branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Секреты Toyota – как получить прибыль из мирового кризиса

Японские автопроизводители, работающие в Европе и Америке, пожалуй, наиболее трезво оценивают ситуацию. Топ-менеджеры Toyota во французской столице представили свое видение того, что произойдет с европейским рынком в ближайшее время...
Секреты Toyota – как получить прибыль из мирового кризиса
Секреты Toyota – как получить прибыль из мирового кризиса
На Парижском автосалоне – 2008 главной темой для обсуждения стало падение европейского авторынка и поиск возможных путей из кризиса. Каждый автопроизводитель сегодня пытается найти наиболее успешную стратегию, за счет которой он сможет не только удержаться, но и усилить свое присутствие на европейском рынке. Японские автопроизводители, работающие в Европе и Америке, пожалуй, наиболее трезво оценивают ситуацию. Топ-менеджеры Toyota во французской столице представили свое видение того, что произойдет с европейским рынком в ближайшее время.


Европа терпит огромное снижение продаж в автомобильном секторе, и автопроизводители заняты поиском стратегий выживания. Между тем, как отметил исполнительный вице-президент Toyota Motor Corporation Мицуо Киношита, нельзя сказать, что в Европе сейчас самая сложная ситуация из возможных, потому что Америка в это время фактически возвращается в состояние десятилетней давности. “Население растет, и нет причины чувствовать себя пессимистично”, – обнадежил европейскую общественность седовласый старец.

Наиболее важной проблемой сегодня можно считать рост цен на топливо, говорят японцы, в связи с чем произошел скачок спроса на малые автомобили. Европейский рынок возродится через модели малого класса, считает исполнительный вице-президент Toyota Motor Europe Тьерри Домбреваль. “Поэтому мы продолжим разрабатывать такие автомобили, – сказал он, – хотя большие автомобили для автопроизводителей продавать выгоднее. Но я не думаю, что западный рынок готов к чему-то действительно дорогому”. Здесь нужно отметить, что шкала цен в Европе на порядок отличается от российской. Например, модель Toyota iQ за 22 тыс. долларов японцы дорогим автомобилем не считают – по местным меркам это массовый продукт. Соответственно, и в отношении достаточно крупных автомобилей цена “недорогого автомобиля” несколько другая. В частности, в настоящий момент особые надежды в Европе Toyota возлагает на новый Avensis, цены на который пока не озвучиваются (в России Avensis принадлежит к ценовой категории “выше среднего” – от 25 до 37 тыс. долларов).

У Toyota, которая сегодня входит в пул лидеров по американскому и европейскому рынкам (тем не менее только с начала года компания потеряла в Европе 10% рынка), агрессивные планы на 2009-2010 годы. Среди важнейших глобальных инициатив – вывод новых моделей. Только в 2009 году будет представлено 18 новых моделей Toyota и Lexus (из них 11 гибридов). Всего в 2009 году Toyota планирует продать 9,7 миллиона автомобилей. Еще одним ключевым аспектом станет модернизация двигателей и трансмиссий к 2010 году. К 2-литровому дизельному двигателю, производимому в Польше, добавится новый 1,6-литровый дизельный двигатель, который будет производится совместно с Isuzu в 2012 году. Японцы подчеркнули, что еще в 2007 году дизельные Toyota и Lexus составили около 40% совокупных продаж в Европе.

Важной частью стратегии развития для Toyota останется разработка альтернативных видов топлива и его источников. В ближайшее время будет представлено 11 новых гибридных моделей, новое поколение Toyota Prius будет представлено на автосалоне в Детройте уже в 2009 году. Производство электрических батарей – главный ключ автомобильных технологий будущего, уверены японцы. Сделать так, чтобы на машинах, работающих от розетки, можно было ездить как можно дольше, и создание небольшого, но мощного гибридного автомобиля – еще одна перспектива ближайшего времени. Начиная с 2010 года, Toyota планирует производить около 1 млн никелевых батарей на действующем заводе Panasonic в Шизуоке (Omori Plant, Shizuoka, Japan), а также собирается построить для этих целей еще один завод в Мияги (Miyagi Prefecture, Japan). Новое поколение литиево-ионных батарей появится уже в начале 2009 года.

На фоне общей стагнации мирового автомобильного рынка Россия с ее потенциалом приобретает все большую важность для автопроизводителей. Вслед за Mitsubishi, General Motors и другими обычно лояльная Toyota озвучила агрессивные планы в отношении российского рынка и объявила Россию важнейшей частью своей глобальной стратегии. В планах – дальнейшее увеличение продаж и развитие сервиса. Именно за счет российского потребителя японцы собираются укреплять свои позиции в глобальном масштабе – ведь где, как не здесь, можно продавать слишком большие и дорогие для Европы Toyota, и особенно Lexus. Рынок малых автомобилей в России пока невидим (по этой причине Toyota iQ в ближайшие годы к нам завозить не будут). “Однако если мы увидим спрос на небольшие автомобили на российском рынке, мы найдем возможность поставлять эти машины в мегаполисы: Москву и Санкт-Петербург”, – сказал Т. Домбреваль.

Также компания изучает возможность строительства второго завода в России, но пока решения не принято, потому что сначала японцы хотят определиться со второй моделью, помимо Camry, для действующего российского конвейера. По словам г-на Домбреваля, в то время как мощности завода составляют 50 тыс. автомобилей в год, пока реально задействовано лишь 40 тыс.

В то время как сегодня практически у всех мировых автопроизводителей российскому рынку отводится приоритетная роль, в остальном стратегии развития автопроизводителей серьезно разнятся. Например, интересы японских автопроизводителей сегодня по-прежнему сосредоточены в Западной Европе. В это время американские автопроизводители, например General Motors, напротив, отдают приоритет странам Восточной Европы.

Как заявил президент General Motors Corp. в Европе Карл-Питер Форстер, лучший способ укрепиться на рынках России и Восточной Европы – строительство заводов, где будут производиться адаптированные для этих рынков автомобили. Так, в этом году GM планирует открыть уже третий сборочный завод в Санкт-Петербурге, у компании как минимум по одному сборочному заводу в каждой из стран Восточной Европы. Японские автопроизводители в свою очередь заявили, что GM делает акцент на устаревших моделях (в том числе и на бывших моделях Daewoo), тогда как сами японцы настроены на инвестиции в модернизацию и разработку новых технологий и создание принципиально новых средств передвижения.

Какая из стратегий окажется верной, покажет только время. “Мы следим за рынком, – сказал напоследок президент Toyota Motor Europe Тадаши Арашима. – Нам интересны такие страны, как, например, Румыния или Казахстан, но пока они не дают такого рынка, в котором мы были бы заинтересованы”.

Елена Костякова