Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Российские автомобили XXI века
Российские автомобили XXI века
Статьи 11 декабря 2009
Статьи 11 декабря 2009
Российские автомобили XXI века
Несмотря на то что за последнее десятилетие российский автопром прирастал в основном за счет сборки импортных авто, отечественный автопром все же худо-бедно продолжал существовать. Основные вехи его развития (или деградации?) можно посчитать по пальцам...
Все российские модели XXI века 
Несмотря на то что за последнее десятилетие российский автопром прирастал в основном за счет сборки импортных авто, отечественный автопром все же худо-бедно продолжал существовать. Основные вехи его развития (или деградации?) можно посчитать по пальцам.

Начнем с Нижнего Новгорода. Здесь когда-то выпускался “советский “мерседес” – чиновническая “Волга”, не брезговали ею и спортсмены, и артисты, и даже бароны преступного мира. Ныне желающие могут приобрести себе настоящий Mercedes. А что “Волга”? Ее на протяжении последних лет модернизировали, модернизировали и, видимо, “домодернизировали” окончательно: на российских дорогах она еще встречается, а вот на заводском конвейере найти ее можно с большим трудом.

Ситуация с забытой мечтой всех советских автолюбителей так толком и не понятна. На ГАЗе еще в прошлом году заявляли, что, скорее всего, выпуск классических “Волг” будет прекращен. Потом поправляли сами себя, и, как заявил год назад Сергей Занозин, глава правления группы “ГАЗ”: “Количество почитателей “Волги” как автореликвии растет”. В общем, официально “Волга” ныне производится (модель ГАЗ-31105 и ее модификации, а также ГАЗ-3102) малыми партиями “под заказ клиентов”.

Был у ГАЗа и свой громкий проект: Volga Siber. Уж сколько было восторгов по этому поводу. Несколько лет морем везли в Нижний целый автозавод из самой Америки, закапывались в документации и монтировали его на российской земле. Готовую машину “принимал” сам премьер Путин. Но чуда не призошло. За десять месяцев текущего года была произведена капля – всего 1,5 тыс. автомобилей, причем подавляющее большинство – по госзаказу. Главный покупатель – народ – в “новую “Волгу” не поверил, как не верит в большинстве своем в российский автопром в целом. Собственно, не верят в Siber теперь уж и на самом ГАЗе: производство авто должно было быть свернуто, когда Сбербанк купит для Нижнего целый Opel. Однако “сделка века” сорвалась, и решено потихоньку производить Volga Siber “в соответствии с требованиями рынка”.

Все российские модели XXI века

2000 – ГАЗ-3111
2002 – снята с производства модель ГАЗ-3111
2004 – UAZ Hunter (модернизация УАЗ-469)
2004 – Lada Kalina седан
2004 – ГАЗ-31105 (модернизация ГАЗ-3110)
2005 – UAZ Patriot
2006 – Lada Kalina хэтчбек
2007 – Lada Priora седан (модернизация ВАЗ-2110)
2007 – Lada Kalina универсал
2008 – Lada Priora хэтчбек
2008 – Volga Siber
2008 – UAZ Pickup
2009 – снята с производства “Ока”
2009 – Lada Priora универсал


Ситуацию с газовскими легковушками скрашивает разве что положение дел в сегменте коммерческих авто. Хотя и здесь не обходится без традиционной для наших автопроизводителей путаницы. Не так давно на ГАЗе собирались снять с конвейера старушку “Газель”, которая верой и правдой служит отечеству с 1994 года. Ее ругали, ей были недовольны, но на ней ездили и ездят. Заводчане собирались заменить ее на более современную модель (правда, не уточнялось какую). Однако недавно все тот же господин Занозин сообщил журналистам, что грузовичок и производные от него модели хоронить рано. На заводе провели модернизацию автомобиля, обнаружили и устранили в нем 120 недостатков, и с февраля 2010 года новая “Газель”, которая, естественно, “только внешне будет похожа на предшественницу”, пойдет в серию.

Главным событием российского автопрома за минувшие десять лет, стало, конечно, освоение выпуска новых моделей автомобилей на АвтоВАЗе. В 2004 году с конвейера сошли первые седаны Lada Kalina (разработка их началась еще в 1993 году). В 2006-м появился хэтчбек. Следующий, 2007 год был ознаменован началом производства этих машин с новым двигателем (16-клапанным, объемом 1,4 л) и с АБС. В этом же году увидел свет универсал. С середины 2008 года выпускается также хэтчбек Lada Kalina Sport. Интересный факт – автомобили Lada Kalina, которые поставляются в Финляндию, имеют экспортное название Lada 119, поскольку слово Kalina на финском языке обозначает “стук”, “треск”, “грохот” и “дребезжание”. В 2007 году премьер-министр (тогда еще президент) Путин разогнался на Lada Kalina, по его собственным словам, до 120 км/ч. Дело было на испытательном треке завода.

