branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Российский авторынок продолжит падение

При пессимистичном варианте развития событий российский рынок к концу года может просесть на 60%. В этих условиях дилерские сети борются уже не столько за прибыль, сколько за элементарное выживание...
Продажи новых легковых автомобилей за первые шесть месяцев этого года, по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (AEB) в РФ, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 49%. Причем в прошлом месяце по сравнению с июнем 2008 года реализация машин упала на 56%. Специалисты PricewaterhouseCoopers (PwC) полагают, что рынок продолжит падение и по итогам всего года при пессимистичном варианте развития событий может просесть на 60%. Как считают эксперты, предпринимаемые правительством РФ меры для поддержки только тех компаний, чье производство находится в России, неспособны ощутимо оживить рынок в целом. По мнению аналитиков, поддержка необходима не только отдельным его представителям, имеющим свое производство на территории РФ , но и всем участникам рынка.

Помимо наступившего кризиса, по российскому авторынку иномарок в этом году ударили новые пошлины. Напомним, что в январе этого года вступил в силу законопроект, благодаря которому пошлины на новые машины повысились с 25% до 30-35% от таможенной стоимости. Кроме того, сроки отнесения автомобилей к категории “подержанных” сократились с семи до пяти лет, а пошлины на них выросли в среднем наполовину. Изначально было объявлено, что подобные меры вводятся сроком на девять месяцев. Однако, по предварительной информации, пошлины по истечении данного срока снижать не будут – ни на подержанные, ни на новые автомобили. Отечественные дилеры подготовились к такому повороту событий и затарились машинами 2008 года под самую завязку. Именно этот внушительный запас машин производства прошлого года и помог российскому рынку в первое полугодие не упасть ниже нынешней планки.

Недавно министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко посетовал, что в конце прошлого года в Россию было завезено огромное количество автомобилей, продажа которых активно продолжалась в течение первых двух кварталов. “Отечественное производство еще не работает на рынок, – отметил он. – В июне это закончится, в июне первые отдушины для российского производства появятся”. Для поддержки внутренних производителей правительство пошло еще на несколько шагов. Вначале была предложена программа льготного кредитования для автомобилей стоимостью до 350 тыс. руб. Спустя некоторое время ценовая планка была увеличена до 600 тыс. руб.: тем самым иностранным производителям, имеющим свои заводы в России, были предоставлены дополнительные возможности. А на днях стало известно, что Министерство природных ресурсов и экологии РФ проводит с заинтересованными ведомствами согласование проекта постановления правительства о сертификате за сдачу автомобилей на утилизацию. По словам главы министерства Юрия Трутнева, были получены положительные ответы от ряда государственных структур. Будущий документ предусматривает вручение владельцу сданной на утилизацию машины сертификата стоимостью 50 тыс. руб., который можно использовать только для покупки нового отечественного автомобиля, под определение которого должна попасть любая машина, собранная на территории России.

Между тем многие участники рынка полагают, что поддерживать нужно весь авторынок, а не только внутренних производителей, для которых, конечно же, должны создаваться более выгодные условия. Логика здесь достаточно проста, ибо по стране многие дилеры вплотную столкнулись с проблемой банкротства. А ведь это многотысячные рабочие места, на которых работают не менее законопослушные граждане РФ, чем на том же АвтоВАЗе. По прогнозам генерального директора “Ауди Центра Таганка” Владимира Моженкова, до конца нынешнего года с рынка может уйти до одной трети игроков. В последнем аналитическом отчете, подготовленном специалистами департамента консалтинга РБК (“Российский авторитейл в условиях экономического кризиса”), приводятся следующие данные: “На начало 2009 г. в России работало около 4 тыс. официальных дилерских центров, однако к концу 2010 г. их количество может сократиться вдвое из-за спада продаж и банкротства или продажи активов многих региональных компаний”.

На этом фоне дилерские сети борются уже не столько за прибыль, сколько за элементарное выживание. Как считает Владимир Моженков, в интересах государства было бы целесообразно снизить налоги для дилеров, которые предоставляют рабочие места по всей стране. Кроме того, по его мнению, многие игроки нуждаются в дешевых кредитах, чтобы не только избежать банкротства, но и развиваться даже в условиях кризиса. А депутат Государственной думы РФ Виктор Черепков напоминает, что каждый ввезенный автомобиль для государства становится дойной коровой, поскольку с каждого потребляемого литра бензина автовладелец платит 14 рублей налогов в государственную казну.



Как ранее заявила директор по связям с общественностью Ford Russia Екатерина Кулиненко, по их прогнозам в этом году будет продано около 1,4 миллиона новых автомобилей. Управляющий директор “Хендэ Мотор СНГ” Денис Петрунин считает, что позитивную динамику роста относительно предыдущих месяцев можно ожидать только весной следующего года. “По сравнению с прошлым годом в 2009 году падение продаж составит примерно 55-60%, и в целом будет продано всего около 1,4 млн автомобилей, включая продукцию АвтоВАЗа”, – отмечает он. Что же касается прогнозов аналитиков PwC, то в базовом сценарии падение продаж автомобилей составит 50% в количественном выражении и объем продаж составит около 1,6 млн штук, а при пессимистическом сценарии падение достигнет 60% при объеме рынка 1,3 млн штук.

Никита Афанасьев