branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

АвтоВАЗ не может спасти даже государство

Минул год с тех пор, как крупнейший автопроизводитель легковых автомобилей в России АвтоВАЗ перешел под контроль государства. Но даже госструктуры не способны спасти автогигант…
АвтоВАЗ не может спасти даже государство
АвтоВАЗ не может спасти даже государство
Приход к управлению АвтоВАЗом новой команды во главе с "Рособоронэкспортом" в конце прошлого года был встречен с энтузиазмом и дал надежду на возрождение отечественного автопрома. Бывшие военные довольно жестко взялись за реформы и сразу пообещали построить много новых, удобных, красивых машин, и даже новый автозавод для производства принципиально нового “народного” автомобиля. Дабы никто не усомнился в серьезных намерениях команды, был даже заложен первый камень будущего предприятия. Жесткий и решительный подход новых управленцев с государственной поддержкой за спиной сразу же увеличил стоимость акций АвтоВАЗа на 50%.

Увы, по большому счету в новый год автогигант продолжает тащить за собой все те же проблемы. Хуже после смены менеджмента, скорее всего, не стало – но и никаких эффективных мер мы пока не увидели: завод неумолимо продолжает терять долю рынка. Причин тому несколько.

Профессионализм новых менеджеров, прибывших с “оборонки” для управления промышленным предприятием, вызывает вопросы. Народные массы мыслят проще – и списывают все на жадность руководителей. Единственное, чем весь год занимались менеджеры – делили завод, причем в два захода – до бывшего нового гендиректора Игоря Есиповского и после. Подавалось это все как реформа системы управления. Конечно, с одной стороны, реструктуризация была необходима. Перекрестное владение акциями АвтоВАЗа его дочерними структурами делало систему в целом непрозрачной и отпугивало инвесторов.

Однако иерархия управления в сегодняшнем виде не менее громоздка и туманна, чем была ранее. В августе была создана управляющая компания “Корпоративный центр “АвтоВАЗ”, на которую возложены обязанности единоличного исполнительного органа предприятия. Тогда же было принято решение и о создании торгового дома, который имеет функции по закупке и сбыту, им стало ООО “Автомобильная торговая компания АвтоВАЗ”. На прошлой же неделе было принято решение о создании четырех комитетов при совете директоров: комитет по стратегическому развитию, комитет по информационно-техническому обеспечению, комитет по аудиту, комитет по энергетике. Предполагается, что в каждом комитете будет около десятка специалистов, причем около двух третей составят независимые члены – все они призваны помочь реформировать предприятие и по возможности предоставить свои опыт, связи и возможности. Правда, каким образом будет договариваться между собой столь разношерстная компания – непонятно.

Благими намерениями сопровождалась и реорганизация дилерской сети, которая в конечном итоге осталась практически в том же виде, в каком и была. Изначально ВАЗ объявил войну “серым” дилерам и решил уравнять всех дилеров в правах, перешел на одноуровневую систему продаж, избавившись от посредников; были введены единые отпускные цены. Но смена менеджмента не смогла обойтись без смены фаворитов: вместо тольяттинских продавцов, традиционно имевших преференции по закупкам, ими стали москвичи, которым незамедлительно были увеличены квоты. В чем, кстати, и заключался маркетинговый просчет – в Москве автомобили вазовского производства практически спросом не пользуются, поэтому в настоящее время простаивают на складах. Ну а серые дилеры как работали, так и продолжают работать на крупнейших московских площадках.

Cамое главное разочарование года – отсутствие стратегии развития. Конечно, никто и не ждал, что уже в течение года на конвейер пойдет какая-нибудь новая модель. Допустим, никто не ждал даже столь скорого появления принципиально нового концепта. Но до сих пор непонятно, в каком направлении будет развиваться завод: будет ли это своя (совместная) разработка, либо он займется сборкой иностранных автомобилей? А если иностранных автомобилей, то каких? Переговоры с иностранными партнерами откровенно затянулись. Не исключено, что вазовские менеджеры просто не идут на уступки, боясь потерять контрольный пакет акций завода. В итоге катастрофически теряют время.

Зато завод подписал соглашение с Минэкономразвития о промсборке, что позволит ввозить импортные комплектующие со льготами. Импортные автокомпоненты завод сможет использовать как в настоящих своих моделях, так и в будущих. Это должно улучшить качество нынешней продукции, а в будущем позволит собирать новые модели из качественных узлов.

Елена Костякова