branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

В Москве наступит полный транспортный коллапс

Не стоит думать, что московские власти давно констатировали безвыходность ситуации и потому бездействуют. Отнюдь – они, скорее всего, вообще не представляют, насколько все плохо...
В Москве наступит полный транспортный коллапс
В Москве наступит полный транспортный коллапс
Проблема пробок в Москве, как все уже поняли, неразрешима. Сколько бы ни было предложений по разгрузке города, финансированию и строительству – мы будем проводить полжизни в автомобилях, удрученно вдыхая выхлопные газы . Тем не менее, если в пессимистичных прогнозах никто уже давно не сомневается, то споры по поводу того, когда именно произойдет тотальная остановка транспортного механизма Москвы, не утихают. Власти называют цифру 4 и 8 лет, другие обещают 10. Так когда же?

Безрезультатность любых действий по разгрузке транспортных узлов столицы стоит обосновать теоретически и с помощью анализа официальных данных. Только ни в коем случае не стоит думать, что московские власти давно констатировали безвыходность ситуации и поэтому бездействуют. Отнюдь – они, скорее всего, вообще не представляют, насколько все плохо. Так вот, несмотря на непредсказуемость ежедневной дорожной обстановки, американский политолог и экономист Энтони Даунс еще несколько лет назад вывел определенные закономерности в поведении водителей и бессмысленность проводимых властями мегаполисов мер.

Он считает, что расширение автомагистралей, введение платного въезда в город, а также стимулирование развития общественного транспорта почти никак не могут повлиять на размер пробок. Его книга называется “По-прежнему стоим в пробках”, в ней он объясняет, что расширение дорог приводит к перераспределению транспорта, не решая проблему; платный въезд в город является политически непопулярной мерой; а общественный транспорт никогда не сможет заменить автомобиль. Действительно, перенося все постулаты Э. Даунса на наши реалии, несложно понять, что после реконструкции Ленинградки по ней хлынут автомобили с Ярославки и она опять встанет, при этом Ярославка останется все такой же проблемной, разве что время выезда на нее сократится на 10-20 минут. Также совершенно понятно, что власти пока не пойдут на введение платы за проезд в отдельные районы города, так как мера эта заранее вызовет недовольство определенных слоев населения. И наконец, холодные автобусы, сколько бы их ни было, и скоростные трамваи едва ли смогли бы сравниться даже с самым дешевым авто по комфорту. Пробки – это вообще признак экономического роста в регионе и без дифференцированных налогов на проезд и при низкой цене на топливо их не избежать – таков вывод американца-теоретика.

В пользу этого же мнения говорят и цифры. Начнем с населения, сейчас в Москве проживает около 11 млн человек. По прогнозам Института Генплана, через 18 лет в Москве будет зарегистрировано 14 млн жителей, а вместе с областью – и все 25 млн. Причем увеличение населения, как и в любых больших городах, идет за счет мигрантов, которые приезжают в столицу за хорошей жизнью, а хорошая жизнь в понимании россиян, как показывают опросы, это в том числе и наличие автомобиля. Сейчас в столице чуть больше 3,5 млн автомобилей. И наши дороги все-таки с трудом, но могут это переварить, правда, ежедневно в городе появляется чуть больше автомобилей, ведь из области все водители подтягиваются в город. То есть свыше 4 млн авто штурмуют столицу ежедневно.

Вопрос состоит в том, когда количество “активных” автомобилистов перевалит критический уровень и Москва в обычный будний день будет скована, как в прошлые новогодние праздники. В 2015 году в столице количество зарегистрированных автомобилей составит 5 млн, считает заместитель мэра Москвы Владимир Ресин. И этого, скорее всего, достаточно, чтобы вместе с машинами из регионов “остановить” все дороги. Только вот ежедневно москвичи покупают около 500 новеньких ТС, то есть ежегодно на улицах появляется около 150 тыс. новых участников движения. Если учитывать, что часть из них расстается со старыми автомобиля в пользу других москвичей, то несложно предположить, что до 5 млн автомобилей на дорогах “дорасти” мы можем через 2-3 года. Сюда стоит добавить и сужение дорог в зимний период, аварии, непредвиденные катаклизмы вроде прорыва трубы на Волгоградском проспекте, который парализовал весь юго-восток города на полдня, а также обвала мостов на МКАД и др., и мы получим почти точный прогноз. Через 3 года выехать на улицу будет нельзя просто потому, что любая авария на любой дороге “остановит” всю Москву.

Успокаивает лишь то, что, по теории Даунса, строительство новых дорог и введение платных проездов все-таки может спасти от тотального коллапса, но не решить проблему как таковую. Другое дело, что Россия – это не Америка и за 2 года ни одну дорогу полностью не построят, а на другие меры денег не потратят. Поэтому единственное, что можно сделать, – это, по совету Даунса, купить комфортный автомобиль с кондиционером, CD и микроволновой печью, ведь в пробках нам придется стоять всю жизнь...

Елизавета Бадалова