branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Rolls-Royce разделили на части и другие события недели

Что общего у Cadillac и Lincoln? Кто построил первый в мире трактор? Сколько машин было в автопарке русской царской фамилии? Когда BMW и Volkswagen поделили Rolls-Royce?..
Генри Лиланд
Генри Лиланд
26 марта 1932 года умер американский инженер и промышленник Генри Лиланд. В 1890 г. он организовал в Детройте компанию по производству автомобильных двигателей Leland & Faulconer. Лиланд основал сразу две компании, производящие автомобили премиум-класса, – Cadillac и Lincoln. По иронии судьбы, сегодня эти компании принадлежат двум гигантам-конкурентам – General Motors и Ford.

Cadillac был первым автомобилем, детали которого были полностью взаимозаменяемы: разобрав один, можно было собрать такой же. Продав Cadillac Уильяму Дюранту, Лиланд на некоторое время ушел из автобизнеса – во время Первой мировой войны его компания выпускала двигатели для военных самолетов. После войны он основал Lincoln Motor Car Company, названную так в честь президента Авраама Линкольна. Первый автомобиль получил название Lincoln V8 – по V-образному 8-цилиндровому двигателю. Выпуск модели оказался коммерчески неуспешным. Компания испытывала финансовые затруднения и в 1922 году была продана Генри Форду. Форд сохранил Lincoln в качестве премиум-бренда.

27 марта 1878 года (15 марта по старому стилю) русский механик-самоучка Федор Блинов подал заявку на получение “привилегии” на изобретенный им “вагон с бесконечными рельсами” – первый в мире гусеничный трактор.

“Рельсы составляются из двух рядов железных звеньев, из коих нижний ряд заменяет шпалы. Каждый бесконечный рельс идет сначала по грунту, под обоими колесами, затем обходит два спицевые блока, помещаемые на переднем и заднем конце вагона, и затем опирается на вагонные колеса”, – говорилось в заявке.

Снабженная гусеничным ходом повозка легко шла по бездорожью, не тонула и не вязла в грязи. Пара лошадей могла перевозить на ней груз, который был не под силу десяти лошадям при перевозке на обычных колесных повозках.

Получив привилегию в сентябре 1879 года, летом 1880 года Блинов провел официальные публичные испытания своего вагона. Своим изобретением Блинов хотел облегчить тяжелые работы в сельском хозяйстве.

27 марта 1863 года родился английский изобретатель, инженер и промышленник, один из основателей компании Rolls-Royce Генри Ройс. Свою карьеру Ройс начал в компании, занимавшейся организацией электрического освещения. В 1903 году Ройс приобрел автомобиль французской фирмы Decauville для поездок на работу. Но машина не удовлетворяла его по целому ряду технических параметров. Поэтому Ройс решил построить свой собственный автомобиль, который был готов в 1904 году.

Автомобиль выставлялся на Парижском автосалоне 1904 г. и привлек внимание Чарльза Стюарта Роллса. 23 декабря того же года Ройс и Роллс подписали договор о производстве и реализации автомобилей под маркой Rolls-Royce. Славу же Ройсу как конструктору принесла разработанная им модель Silver Ghost, производство которой началось в 1906 году. В 1910 году Роллс погиб во время авиационной катастрофы, и Ройс оказался во главе компании. В годы Первой мировой войны фирма выпускала авиационные двигатели для самолетов союзников, а после ее окончания возобновила производство автомобилей.

27 марта 1998 умер Фердинанд “Ферри” Порше — сын Фердинанда Порше-старшего, австрийский инженер, один из основателей компании Porsche. Его полное имя было Фердинард Антон Эрнст, но еще в детстве родители назвали его Ферри. Более привычным было уменьшительное Ферди, но так обычно называли извозчиков (что-то вроде русского “ваньки”).

Ферри родился в 1909 году, когда его отец участвовал в гонках в Семмеринге, и уже в 12-летнем возрасте впервые сел за руль гоночного автомобиля Sascha, построенного компанией Austro-Daimler, в которой тогда работал Порше-старший. Любовь к автомобилям и особенно спорткарам он пронес через всю свою жизнь. И такую сильную, что власти Штутгарта, куда в 1923 году переехала семья Порше, даже выдали Ферри водительскую лицензию в 16 лет.

Закончив университет, Фердинанд-младший работал вместе с отцом в его конструкторском бюро, а после того как отец в очередной раз переехал – на этот раз в Вольфсбург, чтобы возглавить проект Volkswagen, стал заместителем директора. Свою будущую супругу Доротею Рейтц Ферри встретил, конечно, не где-нибудь, а в коридорах компании Daimler-Benz. Из четырех сыновей четы один – также Фердинанд – продолжил дело отца и деда, став генеральным директором компании.

Во время войны Порше-старший перенес конструкторские бюро из Германии в Австрию. Проведя почти два года во французской тюрьме в Дижоне за сотрудничество с нацистами, отец освободился и переехал в австрийский Гмунден, где вместе с сыном построил первые автомобили под маркой Porsche – гоночный Type 360 Cisitalia и спортивный Porsche Type 356.

