Autonews
Статьи

Почему Opel не продается – золотые яйца и скандальное прошлое

Вопреки слухам о якобы готовящейся продаже Opel, знакомые с ситуацией источники утверждают, что General Motors не расстанется с убыточным европейским подразделением. Причин этому две: во-первых, Opel все еще нужен GM, а во-вторых, он больше никому не нужен...
Почему Opel не продается – золотые яйца и скандальное прошлое
Почему Opel не продается – золотые яйца и скандальное прошлое 
Вопреки слухам о якобы готовящейся продаже Opel, знакомые с ситуацией источники утверждают, что General Motors не расстанется с убыточным европейским подразделением. Причин этому две: во-первых, Opel все еще нужен GM, а во-вторых, он больше никому не нужен.

Напомним, сразу два авторитетных немецких издания Auto Bild и Spiegel на днях сообщили, что концерн General Motors вновь готовится к продаже Opel. Не называя свои источники, журналисты предположили, что в роли покупателя компании может выступить либо Volkswagen, либо один из многочисленных китайских автопроизводителей.

В качестве причины возвращения к этой теме они назвали плачевные финансовые показатели Opel: в отличие от других подразделений GM, европейское никак не может выбраться из убытков. Новость вызвала большой резонанс в деловых кругах, но официального подтверждения ни от GM, ни от Volkswagen пока не последовало.

Единственным должностным лицом, как-то прокомментировавшим ситуацию, оказался главный исполнительный директор Opel Карл-Фридрих Штраке. С журналистами он также отказался общаться, зато подготовил письмо к сотрудникам фирмы, которое оказалось в распоряжении агентства Reuters. Выдержки из него, в частности, гласят: «Распространенные в последнее время слухи – спекуляция чистой воды» и «В мире постоянно растет спрос на продукцию Opel». Кроме того, К.-Ф. Штраке пообещал уже в ближайшее время встретиться с профсоюзом Opel и внести ясность в текущую ситуацию.

Опрошенные Automotive News источники также отказались назвать себя, но, по словам журналистов, они принадлежат к приближенным к руководству GM кругам и хорошо осведомлены о настроениях в верхах концерна. Они признали, что глава американского автогиганта Дэн Акерсон действительно разочарован тем, что Opel продолжает оставаться убыточным: в 2010 году компания потеряла 1,6 млрд евро – это 2,3 млрд долларов. Для сравнения, чистая прибыль GM в целом за тот же период составила 4,7 млрд долларов. «Акерсон по горло сыт Opel, процессы реформирования в этой компании не работают», – заявил один из источников издания.

В такой ситуации продажа убыточного подразделения могла бы стать одним из вариантов (напомним, что GM еще не расплатился с многомиллиардными долгами перед правительствами США и Канады и нуждается в дополнительных средствах), но игроки автомобильной индустрии считают, что это невозможно. Прежде всего, Opel действительно необходим для General Motors. Платформы, технологические решения и производственный цикл Opel слишком плотно связаны с другими брендами GM, чтобы их можно было безболезненно разъединить – не говоря уж об опасности передачи ноу-хау конкурентам. Более того, вопреки рецессии продукция компании по-прежнему пользуется все возрастающим спросом в Европе. В уже упоминавшемся выше письме к работникам К.-Ф. Штраке сообщает, что из-за большого объема заказов на новую Astra на заводах Opel в Элсмир-Порте (Великобритания) и Гливице (Польша) были введены восемь дополнительных смен в месяц. Топ-менеджер также не исключает, что по итогам 2011 года компания выйдет «в ноль», а в 2012-м даже принесет прибыль. Если эти прогнозы сбудутся, возможная сделка будет напоминать продажу курицы, несущей золотые яйца.

Однако вторая причина, по которой расставание GM с Opel маловероятно, – это отсутствие спроса на такой «товар» на мировом рынке слияний и поглощений. Концерн Volkswagen, который называли в качестве основного претендента на покупку Opel, уже ввязан в большое количество сделок, крупнейшая из которых – с Porsche SE, однако переговоры также ведутся с MAN и Suzuki. Главное препятствие для продажи Opel какой-либо китайской компании – строжайшие заградительные барьеры, которые ставят перед подобными сделками регулирующие органы КНР. В качестве примера можно привести недавний срыв плана по спасению близкого к банкротству шведского автопроизводителя Saab. Сразу две китайские фирмы – Hawtai и Pang Da – были готовы начать финансовые вливания, но не получили разрешения властей, и в результате на этой неделе конвейер Saab вновь остановился.

Ну и наконец, не следует забывать, что деловая репутация General Motors в качестве продавца Opel существенно пошатнулась два года назад, когда практически достигнутая договоренность с альянсом Magna-Сбербанк была внезапно отозвана. Напомним, в рамках соглашения консорциум должен был получить 55% акций Opel и немедленно начать реформы, которые спасли бы компанию от банкротства, а 11 тысяч европейских рабочих – от увольнения. Сделка получила поддержку канцлера Германии Ангелы Меркель и премьер-министра РФ Владимира Путина, была одобрена антимонопольным органом Еврокомиссии, однако в ноябре 2009 года General Motors неожиданно изменил свое решение и заявил, что займется «реанимацией» Opel сам. В реализацию этого плана было вложено порядка 3 млрд евро, однако финансовые результаты Opel за 2010 год продемонстрировали невысокую эффективность этих инвестиций.

Вера Данилина