Перезапуск проекта при поддержке Volvo
Autonews
Перезапуск проекта
при поддержке Volvo
Статьи

Peugeot поставил на русского дизайнера

На автосалоне в Париже демонстрировался концепт Peugeot HR1, который нарисовал русский дизайнер Артем Неретин. Выпускник Уральского архитектурного Артем Неретин сейчас работает на крупный автомобильный концерн PSA Peugeot Citroen...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Артем Неретин
Артем Неретин 
Выпускник Уральского архитектурного Артем Неретин сейчас дизайнер на Peugeot. Он работает в Центре автомобильного дизайна PSA Peugeot Citroen, открытом в 2004 году в районе Велизи под Парижем. На автосалоне в Париже демонстрировался концепт Peugeot HR1, который нарисовал Артем Неретин. Российский автомобильный дизайнер, создающий французские машины, сам и отчитывался перед автомобильной общественностью за свое детище.


– Расскажи, пожалуйста, о своей работе на автомобильную компанию Peugeot. Когда она началась?

– В 2005 году, середина 2005 года.

– Как далеко тебе удалось пройти по карьерной лестнице с тех пор?

Да в принципе никак. Я работаю дизайнером. Раньше начинал как младший дизайнер, потом мне присвоили позицию «инженер» – только это несколько абстрактное понятие, конечно, никаким инжинирингом я не занимаюсь. Моя задача быть художником – рисовать новые автомобили.

– А кто брал тебя на работу?

– Это был американец по фамилии Грин, который тогда работал на PSA. Это уже старичок, который создавал еще автомобили Talbot. Когда я пришел, он работал уже последний год, потом ушел на пенсию.

– А как тебя нашел этот старичок с Peugeot?

– Он выбрал меня по скетчам, размещенным на английском сайте. Известный сайт целиком посвящен автомобильному дизайну. И пригласил сразу работать.

Портфолио я наработал, учась в Уральском архитектурном (УГАХА – Уральская государственная архитектурно-художественная академия) и в Англии. В 2004 году я выиграл конкурс на годичное обучение в Англии на одно из трех бесплатных мест. Потом вернулся в Екатеринбург и доучивался на шестом курсе. Закончил институт и сразу поехал работать в PSA.

– И над чем работал в Peugeot?

– Очень много проектов. Мои личные возможности позволяют мне работать сразу над тремя проектами. В серию пошла модель 5008 – это мой эскиз, моя концепция, которая победила на внутреннем конкурсе. Принимал проект Жером Галликс, который являлся главным дизайнером марки Peugeot.

– Расскажи, пожалуйста, подробнее про проект HR1. Какое техническое задание было поставлено перед дизайнерами?

– Техническое задание было разработать четырехместный автомобиль SUV полноприводный, гибридный, который бы подошел и понравился молодому поколению, людям, которые живут в большом городе. Автомобиль должен быть компактным, но иметь возможность увеличивать багажник. Там так и сделано в салоне: сиденья представляют собой сэндвич, это когда задние сиденья накладываются на передние, образуя единое целое.

– Как ты добился права создать свой собственный концепт?

– Потому что был конкурс идей и скетчей, на котором мои рисунки победили. Проект был выбран к реализации, и я его потом доводил. У меня был 3D-модельщик, и мы вместе доводили все поверхности кузова и все детали.

– А интерьер?

– Интерьер делал другой человек. Это обычное разделение работ при создании автомобиля. Очень редко одному человеку удается сделать одновременно и экстерьер, и интерьер одного автомобиля. На это уходит очень много времени.

– А вообще у вас в студии есть специализация: кто-то занимается только интерьером, кто-то только экстерьером, ведь там совсем другие особенности проектирования и рисования?

– Специализация есть. Но я делаю все – мне очень интересно и я не люблю стоять на месте. К этому автомобилю HR1 я на начальной стадии рисовал и интерьер тоже. И этот интерьер тоже выиграл конкурс. Тоолько я понял, что достаточно тяжело будет делать одновременно работу и над экстерьером, и над интерьером. В результате интерьер делал другой человек, и за основу интерьера были взяты уже его идеи. Это был Фред Антеки, француз.

