Новые автозаводы России не нужны
Новые автозаводы России не нужны
Статьи 17 октября 2007
Статьи 17 октября 2007
Новые автозаводы России не нужны
Hyundai готовит строительство нового собственного автозавода в России. Местные автодилеры не готовы поддерживать появление еще одной сборочной корейской площадки…
Новые автозаводы России не нужны 
Руководство корейской компании Hyundai Motor в очередной раз заявило, что готово вложить в Россию еще 400 млн долларов на строительство собственного автосборочного предприятия. Предполагаемые мощности – 100 000 автомобилей в год. Завод, несомненно, появится, ведь Hyundai нужно во чтобы то ни стало укреплять свои позиции на привлекательном российском рынке и не отпускать в отрыв автопроизводителей, которые уже выпускают в России современные автомобили или успели заложить здесь свои новые заводы. Автодилеры считают, что большого смысла закладывать завод Hyundai нет. Во-первых, ТагАЗ и так увеличивает мощности, а во-вторых, укреплять позиции на рынке нужно начинать уже сейчас, начиная с ценовой политики.

Hyundai продолжает переживать “переходный возраст” на российском рынке: первый пик популярности прошел, продажи корейских производителей демонстрируют стабильные средние темпы, но вряд ли могут похвастаться активным ростом. За 8 месяцев 2007 года Hyundai продал в России 80 477 автомобилей. Таким образом, количество проданных транспортных средств увеличилось на 26% по сравнению с тем же периодом 2006 года, при общем росте рынка более чем на 60%. В целом, по итогам продаж за три квартала, Hyundai находится на четвертом месте, уступая Toyota, Ford и Chevrolet. Наиболее популярным автомобилем в модельном ряду остается Hyundai Accent, за ним следуют Hyundai Tucson и Hyundai Getz.

Несмотря на то, что корейские автомобили по-прежнему массово востребованы, многие дилеры в последнее время отмечают спад интереса к корейской продукции. Так, Accent морально устарел, а конкурентов в сегменте $11-12 тыс. у него только прибавляется, таганрогская же Sonata – довольно громоздкая и дорогая для массового спроса. Дефицит на Hyundai, который наблюдался пару лет назад, закончился, почти любая модель есть в наличии. Например, в компании “Элекс-Полюс” отметили, что продажи корейских автомобилей в последнее время “сильно сдали”. В “Темп-Авто” сообщили, что на Sonata спрос практически нулевой, а вроде бы востребованный коммерческий автомобиль Porter испытывает проблемы с поставками комплектующих из Кореи. Это же подтвердили и в автосалоне Hyundai в “АТЦ Москва”.

Не будем забывать, что бестселлеры Hyundai, собранные в Таганроге, – это модели, снятые с основного производства. Потребителю же сегодня нужна какая-нибудь свежая модель по приемлемой цене. В компании это прекрасно понимали и предложили нашему рынку модель Hyundai Verna – новое поколение Accent, собираемую в Юго-Восточной Азии. Однако попытка вывести новинку на рынок неожиданно оказалась провальной. Появление на рынке корейской Hyundai Verna в марте было встречено с воодушевлением, но заявленная цена в 17-19 тыс. долларов спрос подкосила, поставки были вообще прекращены и возобновлены только в начале осени и уже от $14 тыс.

“Причиной падения популярности корейских автомобилей является только то, что цены корейских автомобилей со сменой модельного ряда выросли по отношению к японцам, в то время как имидж корейских марок все еще существенно проигрывает японцам и европейцам, – подтверждает аналитик ИБ “Траст” Евгений Шаго. – Например, Hyundai Verna стоит от 15 000 долларов, что ставит его в один ряд с Ford Focus, до которого тот не дотягивает ни по имиджу, ни даже по размерам: Verna – машина B-класса, в то время как Focus – полноценный европейский C-класс. В то время как его предшественник, Accent, еще недавно конкурировал с продукцией АвтоВАЗа, а машина С-класса (Elantra) продается в одном ценовом диапазоне с новым Mitsubishi Lancer и четырехдверным Honda Civic, что заставляет покупателей выбирать корейскую продукцию лишь от нежелания стоять в очереди за японскими автомобилями”.

Автодилеры подтвердили неоднозначную ситуацию вокруг корейской новинки. “Стоимость автомобиля завышена, к тому же Hyundai Verna построен на одной платформе с Kia Rio II, продажи которого в России достаточно скромные”, – говорит руководитель направления корейско-китайских автомобилей ГК “Инком-Авто” Сергей Ветров.

В целом политика Hyundai в России на сегодняшний день достаточно сумбурна. Возможно, это связано с тем, что сегодня компания занимается выбором стратегии и пока не может определиться, в каком направлении развиваться дальше. Появление представительства “Хендэ Мотор СНГ” не внесло ясности и, напротив, только усугубило ситуацию. Хаотичности добавляет разделение дилеров на тех, кто торгует корейской продукцией, и тех, кто торгует тагазовской. С целью укрепления позиций на рынке руководство компании уже приняло решение об увеличении мощностей на ТагАЗе на 60%. Так, в 2008 году в Таганроге должны собрать 80 тыс. автомобилей, а в 2009 году увеличат объемы до 120 тысяч. Заявленный объем можно считать одним из самых крупных наравне с Volkswagen (115 тыс. автомобилей в год) и “Автофрамосом” (160 тыс. автомобилей в год). Сейчас ТагАЗ собирает 50 тысяч автомобилей Hyundai в год, это четыре модели: Accent, Sonata, Santa Fe Classic и грузовик Porter. В начале будущего года модельный ряд должен пополниться седаном Elantra.

Следующим шагом может стать закладка собственного завода. В представительстве Hyundai Motor Company не смогли прокомментировать ситуацию, сославшись на то, что глава нового представительства г-н Чо Кенг Ре находится в командировке. Очень может быть, что корейцы как раз сейчас и занимаются поиском подходящей площадки для завода...

Однако дилеры осторожно относятся к такой перспективе и не уверены, что это действительно необходимо. По мнению продавцов, пока вполне хватит того, что будет производиться на ТагАЗе. “При условии выполнения поставленных задач необходимости в появлении еще одной сборочной площадки Hyundai в России нет”, – вот мнение г-на Ветрова. “Я считаю, что появление еще одной сборочной площадки Hyundai не слишком целесообразно, – согласен Е. Шаго. – Это, конечно, упрочит позиции компании на российском рынке, но компания может столкнуться с недозагрузкой мощностей. В этом случае пострадает, конечно, старая линейка, которая собирается в Таганроге, но в целом – это не самый оптимальный путь”.

По мнению аналитика БД “Открытие” Кирилла Таченкова, закладывать завод есть смысл в том случае, если на нем будут производить свежие модели, например Hyundai Verna либо новый Santa Fe. Аналогичного мнения придерживается и сам ТагАЗ. “На заводе, который компания Hyundai, возможно, построит в России, будут производиться новые модели автомобилей, в том числе и те, которые еще даже не представлены на рынке и появятся в будущем”, – сказали нам в пресс-службе завода.

Елена Костякова
Комментарии