Выпуск Ford Focus может быть вновь остановлен
Выпуск Ford Focus может быть вновь остановлен
Статьи 15 февраля 2007
Статьи 15 февраля 2007
Выпуск Ford Focus может быть вновь остановлен
Если когда-нибудь в России случится народный бунт, то он произойдет в городе Всеволожске, когда рабочие тамошнего завода Ford объявят очередную забастовку. Но против них восстанет вся страна, нервы жителей которой измотаны годовыми стояниями в очереди за Ford Focus...
Выпуск Ford Focus может быть вновь остановлен 
В скором времени Ленинградская область, похоже, превратится в европейский анклав, где люди, занятые на заводах иностранных автомобильных компаний, будут жить по другим правилам и законам. В очередной раз пренебрегая золотым правилом “не плевать в колодец, из которого пьешь”, работники завода Ford во Всеволожске объявили забастовку. На этот раз было объявлено, что это бессрочная забастовка, сопровождающаяся полной остановкой производства. Но решимости профсоюза хватило на сутки – профком стачку остановил, переименовав ее из “бессрочной” в предупредительную. Но все равно 300 автомобилей Ford Focus, за которыми покупатели стоят в очередях с прошлого года, не сошли с конвейера и теперь придут к своим покупателям позже.

Как сообщает пресс-служба представительства Ford Russia, решением Ленинградского областного суда забастовка была признана незаконной, но тем не менее профсоюз начал забастовку в ночь на День святого Валентина. При этом, к примеру, многие работники первой смены находились на заводе на своих рабочих местах и были готовы приступить к работе. Возможно, сыграло свою роль то, что в случае признания забастовки незаконной компания вправе подвергнуть работников дисциплинарному взысканию, а представительный орган профсоюза обязан будет возместить убытки за счет своих средств в размере, который определит суд. Однако забастовщики намерены идти до конца и обжаловать решение Ленинградского областного суда уже в Верховном суде.

Производство было остановлено на сутки. После объявления забастовки руководство завода проинформировало профсоюз о готовности продолжить переговоры, но никакой реакции профсоюзных боссов не последовало. В то же время руководитель профсоюза Алексей Этманов обвиняет в несговорчивости руководство завода и обещает возобновить забастовку, прекратив выпуск автомобилей, если контакт не будет установлен.

Спор между сотрудниками завода и работодателями возник в процессе перезаключения трудового договора, предусматривающего повышение заработной платы на 14-20%, введение пособия по выслуге лет и повышение размера выплаты пособия по рождению ребенка. Эти условия, тем не менее, профсоюз не устроили, хотя в случае согласия профкома ежемесячная зарплата на конвейере с учетом повышения составила бы 750 у.е., что нормально даже по европейским меркам.

Пока сложно предположить, сколько времени еще займут войны между профсоюзом и заводом, в ходе которых завод может опять простаивать. Один день простоя обходится компании Ford в 6 млн долларов и сокращает ежемесячные продажи на 3%. Естественно, напрямую это отражается и на длине очередей за “народным авто”. По опыту “итальянских забастовок” 2005 года, когда конвейер не останавливался, а всего лишь были отменены сверхурочные работы, очередь увеличилась на месяц.

В российском представительстве Ford еще до прекращения забастовки были уверены, что “ждунам” – а так называют в народе людей, стоящих в очереди за Ford Focus, – не придется ждать новую машину намного дольше. Частично проблему недопоставок, вызванных стачкой, планировалось решить за счет импорта Focus европейской сборки. Но так называемые “еврофокусы” поставляются к нам только в самых богатых комплектациях, а поэтому вряд ли смогли бы полностью заменить дефицитные отечественные Ford Focus.

Что самое интересное, не били тревогу и дилеры. По их мнению, забастовка никак не скажется на поставках и, соответственно, на длине очередей. Так, в компании “Независимость” нам сообщили, что сроки доставки авто указываются для клиента специально с запасом, и опасности резкого дефицита автомобилей забастовка вызвать не могла.

Уверенность дилеров понятна – ситуация не может продолжаться вечно. Собственно, жизнь их правоту подтвердила. А вот открытая и самонадеянная конфронтация работников с корпорацией может сослужить рабочим недобрую службу. Понятно, что забастовщики руководствуются соображением о том, что в этом регионе спрос на квалифицированную рабочую силу постепенно возрастет, и у компании нет другого выхода, кроме как безоговорочно принять требования профсоюзов. Но умудренное опытом многочисленных европейских забастовок руководство Ford реагирует на проблему спокойно. Если в прошлый раз менеджмент прибегал к помощи внештатных сотрудников, то сейчас, как сообщает пресс-служба, временный наем людей со стороны не предусматривался.

Любая палка, даже если эта палка из Всеволожска, все равно о двух концах. Да, заводу Ford негде брать рабочих, кроме как в самом городе. Но и рабочий не найдет себе места лучше, чем на фордовском заводе. И если простой завода не сильно отразится на его экономике – все равно убытки рано или поздно оплатит покупатель, – то простой рабочего сильно отразится на экономике его семьи. А дети даже у всеволожских рабочих завода Ford почему-то хотят есть каждый день.

Но до тех пор пока ситуация на заводе не урегулирована, говорить о бесперебойности конвейера, увы, не приходится.

Елизавета Бадалова
Комментарии