Французские марки перекупают японские технологии
Статьи 8 декабря 2009
Статьи 8 декабря 2009
Французские марки перекупают японские технологии
Известие о том, что французский концерн PSA Peugeot Citroen готовится приобрести контрольный пакет японской компании Mitsubishi Motor, не стало неожиданностью. Уходящий 2009 год уносит с собой поистине автомобильные сделки века...
PSA Peugeot Citroen готовится приобрести контрольный пакет японской компании Mitsubishi Motor 
Компания Peugeot Citroen официально подтвердила факт переговоров с Mitsubishi Motor Corp. о расширении сотрудничества. “Возможность создания стратегического партнерства компаний не исключается”, – сказано в сообщении французской компании. Речь идет о приобретении 30-50% пакета акций в японской компании, что позволит компаниям достичь синергии в сегменте экологического транспорта. По сообщениям японских СМИ, сделка находится в завершающей стадии, ее сумма может составить $3,4 млрд. В случае если сделку удастся завершить уже в этом году, она станет финальным аккордом в дележе мирового автопрома, который весьма драматично продолжался в течение всего года.

В отличие от других более или менее похожих сделок, сотрудничество французов и японцев носит стабильный характер и не является результатом спешно возникшего интереса в связи с экономическим кризисом. Похожие вехи в свое время переживали и Chrysler с Fiat, новообразованный альянс которых сегодня один из немногих, имеющих внятную стратегию развития и далеко идущие планы, подкрепленные конкретными действиями. Анализируя переполох последнего времени вокруг автомобильных активов, можно заключить, что сделка между Peugeot Citroen и Mitsubishi имеет высокие шансы на успех.

Сотрудничать Mitsubishi и PSA начали в 2005 г., когда было подписано соглашение о производстве и продаже в Европе Peugeot 4007 и Citroen С-Сrosser, созданных на платформе Mitsubishi Outlander. Помимо создания новых автомобилей в сегменте 4x4, партнеры сегодня занимаются технологическими разработками в сегменте электромобилей. Так уж выходит, что автопроизводители вынуждены расставлять приоритеты: для выхода на массовый рынок акценты ставятся либо на гибридах, либо это работа на краткосрочную, но перспективу – то есть на электрокарах. Например, Toyota вовремя успела сделать ставку на гибриды, которые уже дошли до российского рынка. А вот Nissan не имеет собственных гибридных разработок, поэтому разработал глобальную стратегию по “электрификации” глобальных рынков.

Если говорить об альянсе между PSA и Mitsubishi, французы призваны поделиться гибридной технологией, а японцы – электрической. Mitsubishi уже предоставила французам платформу электрокара iMiEV – на японском рынке этот автомобиль появится в январе. В Европе аналогичные электрокары под брендом Peugeot Citroen появятся во второй половине 2010 года. Решено, что Mitsubishi будет поставлять французам не менее 25 тысяч электромобилей в год. В свою очередь Peugeot предоставит японцам гибридную технологию, которая используется в Peugeot 3008. В отличие от большинства гибридных автомобилей, эта модель оснащается не бензиново-электрической установкой, а турбированным дизельным двигателем вкупе с электромотором. Гибриды под маркой Mitsubishi должны появиться на рынке около 2013 года. Ожидается, что такие машины можно будет подзаряжать в домашних условиях, в то время как обычно электромотор, входящий в силовую установку, подзаряжается во время движения и торможения автомобиля.

Базой для сотрудничества двух компаний на российском рынке стала закладка совместного автозавода под Калугой в 2008 году. Объем инвестиций в проект составил 470 млн евро. Таким образом, возможная сделка по продаже доли в Mitsubishi позволит укрепить позиции обеих марок в том числе и здесь. Ведь к производству в России неслучайно подобраны модели, ряд которых имеет общие платформы: Peugeot 308, Peugeot 4007, Citroen С4, Citroen С-Crosser, Mitsubishi Outlander XL. И учитывая тот факт, что Mitsubishi только что завершила сделку по покупке 40% дистрибьютивного бизнеса группы “Рольф” (Mitsubishi), не исключено, что дилерские сети Mitsubishi и Peugeot Citroen со временем будет “оптимизированы”. Пока же, к слову говоря, “Рольф” отказался от продажи автомобилей Peugeot в частности в Санкт-Петербурге, где у группы был салон.

Старт производства французских брендов в Калуге назначен на первую половину 2010 г., японцы должны присоединиться в том же году позднее. Ожидается, что на первоначальном этапе объем производства составит 45 тыс. автомобилей в год, в 2012 г. завод выйдет на полный цикл производства – 150 тыс. автомобилей в год. Со временем выпуск автомобилей может увеличиться до 300 тыс. единиц в год, говорят на заводе. Сегодня такие мощности не заявлены ни у одного иностранного автозавода, работающего в России, и даже АвтоВАЗ едва-едва сможет в этом году похвастаться такими объемами.

Сделка между PSA и Mitsubishi, скорее всего, станет последней исторической сделкой уходящего года. В 2009 году было несколько крупных покупок, которые в дальнейшем, очевидно, серьезно повлияют на развитие мирового автопрома. Среди них: альянс Fiat и Chrysler и создание компании Chrysler LLC, слияние давних “врагов” Volkswagen и Porsche, продажа компании Volvo китайской компании Geely, а Hummer – Tengzhong Heavy Industrial Machinery. Впрочем, откровенных фиаско было ничуть не меньше, так что следующий год все еще таит в себе море сюрпризов. Среди откровенных провалов – сорвавшаяся сделка между Сбербанком и Opel, “пролет” Saab, а также попытка избавиться от контрольного пакета АвтоВАЗа в пользу Renault-Nissan. Судьба всех этих проектов пока еще находится под большим вопросом.

Елена Костякова
Комментарии