branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Народные гаражи пойдут ко дну

Не успели московские власти распродать “народные гаражи”, как уже взялись за подводные стоянки. Очередная идея чиновников может провалиться, считают эксперты. Особенно учитывая, что наземные “народные гаражи” в следующем году – и те подорожают...
Народные гаражи пойдут ко дну
Народные гаражи пойдут ко дну
Многоэтажки “народных гаражей” начинают постепенно вырастать в московских районах, однако в кризис люди довольно неохотно расстаются с кровно заработанными денежками. Стоимость одного “народного гаража” сегодня составляет 350 тысяч рублей – цена новенькой “Лады”. Как рассказали в управе Таганского района, заявки потихоньку поступают, однако из-за недостатка желающих сдача объектов может задержаться. Например, на Международной улице идет строительство гаражей – четыре объекта по пять этажей на 1400 машино-мест, при этом выкуплено только около 600, два комплекса будут введены в эксплуатацию в декабре, остальные два (надеются) – в январе-феврале. Что совсем не факт, ведь, как сообщили в управе, после Нового года цена машино-места в “народном гараже” должна вырасти до 420-450 тысяч рублей . Ставленники мэра особенно упирают на тот факт, что стоимость автомобильной площадки гораздо ниже ее себестоимости, учитывая цену земли в центре. Впрочем, это мало мотивирует потребителей, которые по-прежнему предпочитают оставлять машины под окном.

По данным Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы, на 12 ноября заключено 15 225 предварительных договоров долевого участия в программе “Народный гараж”. Договоры заключены на общую сумму 5,3 млрд рублей, что составляет лишь 28% от требуемого объема финансирования. Но с учетом того, что процедура заключения началась полтора месяца назад, достигнутые результаты, по мнению чиновников, можно считать неплохими. В 2009 году на территории столицы предполагается возвести гаражи и паркинги на 135 тыс. машино-мест, в этом объеме 75 тысяч машино-мест имеют статус “народный гараж”. Всего до 2025 года Москве необходимо 987 тысяч машино-мест – количество колоссальное. Предполагая, что на земле места к этому времени уже не останется, чиновники решили взяться за разработку очередного проекта. В презентации по основным направлениям деятельности Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы показано, как может быть устроена подводная стоянка. Предполагается, что в перспективе такие подводные паркинги появятся в 25 точках по Москве-реке.

Несмотря на то что идея подводного гаража пока кажется немного непривычной, эксперты-инженеры считают, что в самой идее подводных паркингов нет ничего экстраординарного. Километры линий метро проходят под водой и в Москве, и в Санкт-Петербурге, не говоря уже о туннеле в проливе Ла-Манш, который соединяет материк с Великобританией. Есть подобные стоянки и в каналах Амстердама. “Технически это абсолютно осуществимо, – комментирует независимый эксперт одного из Институтов градостроительства. – В метро ведь вы ездите. Почему, например, двери в Ленинградском метро часто выходят прямо на перрон? Потому что там плывуны, и есть риск затопления. Тем не менее все отлично работает. Но давайте подумаем: будет ли такое строительство дешевле, чем наземный гараж? Любое подземное строительство – это очень недешево. Если кто-то скажет, что это копеечное дело, я опасаюсь, что здесь может идти речь об отмывании денег”.

По мнению эксперта, многое будет зависеть от конкретных лиц, заинтересованных в проекте. В любом случае проект наверняка выйдет очень дорогим, между тем цена подводного “койко-места” должна стать определяющим фактором для автовладельца. “О приобретении в собственность таких стоянок вообще можно не говорить. Ведь сегодня даже в наземной конструкции из железобетона люди не могут купить места: в Кожухово, Куркино, несмотря на “народные гаражи”, все дороги заставлены, пожарным не проехать, – говорит эксперт. – Другое дело, если город за свои деньги это все будет строить и будет пускать туда людей”. В мэрии пока никаких расчетов на эту тему не предоставляют. Между тем вода – понятие очень “размытое”, указывают эксперты. Поэтому строительство подводной парковки в одном месте будет стоить одних денег, полкилометра в сторону – уже других.

Питерские метростроевцы с интересом отнеслись к идее, отметив, что нечто подобное можно было бы реализовать и в питерских каналах, хотя в Питере, городе гораздо более “водном” и “глубоком”, нежели Москва, инициаторов подобного проекта, включая городские власти, пока не нашлось. Как объяснил главный инженер ОАО “Метрострой” Алексей Старков (Санкт-Петербург), строительство подобной стоянки может состоять из нескольких этапов: перекрытие канала, отшлифовка, установка шпунта, откачка воды назад, организация подъездных путей. После того как шпунт убирается, грунт вновь заливается водой. Такие механизмы давно и успешно используются и в Москве, и в Питере при переоборудовании, например, набережных. Однако если говорить о коммерческой автомобильной стоянке, все может выйти немного сложнее, говорит эксперт, так как стоимость работ напрямую скажется на цене машино-места, за которое будет платить обычный автовладелец. Сложность работы будет зависеть и от точки русла, где будет располагаться стоянка, так как вода основного русла дает другую нагрузку и давление. Если русло судоходное, то придется решать проблему поэтапно и, возможно, отказаться от части судоходных мощностей в пользу парковки. Работа в береговой зоне может чуть-чуть снизить ее стоимость, но здесь есть другие сложности. Как правило, вдоль берега проходят коммуникации, прокладки сетей, трубопровод, поэтому чтобы взяться за такое строительство, придется пройти огромное число согласований и уточнить, где можно строить, а где нельзя.

По словам А. Старкова, сегодня стоимость 1 км линии метро в Санкт-Петербурге составляет не менее 7,5-8 млрд рублей, включая станционный комплекс и тоннельные выработки. Стоимость подводной парковки может оказаться ниже, но существует риск не оправдать ожиданий потребителя, особенно если вести речь о лифте, который прорисован в презентации московской мэрии. “Насколько актуальны для России лифты, это вообще вопрос, – говорит эксперт. – Зимой туда будет заноситься снег, грязь, и непонятно, насколько это будет дорого в обслуживании. На подъем одного автомобиля будет уходить не менее 10 минут, возможны очереди. Тем более, если будет лифт, необходимо будет содержать специальную бригаду для его обслуживания. Возможно, вопрос можно было бы решить с помощью строительства съезда, пандуса, как это работает в Голландии. В любом случае все упирается в деньги. Надо просчитать, есть ли спрос на такие паркинги. Все будет зависеть от того, насколько грамотно будут проведены изыскательные работы, а потом клиенту останется просто перебороть страх и – поставить машину под воду”.

Елена Костякова