В 2007 году с конвейера сошли и первые седаны Lada Priora. В отличие от Kalina, которая хоть и очень долго разрабатывалась, но все же стала абсолютно новой моделью, Priora – это модернизированная “десятка” ВАЗ-2110. Хэтчбек Priora пошел в серию в 2008-м, а универсал – в мае 2009 года. Есть еще модель Priora CNG – автомобиль, способный использовать в качестве топлива природный газ (бензин тоже, но как вспомогательное топливо). Но она пока не выпускается серийно.

Кроме новинок АвтоВАЗ продолжал и продолжает производить модели “старшего” поколения: Lada 110, Lada Samara, Lada 4x4 (“Нива”) и даже “пятерку” с “семеркой”. В этом году с конвейера в Тольятти сходит на 65% автомобилей меньше, чем а прошлом. Сколько еще протянет убыточный завод – черная дыра в российском бюджете – вот, пожалуй, главный вопрос наших дней. Есть мнение, что даже приход Renault вряд ли сможет помочь заводу.

В августе 2005 года новой моделью обзавелся Ульяновский завод. Это событие совсем из ряда вон выходящее, потому как новых моделей УАЗ не видел уже несколько десятков лет. УАЗ-469 (он же Hunter с 2004 года) был разработан в 1964-м (45 лет назад), а в серию пошел только в 1972-м. С тех пор ни одна из многочисленных разработок ульяновских инженеров до конвейера так и не дошла. И вот только теперь у нас есть UAZ Patriot (модель 3163) – тот самый танк, который не боится грязи. Уже под управлением группы Sollers в 2008-м страна получила в свое распоряжение коммерческий пикап UAZ Cargo на базе модели 3163, с удлиненной до 3000 мм колесной базой, короткой двухместной кабиной и трехбортовой платформой. UAZ Pickup со сдвоенной кабиной тоже увидел свет в 2008 году.

В Набережных Челнах продолжают выпускать грузовики. По-настоящему новая кабина для них появилась в 2009-м, но не это главное для завода и для страны. Начиная с 2000 года команда “КамАЗ-Мастер” семь раз выигрывала ралли “Дакар”! КамАЗ даже может продать всем желающим спортивный грузовик (КамАЗ-4911) из своего длинного модельного ряда.

С городом Набережные Челны неизменно ассоциируются не только грузовики КамАЗ, но и малютка “Ока” – легковой автомобиль класса А (мини-авто). Машина производилась здесь (а также на заводе в Серпухове) до 2005 года. В 2006-м КамАЗ прекратил выпуск микролитражки “Ока” – простой доступной машины – одного из самых дешевых автомобилей в мире. Производство сфокусировали в Московской области, где авто выпускалось с китайским трехцилиндровым инжекторным двигателем объемом один литр. Однако с января 2009 года СеАЗ остановил производство “Оки” в связи с ее нерентабельностью. Возобновление выпуска единственного отечественного микролитражного автомобиля не планируется.

Завод имени Лихачева в Москве пока жив, хотя слухи о его смерти курсировали на протяжении всего прошедшего десятилетия. Зиловские “Бычки” (модель 5301) – малотоннажные грузовики, которые начали производить еще в 1994 году, явно не выдержали конкуренции с “Газелью” и “Валдаем” ГАЗ-3310. То же самое можно сказать о малых и микроавтобусах и некоторых других авто на базе “Бычка”. Прибавьте сюда еще заграничных конкурентов... С 2005 года планируется и постоянно переносится запуск в серию нового семейства небольших грузовиков “Тапир”. Сегодня конвейер ЗИЛа работает три дня в неделю. По данным “АСМ-Холдинга”, за девять месяцев этого года на ЗИЛе было выпущено всего 1287 грузовых машин. В апреле 2009 года было подписано соглашение между Минским автозаводом и ЗИЛом о начале в 2010-м сборки на московских мощностях грузовиков МАЗ. А еще этой осенью московское правительство привозило на ЗИЛ делегацию Porsche Engineering – инжинирингового подразделения Porsche. Увы, собирать на ЗИЛе Porsche никто не собирается (а жаль – было бы интересно!). “Porsche лишь посмотрит, чем компания могла бы помочь ЗИЛу в области инжиниринга, разработки узлов или агрегатов”, – сообщают в московском правительстве.

Даниил Головин
Комментарии