Нарушения правил, за которые не штрафует ГАИ
Нарушения правил, за которые не штрафует ГАИ
Статьи 22 мая 2007
Статьи 22 мая 2007
Нарушения правил, за которые не штрафует ГАИ
В России водители не застегивают ремни безопасности, не покупают детские кресла, но при этом вовсю болтают по мобильнику за рулем. Сотрудники ГАИ за такие нарушения не штрафуют...
Нарушения правил, за которые не штрафует ГАИ 
Пока все с ужасом ждут, когда закон о повышении всех штрафов у нас пройдет второе чтение, уместно задуматься, почему прежний уровень штрафов не устраивал гашников. Причем рассмотреть это стоит на трех повсеместных нарушениях, которые никем и никогда нарушениями не считались. Речь идет о пристегнутых ремнях безопасности, детских креслах и разговорах по мобильным телефонам за рулем.

К примеру, в России 70% водителей и пассажиров ездят непристегнутыми, 80% родителей не считают нужным покупать в автомобиль детское сидение, 50% всех автомобилей, ездящих по нашим дорогам, вообще не предусматривают крепления для детских кресел, а о запрете разговоров по мобильному телефону за рулем вообще мало кто помнит. Совершенно не удивительно, что по количеству смертей из-за ДТП России принадлежит пальма первенства среди цивилизованных государств. Теперь о штрафах: непристегнутый человек, не установивший детское сидение для своего ребенка и разговаривающий по телефону, заплатит по официальным штрафам в общей сложности 170 рублей. В реальности же гаишники давно не останавливают таких нарушителей, потому что выписывать протокол на 50 рублей глупо, а с проштрафившегося можно будет “снять” в лучшем случае сумму штрафа, да и их внимание обычно направлено на радары, которые дают больше заработка.

Повышение штрафов, конечно, существенно повлияет на заинтересованность служителей правопорядка в более пристальном слежении за нарушителями закона. Однако если размер штрафов вырастет пропорционально, то наказания за непристегнутый ремень или отсутствие детского сидения так и останутся “неприбыльными статьями”, соблюдение которых станет необязательным. Штраф в размере 300 рублей за непристегнутый ремень или отсутствие детского сидения вряд ли испугает большинство автомобилистов, тем более что его собираемость по сравнению с превышением скорости наверняка будет стремиться к нулю.

В США и Европе чуть ли не каждые полгода специальные организации на государственном уровне выпускают отчеты о статистике аварий, в которых обязательно содержатся цифры о том, сколько человек могли бы не погибнуть, если бы были пристегнутыми или если бы дети сидели в специальных креслах. По данным Европейского совета дорожной безопасности, около шести тысяч смертей, произошедших на дорогах ЕС, можно было бы предотвратить, если бы водители снизили скорость, и 4 тысячи – если бы эти люди не пили за рулем. При этом около 4,5 тысяч человек выжили бы, если бы были пристегнуты.

В США недавно повысили штраф за непристегнутый ремень, теперь в штате Вашингтон за это нарушение водитель заплатит 100 долларов, в других штатах размер штрафа варьируется от 10 до 80 долларов. После повышения штрафов и начала активной пропаганды во всех штатах смертность на дорогах сильно уменьшилась. То же касается и стран Евросоюза, где еще недавно всего 40% населения ездило пристегнутыми. Серьезнее всего к подобным, с нашей точки зрения незначительным, нарушениям относятся в Великобритании, где за отсутствие детского сидения водитель будет оштрафован на 500 фунтов (около 1 тыс. долларов), а за разговор по мобильному и подавно можно “попасть” на 5 тыс. долларов.

Вдобавок мало кому известно, что “умные” системы безопасности в большинстве современных авто просто не дадут открыться подушке безопасности, если водитель не пристегнут. Это написано во всех инструкциях по эксплуатации, которые так всю жизнь авто и валяются на дне бардачка вместе с неоплаченной кипой штрафов.

Стоит также напомнить, что в Европе, к примеру, во всех странах за соблюдением правил дорожного движения следят камеры, которые регистрируют не только, как принято думать, превышение скорости, но и неправильную парковку, и непристегнутый ремень, и проезд под запрещающий свет светофора и т.д.

В России же, пока не будет организована вменяемая система сборов и уплаты штрафов, а также оригинальная, продуманная и достаточно профинансированная социальная пропаганда, увеличение штрафов не поможет приструнить ни одного водителя.

Елизавета Бадалова
Комментарии