– Сколько претендентов-проектов было на конкурсе для экстерьера HR1?

– Четыре. В студии ведется сразу много проектов, и нельзя всех дизайнеров сразу кинуть на один проект.

– Насколько то, что ты выиграл конкурс, отразилось на твоей зарплате или на положении в компании, как вообще Peugeot отреагировала на это?

– Выиграть конкурс всегда приятно и без всяких премий. Есть, конечно, поощрения и бонусы, но выиграть конкурс не является чудом – это нормальная работа. Все наработки и победы кладутся в копилку человека, который накапливает определенный опыт, определенные знания, умение что-либо делать в своей области.

У меня все еще есть выбор – расти ли в плане карьерном или остаться чистым художником, в обоих вариантах есть свои плюсы и свои минусы. Минус в руководящей работе – вы практически прекращаете живой контакт с бумагой, с рисунком, на это не хватает времени, что, в принципе, для художника очень тяжело. В связи с подготовкой к автосалону я уже месяц не рисую, а реально очень хочется.

– А какие идеи ты заложил в дизайн?

– Данный концепт-кар объединяет все то, что было развито на предыдущих концептах Peugeot, но и делает шаг вперед. Это не только мое, это наше видение автомобилей данного класса. Причем этот сегмент – он еще не существует. Это класс, который мы придумали, – городской гибридный SUV, да еще и премиум.

Наш концепт – это атлетика, динамичные пропорции, автомобиль несется вперед, даже находясь в статике, и переплетения ДНК Peugeot...

– Что такое ДНК Peugeot?

– На философском уровне это Стремление, Динамизм и последний очень точный лозунг компании «Motion and Emotion», то есть движение и эмоции. Все это реализовано на концептах BB1 и SR1, на концептуальном велосипеде, который стоит здесь на стенде Peugeot. Одна из самых заметных визуальных деталей – скальпообразная поверхность на боковине – этот штрих становится подписью Peugeot.

Есть детали, которые перекликаются с автомобилями компании из прошлого. Например, задняя стойка: она немножко наклонена – это из 905-го. Или, например, передняя стойка крыши -–она напоминает концепт RS 2002 года.

– Новый главный дизайнер марки Жиль Видаль вмешивается в твою работу, вносит изменения в твои проекты?

– Это очень корректно и деликатно, у него есть более широкое видение развития всей марки в целом, а не только отдельного концепта. Конечно, он подсказывает и направляет, но кардинальной «ломки» и замены проектов не происходит.

– Ты пять лет отработал на одну компанию. У тебя сложилось хорошее портфолио и ты сейчас являешься автором концепт-кара. Ты не задумываешься сменить компанию? Что тебе интереснее: остаться или уйти?

– Я даже не думал об этом. На данный момент меня устраивает, что я делаю и что мне дают возможность заниматься любимым делом. А там посмотрим, время покажет.

– Но корпоративный стиль компании ставит тебя в определенные рамки, например ты не можешь рисовать большие роскошные седаны, такие как Mercedes например, потому что это не входит в сферу интересов Peugeot...

– У компании есть определенный код, определенная ДНК, от которой нельзя отходить. Дизайнер в данном случае является генератором идей, почерпнув все, что есть у марки, нужно сгенерировать новые идеи, которые также укладываются в родовую ДНК. Кроме того, дизайнер волен делать и собственные проекты, это нужно для собственного развития и для того чтобы в этих проектах рождались новые идеи, которые можно потом применить в основной работе.

– Будущее. Кем ты будешь? На какой позиции будешь работать?

– У меня нет стремления занять какую-то позицию, я бы хотел делать самые разные вещи – как дизайнеру мне интересно заниматься всем. Я бы, например, хотел когда-нибудь сделать яхту. Мне нравится сам процесс создания чего-то нового, мне интересен дизайн. Сейчас у меня есть задача сделать конкретный автомобиль, и я его делаю.

Кирилл Орлов