branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Бензиновый кризис в России. Топливо подорожало до 50 руб.

Еще один край остался без бензина. В Туве на фоне тотального дефицита цена литра бензина выросла до 50, а по неофициальным данным — и до 70 рублей за литр
Бензиновый кризис в России
Бензиновый кризис в России
19 мая 2011 г. Бензиновый кризис в России продолжает набирать обороты. Одна из самых отчаянных ситуаций сложилась на сегодняшний день в Республике Тува, где на фоне тотального дефицита цена литра бензина выросла до 50, а по неофициальным данным — и до 70 рублей за литр. Сегодня, 19 мая 2011 г., глава региона Шолбан Кара-оол направил в Министерство энергетики РФ паническую телеграмму, в которой призывает правительство оказать содействие в решении проблемы с обеспечением горюче-смазочными материалами. По словам руководителя республики, местные власти исчерпали ресурс давления на ОАО «Роснефть» и ОАО «Газпром нефть», которые отделываются разовыми «подачками» в размере 100-300 тонн топлива в неделю. Разумеется, для нужд региона, в котором, кроме того, идет посевная кампания, это мизерное количество – капля в море. В тексте телеграммы на имя министра энергетики РФ Сергея Шматко указано, что минимальное количество топлива, при котором транспорт Тувы может нормально функционировать, – это 500 тонн Аи-92 и столько же Аи-80 в неделю.


В попытках хоть как-то упорядочить распределение тех капель бензина, которые поступают в регион, власти полностью прекратили его отпуск владельцам личного автотранспорта, которые вынуждены покупать бензин «из-под полы» по спекулятивной цене. Продажа топлива на АЗС осуществляется только по талонам для нужд гособеспечения и пассажирского автотранспорта. Эти талоны выдаются по спискам, утверждаемым городскими администрациями: например, в Кызыле каждое из 250 маршрутных такси имеет право заливать по 30 литров бензина в сутки. По талонам отоваривается и «скорая помощь», правда, власти Тувы утверждают, что медикам бензина отпускается вдоволь и пока ни одного факта невыезда медбригады к больному из-за отсутствия топлива зафиксировано не было.

16 мая 2011 г. Регулярные поставки автомобильного топлива в Забайкальский край прекратились, сообщил РИА «Новости» в понедельник, 16 мая, вице-премьер правительства Евгений Вишняков. «Ситуация с топливом, как и во всех регионах Сибири и Дальнего Востока, сложная. Обеспечение топливом регионов, в том числе и Забайкальского края, по сути, переведено на ручное управление», – сказал Вишняков.

Он сообщил, что правительство края контактирует с руководством основного поставщика топлива – «Роснефтью». Кроме того, по словам Вишнякова, власти договорились о поставках бензина с НПЗ Комсомольска-на-Амуре.

«До сих пор говорить о бензиновом кризисе в регионе не приходилось – мы держались на запасах. Сейчас ситуация осложнилась, но мы держим ее на контроле. В частности, достигнута договоренность с железной дорогой, мы отслеживаем скорейшую поставку цистерн с топливом в Забайкальский край», – сказал вице-премьер.

Он также сообщил, что в связи с возникшим дефицитом топлива наблюдается рост цен на ряде сетей АЗС. «Цены действительно начали расти. На прежнем уровне цена за литр топлива удерживается только государственной компанией «Роснефть», – отметил Вишняков.

12 мая 2011 г. Несмотря на заявления чиновников, в некоторых областях России продолжает ощущаться нехватка топлива. В г. Благовещенске (Амурская область) начались перебои с бензином. На ряде автозаправочных станций возникли очереди из автомобилей. Часть АЗС прекратили отпускать топливо за наличный расчет – продают бензин только по прежде купленным талонам и договорам. Другие АЗС реализуют бензин в ограниченном объеме: максимум по 10 л в одни руки. На остальных заправочных станциях резко выросла стоимость топлива.

В частности, ограничения на продажу бензина введены на заправочных станциях компаний «Гранд», «Дальневосточная нефтяная компания», «Санго+». Генеральный директор последней сети Игорь Карандаев сообщил ИА РБК, что с 12 мая 2011 г. бензин будет продаваться только юридическим лицам по ранее заключенным договорам.

