Российские автомобили оказались лучше машин Бенца
Статьи 26 июня 2007
Статьи 26 июня 2007
Российские автомобили оказались лучше машин Бенца
Почему Renault выиграл первый Гран-при? Как ошибка водителя привела к началу мировой войны? Откуда у Audi появились четыре кольца? Кто придумал накачивать шины? В чем русские улучшили конструкцию автомобиля Бенца?..
Первый русский серийный автомобиль конструкции Фрезе и Яковлева 
25 июня 1954 года с конвейера сошел последний автомобиль марки Packard. После Второй мировой войны Packard оставался одним из немногих независимых автопроизводителей США, не входивших в “Большую тройку” (GM, Ford, Chrysler). В 1954 году Packard в надежде выжить объединился с другой независимой фирмой – Studebaker, но альянс просуществовал недолго – до начала 60-х годов прошлого столетия.

26 июня 1819 года Уильяму Кларксону-младшему был выдан первый американский патент на конструкцию велосипеда. Детали изобретения неизвестны, так как архив Патентного ведомства сгорел при пожаре 1836 года, но известно, что в 1819 году в США было выпущено несколько велосипедов. Мировое велосипедное первенство принадлежит барону Карлу фон Дрезу, который представил свой вариант двухколесной машины в 1817 году.

26 июня 1906 года в Ле Мане прошли первые состязания под названием Гран-при. Гонку выиграл венгр Ференц Сис на 90-сильном Renault. За два дня участники проехали 1200 км. Проводил гонку Автомобильный клуб Франции. По правилам автомобиль не должен был весить более 1 тонны, а от одного производителя выступали по три машины с экипажем из двух человек. Правила, однако, не регламентировали мощность и объем моторов, так что на автомобиле Panhard, к примеру, стоял 18-литровый двигатель, а победитель довольствовался 13 литрами объема. Управлять такими махинами было очень непросто. Только к 1908 году французский Автоклуб ввел ограничение на объем моторов – 13 литров.

Renault победил во многом из-за новаторской конструкции колес – со съемными покрышками, на смену которых механики тратили всего 4 минуты, в то время как на других машинах на замену колес уходило до четверти часа.

28 июня 1914 года в Сараеве был убит эрцгерцог Франц Фердинанд. Автомобилем Austro-Daimler, в котором ехал эрцгерцог и его жена София, управлял водитель команды Mercedes Отто Мерц. Первое покушение, которое совершил серб Неделько Кабринович, оказалось неудачным, и после выступления перед жителями Сараева эрцгерцог решил навестить в госпитале тех, кто пострадал от взрыва бомбы. Автомобиль герцога сбился с пути и, заметив ошибку, Мерц остановил машину рядом с Гаврилой Принципом, который смертельно ранил Франца Фердинанда и его жену. Эти два выстрела стали первыми выстрелами Первой мировой войны.

29 июня 1985 года в Нью-Йорке Джим Паттисон за 2 миллиона 229 тысяч долларов приобрел на аукционе Sotheby’s Rolls-Royce Phantom V Джона Леннона, разрисованный в 1966 году его другом в “психоделические цвета”, модные в то время. Цена покупки превысила первоначальную в 10 раз.

29 июня 1932 года в Цвикау (Саксония) по инициативе Саксонского государственного банка заводы Audi, Horch и Zschopauer Motorenwerke – DKW объединились в Auto Union AG. Одновременно с фирмой Wanderer был заключен договор купли-продажи и договор аренды на приобретение автомобильного подразделения Wanderer. Штаб-квартира нового концерна разместилась в Хемнице.

Auto Union AG стал вторым по величине автомобильным концерном в Германии после Daimler-Benz. Фирменным знаком стали четыре переплетенных кольца, которые должны были символизировать нерушимое единство четырех фирм-основателей (во избежание путаницы с олимпийскими кольцами их разместили в линию).

Название Auto Union и логотип из четырех колец использовались концерном только для гоночных машин. Серийные автомобили выпускались под прежними марками – Audi, DKW, Horch и Wanderer. Каждой из четырех марок в пределах концерна был присвоен специальный сегмент рынка: DKW – мотоциклы и автомобили малого класса; Wanderer – автомобили среднего класса; Audi – автомобили верхнего сегмента среднего класса; Horch – люкс-автомобили представительского класса.

Auto Union стал синонимом гоночной команды, которая в 30-х годах на равных соперничала с “серебряными стрелами” Mercedes-Benz. Гоночные машины для Auto Union проектировал не кто иной, как Фердинанд Порше.

После войны Auto Union некоторое время находился в собственности Daimler-Benz. В 1964 году после покупки компании концерном VW гоночное имя осталось в прошлом, от четырех составляющих Auto Union осталась только марка Audi и перешедшая ей эмблема из четырех колец. До 1985 года Audi сохраняла в своем имени воспоминание о довоенном названии (Audi NSU Auto-Union AG).

29 июня 1822 года в Шотландии родился изобретатель пневматической шины Роберт Уильям Томсон. Железнодорожный инженер по профессии к идее надувной шины пришел уже в середине 40-х годов XIX века. В патенте № 10990, датированном 10 июня 1846 г., написано:

“Суть моего изобретения состоит в применении эластичных опорных поверхностей вокруг ободьев колес экипажей с целью уменьшения силы, необходимой для того, чтобы тянуть экипажи, тем самым облегчая движение и уменьшая шум, который они создают при движении”.

Шина накладывается на колесо с деревянными спицами, вставленными в деревянный обод, обитый металлическим обручем. Сама шина состояла из двух частей: камеры и наружного покрытия. Камера изготавливалась из нескольких слоев парусины, пропитанной и покрытой с обеих сторон натуральным каучуком или гуттаперчей в виде раствора. Наружное покрытие состояло из соединенных заклепками кусков кожи. Вся шина крепилась на обод болтами.

После смерти Томсона в 1873 году “воздушное колесо” было забыто, хотя образцы этого изделия сохранились. К идеям Томсона вернулись только в конце XIX века.

1 июля (13 июля по новому стилю) 1896 года в Нижнем Новгороде на промышленной выставке был представлен публике первый русский серийный автомобиль конструкции Фрезе и Яковлева. Двигатель и трансмиссия были изготовлены заводом Яковлева, а корпус, ходовая часть и колеса – фабрикой Фрезе.

Машина была похожа на конструкцию Бенца, но русские внесли в нее достаточно изменений, так что автомобиль можно считать оригинальной разработкой. Так, Фрезе заменил велосипедные колеса Бенца на деревянные, а кожаные ремни коробки передач – на более надежные из многослойной прорезиненной ткани, поместил рессоры подвески передних колес рядом с колесами, как у задних, не поворачивающихся колес. Яковлев сделал двигатель более легким. Мощность двигателя Яковлева составляла 2 л.с. (у Бенца – 1,5 л.с.). Максимальная скорость первого русского автомобиля составляла 20 верст (21 км) в час.

К сожалению, автомобиль Фрезе и Яковлева не встретил понимания ни у публики, ни у официальной власти, и рождение русской автопромышленности было отложено до появления “Руссо-Балта”.
Комментарии