branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Нарушения правил, за которые не штрафует ГАИ

В России водители не застегивают ремни безопасности, не покупают детские кресла, но при этом вовсю болтают по мобильнику за рулем. Сотрудники ГАИ за такие нарушения не штрафуют...
Пока все с ужасом ждут, когда закон о повышении всех штрафов у нас пройдет второе чтение, уместно задуматься, почему прежний уровень штрафов не устраивал гашников. Причем рассмотреть это стоит на трех повсеместных нарушениях, которые никем и никогда нарушениями не считались. Речь идет о пристегнутых ремнях безопасности , детских креслах и разговорах по мобильным телефонам за рулем.

К примеру, в России 70% водителей и пассажиров ездят непристегнутыми, 80% родителей не считают нужным покупать в автомобиль детское сидение, 50% всех автомобилей, ездящих по нашим дорогам, вообще не предусматривают крепления для детских кресел, а о запрете разговоров по мобильному телефону за рулем вообще мало кто помнит. Совершенно не удивительно, что по количеству смертей из-за ДТП России принадлежит пальма первенства среди цивилизованных государств. Теперь о штрафах: непристегнутый человек, не установивший детское сидение для своего ребенка и разговаривающий по телефону, заплатит по официальным штрафам в общей сложности 170 рублей. В реальности же гаишники давно не останавливают таких нарушителей, потому что выписывать протокол на 50 рублей глупо, а с проштрафившегося можно будет “снять” в лучшем случае сумму штрафа, да и их внимание обычно направлено на радары, которые дают больше заработка.

Повышение штрафов, конечно, существенно повлияет на заинтересованность служителей правопорядка в более пристальном слежении за нарушителями закона. Однако если размер штрафов вырастет пропорционально, то наказания за непристегнутый ремень или отсутствие детского сидения так и останутся “неприбыльными статьями”, соблюдение которых станет необязательным. Штраф в размере 300 рублей за непристегнутый ремень или отсутствие детского сидения вряд ли испугает большинство автомобилистов, тем более что его собираемость по сравнению с превышением скорости наверняка будет стремиться к нулю.

В США и Европе чуть ли не каждые полгода специальные организации на государственном уровне выпускают отчеты о статистике аварий, в которых обязательно содержатся цифры о том, сколько человек могли бы не погибнуть, если бы были пристегнутыми или если бы дети сидели в специальных креслах. По данным Европейского совета дорожной безопасности, около шести тысяч смертей, произошедших на дорогах ЕС, можно было бы предотвратить, если бы водители снизили скорость, и 4 тысячи – если бы эти люди не пили за рулем. При этом около 4,5 тысяч человек выжили бы, если бы были пристегнуты.

В США недавно повысили штраф за непристегнутый ремень, теперь в штате Вашингтон за это нарушение водитель заплатит 100 долларов, в других штатах размер штрафа варьируется от 10 до 80 долларов. После повышения штрафов и начала активной пропаганды во всех штатах смертность на дорогах сильно уменьшилась. То же касается и стран Евросоюза, где еще недавно всего 40% населения ездило пристегнутыми. Серьезнее всего к подобным, с нашей точки зрения незначительным, нарушениям относятся в Великобритании, где за отсутствие детского сидения водитель будет оштрафован на 500 фунтов (около 1 тыс. долларов), а за разговор по мобильному и подавно можно “попасть” на 5 тыс. долларов.

Вдобавок мало кому известно, что “умные” системы безопасности в большинстве современных авто просто не дадут открыться подушке безопасности, если водитель не пристегнут. Это написано во всех инструкциях по эксплуатации, которые так всю жизнь авто и валяются на дне бардачка вместе с неоплаченной кипой штрафов.

Стоит также напомнить, что в Европе, к примеру, во всех странах за соблюдением правил дорожного движения следят камеры, которые регистрируют не только, как принято думать, превышение скорости, но и неправильную парковку, и непристегнутый ремень, и проезд под запрещающий свет светофора и т.д.

В России же, пока не будет организована вменяемая система сборов и уплаты штрафов, а также оригинальная, продуманная и достаточно профинансированная социальная пропаганда, увеличение штрафов не поможет приструнить ни одного водителя.

Елизавета Бадалова