branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Автокомпании будут спасать по национальному принципу

После американской мыльной оперы по наделению деньгами американских автокомпаний собственную постановку на ту же тему представляет Европа...
После американской мыльной оперы по наделению деньгами американских автокомпаний собственную постановку на ту же тему представляет Европа. В отличие от заокеанского спектакля, у нового много режиссеров, да и актеров задействовано много больше.

Проблемы кризиса стали очевидны для европейцев чуть позже, но трясет их не менее сильно. Во-первых, продажи упали, во-вторых, резонанс от американских событий. В прошлом году продажи автомобилей в Европе упали на 8%. Привыкшие к повышенному спросу на свою продукцию автоконцерны вынуждены снижать объемы производства . На кону оказался рынок с ежегодными продажами в 780 млрд евро, 2,3 млн рабочих мест, задействованных собственно в автоиндустрии, и примерно 10 млн в смежных отраслях.

В 2009 году прогнозируется падение еще на 15%, и своих ресурсов на затыкание разных финансовых дыр у автокомпаний не хватит – им нужна господдержка примерно на 15 млрд евро.

Франция собирается выделить 6 млрд евро своим автопроизводителям, чтобы они могли не закрывать свои заводы. Италия собирается пожертвовать 1,2 млрд евро. Испанское правительство утвердило план помощи автопрому на 4 млрд евро, Германия запланировала 2-миллиардные траты, а Великобритания – 3 миллиарда. Но за каждый скормленный автокомпаниям миллиард чиновники требуют от них множество мелких услуг.

Наиболее интересно события развиваются во Франции. Развитое профсоюзное движение в этой стране сумело выбить неслыханные преференции для рабочих. Государству, несколько утомленному поджогами машин и прочими чудачествами своих граждан, нужна социальная стабильность. Оно готово предоставить 4 млн евро концернам Renault и PSA Peugeot Citroen в обмен на запрет увольнений сотрудников.

Тот же Renault планирует сократить производство автомобилей в этом году на 20%, однако, похоже, не сможет сократить при этом ни одного сотрудника. Если раньше рабочие, отправленные по домам из-за остановок производства, получали лишь 60% от своей зарплаты, то теперь они будут получать полную стоимость – 75% от государства вроде пособия по безработице и оставшуюся часть из антикризисного фонда компании.

В Германии тем временем основным объектом государственных инвестиций в автопроме должен стать Opel. Компания, которой в ближайшее время предстоит отделиться от General Motors, очень нуждается в живых деньгах – для достижения относительного спокойствия нужно 3,3 млрд евро. Правда, государство в данном случае не собирается так просто расставаться с деньгами и предлагает разыграть постановку по американскому образцу – с предоставлением планов, слушаниями в парламенте и влиятельными противниками помощи частной компании. Так, некоторые лидеры правящей в стране партии “Христианско-демократический союз” считают, что помощь государства даст Opel несправедливое конкурентное преимущество перед другими компаниями и эта помощь вообще создаст прецедент, к которому потом будут апеллировать другие автокомпании, если им вдруг понадобятся деньги. Правда, политики из тех районов ФРГ, где находятся заводы компании, более сговорчивы и настаивают на спасении свыше 25 000 рабочих мест, которые есть у попавшего в передрягу автогиганта.

Кстати, большинство наблюдателей отметили, что с приходом кризиса крупные европейские страны наплевали на идею Евросоюза и пытаются решить проблемы самостоятельно, с учетом интересов национального, а не общеевропейского бизнеса.

Поэтому уже сейчас большинство чиновников видят в планах по спасению тех же Renault или Opel угрозу рынку ЕС. Протекционизм – это не то, что нужно автопрому и Европе в целом. Французский план может сильно изменить отношения государства и рынка.

Что же касается проблем немецкого Opel, то здесь Еврокомиссия готова пойти на послабления, если это гарантирует выживание компании в долгосрочной перспективе.

Как отметил комиссар ЕС по вопросам промышленности Гюнтер Ферхейген: “Мы надеемся, это (помощь от немецкого правительства) поможет выжить компании. Но я не верю, что правительство может быть лучшим автопроизводителем, чем представители самих автокомпаний”.

Руководители ЕС призывают координировать реализацию всех программ по поддержке автопрома в европейских странах, чтобы избежать развития протекционизма на европейском рынке. Однако кризис набирает обороты, и государства предпочтут спасти свое родное, пожертвовав общими благими идеями.

Алексей Лаврухин