Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
По России прокатится волна бензиновых бунтов
По России прокатится волна бензиновых бунтов
Статьи 29 апреля 2008
Статьи 29 апреля 2008
По России прокатится волна бензиновых бунтов
По стране прокатилась волна митингов против роста цен на бензин. Но бензин как дорожал, так и будет дорожать дальше...
По России прокатится волна бензиновых бунтов 
В минувшую субботу во Владивостоке прошла акция протеста против роста цен на бензин и дизельное топливо. Колонна из нескольких сотен автомобилей с включенными фарами проследовала через весь город, после чего на центральной площади Владивостока прошел митинг протеста. Отметим, что розничные цены на нефтепродукты начиная с декабря 2007 г. повышались во Владивостоке уже трижды, в начале апреля бензин и солярка подорожали вновь примерно на 2 рубля. Сейчас на АЗС Владивостока дизельное топливо стоит 24,5 руб. за литр, бензин Аи-92 – 26 руб. и Аи-95 – 27 руб. за литр. Жители намерены обратиться к президенту РФ с просьбой взять под контроль рост цен на бензин.


После зимней “заморозки” цены будто взбесились: каждый день российские автовладельцы с ужасом отмечают на заправках, что за ночь цены подросли на несколько копеек. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат), в марте повышение потребительских цен на автомобильный бензин было отмечено в 60 регионах РФ. Самым значительным оно было в Ярославской и Ивановской областях – на 5,9% и 5,8%.

Очаги народного гнева в ближайшее время могут возникнуть и в других регионах. По словам лидера общественного движения “Свобода выбора” Вячеслава Лысакова, в мае планируется провести всероссийскую акцию против роста цен на бензин. Предварительное ее название – “Марш пустых канистр”. Основная проблема сводится к тому, что народ не понимает: почему зажравшиеся нефтяники не могут сделать бензин хоть чуть-чуть дешевле – для своих?! Почему в самой богатой нефтеперерабатывающей державе бензин стоит дороже, чем в странах, импортирующих у нас топливо?

Экономисты в очередной раз терпеливо объясняют: бензин продолжит дорожать в долгосрочной перспективе и никакие митинги здесь не помогут. “Конечно, нужно не бояться выражать свое мнение, поэтому такие митинги – это всегда полезная вещь, – комментирует вице-президент Российской биотопливной ассоциации Алексей Аблаев. – Другое дело, что на рынок эти акции никак не повлияют, особенно сейчас, когда интеграция нашей страны в мировой рынок очень сильна. Мировой рынок на митинги не реагирует. Никакие митинги не повлияют на ценообразование топлива, они максимум могут повлиять на государство, которое в свою очередь может сделать три вещи: повысить зарплаты, заморозить цены либо снизить налоги”.

Оптимальным способом повлиять на цены остается все-таки снизить налоги на розницу, считают эксперты нефтегазового комплекса, – но это уже прерогатива государства, а не нефтяников. Первые два способа не годятся: повышение зарплат без роста производительности труда разгоняет рост инфляции, а замораживание цен всегда ведет к дефициту и последующему острому росту цен, что мы сейчас и наблюдаем. Цены, впрочем, можно заморозить локально, считают эксперты, в каких-то отдельных регионах, чтобы помочь перераспределить спрос. Однако самый реальный вариант – чтобы государство убрало свою долю со стоимости бензина и проконтролировало, чтобы нефтяные компании передали освободившиеся деньги покупателям. “В таком случае нефтяные компании ничего не потеряют, а на заправках цены чуть-чуть упадут. Необходимо также уменьшить монополизацию рынка и усилить конкуренцию. Это целый комплекс проблем, которыми вообще-то должно заниматься правительство”, – говорит А. Аблаев.

Общественники соглашаются с тем, что митинги в данном случае выступают не более чем индикатором народного недовольства, но, по сути, собираются продвигать те же самые экономические идеи. “Молча проглатывать безумный рост цен на бензин мы не можем! – возмущается В. Лысаков. – Нужно, чтобы люди потребовали внятный ответ от государства: что происходит и какие меры оно собирается предпринять. Говорят, что рынок сам все должен регулировать, но это неправда! Можно и нужно регулировать этот рынок с помощью правительства. Нужно ослабить налоговое бремя, за счет этого можно не только стабилизировать цены, но и снизить их. Ведь у самих нефтяников маржа совсем небольшая – не более 30%, 70% в каждом литре бензина – это налоги и акцизы, которые государство берет себе в бюджет!”

Не знаем, прислушается ли правительство к общественным стенаниям. Выборы уже прошли, президент избран. Очевидно, что очередным замораживанием здесь уже не обойтись, а для того чтобы дать ход делу по изменению налогового законодательства и для разгона монополистов нужна определенная порция мужества от нового президента. Опечаленным автовладельцам следует учитывать, что у нас еще обстановочка более-менее. Пусть бензин у нас сегодня стоит столько же, сколько и в Америке (около 1 доллара за литр), но все-таки почти в три раза дешевле, чем в Европе.

Впрочем, эксперты полагают, что цены на бензин все-таки могут притормозить. “Никуда мы от мирового рынка не денемся, – говорит А. Аблаев. – Бензин будет зависеть от цен на нефть, и необязательно, что он будет постоянно дорожать. Это циклы, и рынок реагирует на эти циклы. Огромные деньги вкладываются в поиск альтернативных видов топлива, и это ведет к тому, что спрос на бензин сокращается. Например, впервые в этом году наблюдалось столь резкое сокращение спроса на тяжелые внедорожники в США. Я думаю, что в перспективе цены на нефть вполне могут упасть до 60-80 долларов за баррель”.

Елена Костякова
Комментарии