Семья Порше продолжала сотрудничать и с маркой Volkswagen. Сотрудничество это продолжается до сих пор – достаточно сказать, что Porsche владеет блокирующим пакетом акций VW.

После смерти отца в 1951 году Ферри возглавил компанию, занимая в разное время должности президента и почетного председателя наблюдательного совета.

Фердинанд Порше-младший не дожил 74 дня до 50-летия компании в 1998 году. Он скончался в Австрии на фамильной ферме Целль-ам-Зее и похоронен рядом с родителями, женой и зятем Антоном Пьехом.

28 марта 1900 года британская королевская семья обзавелась первым автомобилем Daimler Mail Phaeton. Пять лет спустя русский император Николай II, который, как известно, состоял с британцами в родстве, поручил князю Орлову закупить несколько автомобилей для императорской семьи. Орлов закупил в Германии семь автомобилей Mercedes-45, которые и стали основой царского автопарка.

Машины двора подразделялись на категории: императорские, светские (ими пользовались придворные), грузовики, автобусы и тягачи с различными прицепами и машины дворцовой фельдъегерской службы. В автопарк царской семьи входили машины таких известных европейских фирм, как Renault, Berliet, Mercedes, Packard, Peugeot, Vauxhall, Serex, De Dion Bouton, Turcat-Mery, Brasier, Fiat, Dietrich, Renard, Benz, отечественный “Руссо-Балт” и созданные специально для императора две машины Delaunay-Belleville, четыре SMT (Sa Majeste Le Tsar в переводе с французского — Его Величество Царь) и некоторые другие. Стоимость всех автомобилей императорского гаража к 1917 году составляла около 1 миллиона рублей.

29 марта 1927 года британский гонщик Генри Сигрейв на автомобиле Sunbeam “Слизняк” 1000 hp с двумя авиационными двигателями мощностью 1000 л.с. установил новый абсолютный мировой рекорд скорости — 328 км/ч. Результат примечателен тем, что Сигрейв впервые превысил отметку в 200 миль в час, а “Слизняк” оказался первой неамериканской машиной, побившей рекорд на пляже Дайтоны. С этого дня все рекорды скорости устанавливались за пределами европейского континента.

29 марта 1919 года был выпущен первый автомобиль марки Tatra – грузовик TL4. В социалистические времена именно грузовики стали основной продукцией Tatra. Самосвалы “Татра” успешно эксплуатировались в условиях сурового русского климата – на сибирских стройках.

30 марта 1998 года BMW и Volkswagen достигли соглашения, по которому марка Rolls-Royce отошла к баварцам, а марка Bentley и завод в Крю достались VW. Тем самым закончилось продолжавшееся с 1931 года совместное существование двух люксовых британских марок.

При разделе Rolls-Royce немецкие компании столкнулись с проблемой: предыдущий владелец, авиакорпорация Vickers, продала компанию, а также права на знаменитую фигурку “Дух экстаза” и радиаторную решетку Volkswagen, а имя Rolls-Royce и логотип – BMW. Немцы договорились о совместном использовании марок до 1 января 2003 года. С этой даты все права на марку Rolls-Royce отошли к BMW, а VW получил исключительное право на марку Bentley. Поскольку все производственные мощности и сотрудники перешли к Bentley, модельный ряд Rolls-Royce куда скромнее и до выхода в этом году Drophead Coupe состоял из единственной модели Phantom.

31 марта 1864 года немецкий инженер Николаус Август Отто основал в Кельне фабрику “Николаус А. Отто и Компания”, занимавшуюся разработкой и производством двигателей внутреннего сгорания. Патент на свой двигатель Отто получил 21 апреля 1866 года. Финансировал проекты Отто Ойген Ланген. В январе 1872 года Отто и Ланген основали компанию по производству газовых двигателей Gasmotorenfabric Deiz AG. Именно туда пришли работать Даймлер и Майбах. Имя Отто по сей день носят четырехтактные двигатели внутреннего сгорания, хотя значительный вклад в их усовершенствование внес как раз Вильгельм Майбах.

31 марта 1900 года в американском журнале Saturday Evening Post появилась первая автомобильная реклама. Рекламный слоган был бесхитростным и гласил: “Автомобили, которые дают удовлетворение”.

В этот же день двумя годами спустя в Санкт-Петербурге на фабрике “Фрезе и Компания” прошли испытания первого русского троллейбуса. Электрическое оборудование для него было изготовлено по проекту барона Шуленбурга, а кузов — по проекту Петра Александровича Фрезе. Испытания прошли успешно.

1 апреля 1890 года патент на конструкцию электрического трамвая получил американский изобретатель бельгийского происхождения Шарль ван Депеле. Под его руководством построена первая коммерческая трамвайная линия в городе Скрентон. Линия проработала до 1954 года. В 40-50-е годы под давлением автомобильных компаний трамвайные линии исчезли почти во всех городах США.