль-евро, рубль-доллар». «Они будут колебаться от сезонности – зимний период, летний период – то есть это нормальное явление. Главное, чтобы они колебались в тех пропорциях, которые объективно отражают стоимость нашего товара», – уверен Алекперов.

«Мы хотим, чтобы цена удержалась стабильно? Такого не будет, цена будет колебаться. За последнее время нефть выросла почти на 40 процентов!» – заявил нефтяник. Причиной кризиса он назвал введение нового техрегламента, который начал действовать с 1 января. Согласно этому документу, была изменена величина акцизных платежей, отчисляемых нефтяными компаниями государству за продажу бензина.

Напомним, катастрофа разразилась в апреле. Рост мировых цен на нефть и нефтепродукты, сложившийся с ростом внутрироссийских акцизов на бензин и неготовностью НПЗ производить топливо класса Евро-3, привел к тому, что нефтяным компаниям стало гораздо выгоднее отправлять бензин на экспорт, чем реализовывать внутри страны.


Первым от дефицита ГСМ пострадал Алтайский край, затем цены на топливо начали расти в Сибири и Забайкалье, в Брянской, Белгородской, Тамбовской областях. На одном из автомобильных интернет-форумов в теме обсуждения цен на топливо участник из Ангарска (Иркутская область) сообщил, что за один только уикенд стоимость литра 92-го выросла с 24 до 26,2 рублей.

Правительство РФ отреагировало на топливный кризис карательными мерами. Уже в конце апреля Федеральная антимонопольная служба начала проверку в отношении поставщиков нефтепродуктов в 20 регионах России, а экспорт бензина был обложен запретительными пошлинами, которые затем продлили еще на месяц – до конца июня 2011 года.

Ситуация стабилизировалась только к июню. Тогда же в Минэнерго назвали причины бензинового кризиса. По мнению министра энергетики РФ Сергея Шматко, объективно их было четыре. Первая из них – премия, образовавшаяся в марте-апреле при поставках нефтепродуктов на экспорт по сравнению с поставками на внутренний рынок. В результате часть топлива с внутреннего рынка ушла за рубеж. Вторая причина – введение ограничения на оборот внутри страны бензина и дизтоплива класса Евро-2. Третья – сезонный пик ремонтов на НПЗ. И четвертая – неподготовленность ряда независимых операторов АЗС к работе в современных условиях.

Александр Кузьмин
Комментарии