branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

95-й к концу года подорожает до 30 рублей

Цены на бензин в России начали расти после повышения акцизов на топливо. Эксперты считают, что уже к концу 2011 года стоимость бензина марки Аи-95 достигнет 30 рублей за литр...
Цены на автомобильный бензин в России растут вне зависимости от конъюнктуры на нефтяном рынке. Поэтому в ситуации, когда рост цен неизбежен, на первый план выходит скорость их повышения. Прогнозы экспертов на этот год крайне неутешительны: они ожидают, что стоимость литра Аи-95 уже к концу 2011 г. преодолеет отметку в 30 руб. за литр, говорится в аналитической статье РБК.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС), призванная наладить нормальную конкуренцию в стране, пока не в силах толком защитить права простых автомобилистов. Нещадные же штрафы, налагаемые на нефтяных гигантов в рамках антимонопольных дел, выглядят на фоне их сверхприбылей как официальные «откаты» в казну за право торговать бензином дороже, чем нужно.

Встревоженное стремительным ростом цен на топливо с начала года, экспертное сообщество собралось сегодня в Москве на круглый стол «Цены на бензин растут: прогноз на 2011 г.». Главный вывод был прост, но не вселял надежды на лучшее: бензин продолжит дорожать, и все такими же высокими темпами. Причина тому – инфляция, акцизы и деятельность монополистов (ВИНК) на региональном рынке.

По мнению представителя исследовательского центра «Кортес» Павла Строкова, в среднем по РФ стоимость Аи-95 сейчас составляет приблизительно 26,50 руб. «Значит, летом будет уровень около 28 руб. за литр, а к концу года мы приблизимся к цене, приблизительно равной уровню нынешнего доллара (около 30 руб.)», – сказал П. Строков.

Повышение цен на бензин, которое наблюдается сейчас на топливном рынке, – не последнее, считает глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. «Мы будем наблюдать это из года в год. Факторы, которые влияют на это, – инфляция и увеличение налоговой нагрузки», – отметил он, напомнив, что с 2004 г. бензин дорожает вместе с общим ростом потребительских цен. В свою очередь лидер движения автомобилистов России «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков среди основных причин повышения стоимости цен видит ошибки государства в таможенно-тарифной политике, низкие возможности российских НПЗ и монополизм рынка.

Нефтяные компании, в свою очередь, не согласны брать на себя всю ответственность за дорогой бензин. По их мнению, для таких цен есть объективные причины, усугубляемые возрастающими аппетитами государства. Последнее после кризиса вовсю латает свои бюджетные дыры за счет «отжимания» самой прибыльной отрасли страны через повышение налогов и акцизов.

Заместитель начальника управления прогнозирования и конъюнктуры рынков ОАО «ЛУКОЙЛ» Андрей Кирюшин заметил, что самые высокие цены на бензин отмечаются именно в нефтедобывающих странах. Резкий же скачок цен на бензин и дизтопливо с начала 2011 г. представитель ЛУКОЙЛа объяснил ростом акцизов, которые ежегодно будут расти на 1 руб. за литр.

Некоторые эксперты также поддержали «закошмаренный» чиновниками нефтяной бизнес. По словам аналитика «Брокеркредитсервис» Максима Шеина, «хорошо, что на нефтяном рынке есть рыночное ценообразование, так как если бы цены устанавливала ФСТ (Федеральная служба по тарифам), было бы хуже и спорить было бы не с кем». Тем же, кто завидует прибылям нефтяников, он посоветовал купить акции нефтегазовых компаний и получать по ним дивиденды.

Между тем власти уже не первый год громко, но безрезультатно (с точки зрения снижения цен) борются с ценовыми сговорами на рынке нефтепродуктов. За последние три года ФАС запустила уже две волны антимонопольных дел против крупнейших нефтяных компаний за завышение цен на бензин и другое топливо. Сегодня глава ведомства Игорь Артемьев доложил, что в рамках этих дел государство собрало с нефтяников 15 млрд руб. в виде штрафов.

Учитывая новый виток роста цен на бензин, глава ФАС пригрозил нефтегазовым гигантам новой волной антимонопольных дел. Он отметил, что если считать цены на нефтепродукты по формуле в зависимости от мировой цены, выявляется «явное превышение цен на внутреннем рынке». По его словам, сейчас анализируются цены на нефтепродукты, устанавливаемые пятью крупнейшими российскими нефтяными компаниями – «большой четверкой» и «Башнефтью».

Вопросы у И. Артемьева возникли и к функционированию биржи нефтепродуктов – в ее торгах он тоже увидел признаки сговора. «Впервые возникла ситуация, когда российские биржи, которые занимаются торговлей нефтепродуктами, легализуют эту цену. Мы должны решить, справедлива ли эта цена», – сказал И. Артемьев.

Если по итогам «третьей волны» ФАС, как обещает, обложит нефтяные компании «гигантскими штрафами», это очень обрадует министра финансов Алексея Кудрина, поскольку доходы федерального бюджета ненамного увеличатся. Однако рядовому российскому автомобилисту от этих штрафов легче не станет: как показывает практика, цены на АЗС в лучшем случае стабилизируются на короткое время, чтобы потом с новыми силами рвануть вверх.