Причиной перебоев собеседник агентства называет отсутствие поставок от оптовых продавцов. Возможно, они возобновятся лишь в июне с. г., добавляет он. Продавцы объясняют ситуацию так: несмотря на решение правительства РФ о повышении экспортных пошлин на топливо, оно все равно уходит за рубеж, поскольку компаниям необходимо исполнять прежние контрактные обязательства.

За последние дни топливо в регионе выросло в цене в диапазоне от 50 коп. до 2,5 руб. На 12 мая с. г. средняя цена бензина А-76/80 составляет 25 руб., Аи-92 – 26,40 руб., Аи-95 – 27,7 руб., Аи-98 – 30,5 руб., дизельного топлива – 26,1 руб.

11 мая 2011 г. Буквально за неделю цены на многих АЗС в тех регионах, где дефицита бензина нет, выросли на полтора-два рубля. При этом источники AutoNews.ru в нефтегазовой среде говорят, что в рознице рост продолжится и составит никак не 5-7% до конца года, как ранее прогнозировал глава НК «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов. «Продавцы бензина, включая и госкомпании, готовятся к очередному заявлению Владимира Путина о ценовом сговоре и расследовании ФАС, потому рост цен продолжится, – утверждает источник. – Делается это с одной целью – снизить потом цену на 50-70 копеек и отрапортовать о том, что поручения премьер-министра и ФАС выполнены – цены снижены. А в итоге бензин к лету подорожает на один-полтора рубля».

10 мая 2011 г. До конца мая Минэнерго разработает предложения о возвращении производства бензина стандарта Евро-2, который запрещен в России с начала этого года. При этом и введение требований Евро-4 к топливу может быть отложено, причем на неопределенный срок.

Правда, при этом Минэнерго хочет увеличения акцизных сборов на топливо стандарта Евро-2 с нынешних 6000 руб. за тонну до 7000 руб. При этом в ведомстве утверждают, что на конечных потребителях увеличение акцизов не скажется, а всего лишь подтолкнет нефтяные компании к скорейшей модернизации своих НПЗ.

27 апреля 2011 г. Уже на следующий день после начала кризиса премьер-министр РФ Владимир Путин дал личное указание всем компетентным ведомствам разобраться в причинах возникновения в ряде регионов дефицита на рынке топлива и стабилизировать ситуацию. «Разнос сверху» начал давать первые плоды: ФАС инициировала комплексную проверку нефтяных компаний в 20 субъектах РФ, а Минэнерго создало оперативный антикризисный штаб. ФАС РФ запросила у ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть», ОАО «НК «Альянс», ОАО «АНК «Башнефть» объяснения о причинах возникновения товарного дефицита в ряде регионов РФ.

Позднее оказалось, что государственные «Роснефть» и «Газпром нефть», владеющие подавляющим большинством АЗС в ряде областей, попросту продали нефть и нефтепродукты за рубеж – прибыльность продаж бензина в России невероятно низка. Кроме того, обе компании оказались не готовы производить бензин стандарта Евро-3 в достаточных объемах (продажа в России бензина Евро-2 запрещена с начала года). Это связано с тем, что компании не успели реконструировать свои нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ).

26 апреля 2011 г. В конце апреля стало известно, что в Алтайском крае из-за дефицита бензина приостановили работу около половины из 700 действующих автозаправочных станций. Кризис на топливном рынке региона возник из-за отказа компаний «Роснефть» и «Газпром нефть» отгружать топливо частным операторам и отпуска нефтепродуктов только на свои АЗС. В результате в таких городах, как Бийск и Рубцовск, осталось по десятку работающих заправок, которые имеют запас топлива на 10-15 дней. Многие АЗС, не входящие в «Газпромнефть-Алтай» и «Роснефть-Алтайнефтепродукт», прекратили продажу бензина за наличный расчет и отпускают его только по топливным картам, другие продают бензин по лимиту – не более 20 л в одни руки.

Аналогичная ситуация сложилась и в ряде других областей – к примеру, в Брянской, Белгородской, Красноярской областях ощущается острая нехватка топлива, Аи-95 за наличный расчет вообще не отпускают. Частные небольшие АЗС в этих районах отпускают не более 20 л «в одни руки». При этом буквально за сутки в ряде регионов России стоимость топлива выросла на 4-7 руб. за литр.