Перезапуск проекта при поддержке Volvo
Autonews
Перезапуск проекта
при поддержке Volvo
Статьи

АвтоВАЗ не может спасти даже государство

Минул год с тех пор, как крупнейший автопроизводитель легковых автомобилей в России АвтоВАЗ перешел под контроль государства. Но даже госструктуры не способны спасти автогигант…
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
АвтоВАЗ не может спасти даже государство
АвтоВАЗ не может спасти даже государство 
Приход к управлению АвтоВАЗом новой команды во главе с "Рособоронэкспортом" в конце прошлого года был встречен с энтузиазмом и дал надежду на возрождение отечественного автопрома. Бывшие военные довольно жестко взялись за реформы и сразу пообещали построить много новых, удобных, красивых машин, и даже новый автозавод для производства принципиально нового “народного” автомобиля. Дабы никто не усомнился в серьезных намерениях команды, был даже заложен первый камень будущего предприятия. Жесткий и решительный подход новых управленцев с государственной поддержкой за спиной сразу же увеличил стоимость акций АвтоВАЗа на 50%.

Увы, по большому счету в новый год автогигант продолжает тащить за собой все те же проблемы. Хуже после смены менеджмента, скорее всего, не стало – но и никаких эффективных мер мы пока не увидели: завод неумолимо продолжает терять долю рынка. Причин тому несколько.

Профессионализм новых менеджеров, прибывших с “оборонки” для управления промышленным предприятием, вызывает вопросы. Народные массы мыслят проще – и списывают все на жадность руководителей. Единственное, чем весь год занимались менеджеры – делили завод, причем в два захода – до бывшего нового гендиректора Игоря Есиповского и после. Подавалось это все как реформа системы управления. Конечно, с одной стороны, реструктуризация была необходима. Перекрестное владение акциями АвтоВАЗа его дочерними структурами делало систему в целом непрозрачной и отпугивало инвесторов.

Однако иерархия управления в сегодняшнем виде не менее громоздка и туманна, чем была ранее. В августе была создана управляющая компания “Корпоративный центр “АвтоВАЗ”, на которую возложены обязанности единоличного исполнительного органа предприятия. Тогда же было принято решение и о создании торгового дома, который имеет функции по закупке и сбыту, им стало ООО “Автомобильная торговая компания АвтоВАЗ”. На прошлой же неделе было принято решение о создании четырех комитетов при совете директоров: комитет по стратегическому развитию, комитет по информационно-техническому обеспечению, комитет по аудиту, комитет по энергетике. Предполагается, что в каждом комитете будет около десятка специалистов, причем около двух третей составят независимые члены – все они призваны помочь реформировать предприятие и по возможности предоставить свои опыт, связи и возможности. Правда, каким образом будет договариваться между собой столь разношерстная компания – непонятно.

Благими намерениями сопровождалась и реорганизация дилерской сети, которая в конечном итоге осталась практически в том же виде, в каком и была. Изначально ВАЗ объявил войну “серым” дилерам и решил уравнять всех дилеров в правах, перешел на одноуровневую систему продаж, избавившись от посредников; были введены единые отпускные цены. Но смена менеджмента не смогла обойтись без смены фаворитов: вместо тольяттинских продавцов, традиционно имевших преференции по закупкам, ими стали москвичи, которым незамедлительно были увеличены квоты. В чем, кстати, и заключался маркетинговый просчет – в Москве автомобили вазовского производства практически спросом не пользуются, поэтому в настоящее время простаивают на складах. Ну а серые дилеры как работали, так и продолжают работать на крупнейших московских площадках.

Cамое главное разочарование года – отсутствие стратегии развития. Конечно, никто и не ждал, что уже в течение года на конвейер пойдет какая-нибудь новая модель. Допустим, никто не ждал даже столь скорого появления принципиально нового концепта. Но до сих пор непонятно, в каком направлении будет развиваться завод: будет ли это своя (совместная) разработка, либо он займется сборкой иностранных автомобилей? А если иностранных автомобилей, то каких? Переговоры с иностранными партнерами откровенно затянулись. Не исключено, что вазовские менеджеры просто не идут на уступки, боясь потерять контрольный пакет акций завода. В итоге катастрофически теряют время.

Зато завод подписал соглашение с Минэкономразвития о промсборке, что позволит ввозить импортные комплектующие со льготами. Импортные автокомпоненты завод сможет использовать как в настоящих своих моделях, так и в будущих. Это должно улучшить качество нынешней продукции, а в будущем позволит собирать новые модели из качественных узлов.

Елена Костякова