Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Государство отказало АвтоВАЗу в финансировании
Государство отказало АвтоВАЗу в финансировании
Статьи 21 июля 2006
Статьи 21 июля 2006
Государство отказало АвтоВАЗу в финансировании
АвтоВАЗ попросил денег и льгот, но государство отказало заводу в финансировании. По всей видимости, автогиганту придется искать другие пути выживания...
АВТОВАЗ ищет деньги налогоплательщиков 
Новое руководство АвтоВАЗа решило бить по “всем фронтам” и использовать все возможности, чтобы поскорее построить дешевый, но в то же время качественный отечественный автомобиль. Завод попросил денег и льгот. Однако государство не намерено полностью тащить на себе предприятие. В Минэкономразвития вычеркнули завод из целевой федеральной программы по финансированию. А обращаться в инвестфонд АвтоВАЗ вдруг сам передумал. По всей видимости, автогиганту придется искать другие пути выживания.

“Полагаю, что сегодня АвтоВАЗ не может рассчитывать на какую-либо государственную поддержку, – так считает аналитик ГК “Регион” Евгений Шаго. – То, что завод не стал подавать заявку на средства инвестфонда, лишь означает, что он не может предложить какие-либо проекты, достойные этих средств”.

Напомним, не так давно АВТОВАЗ собирался попросить денег у государства на развитие из средств инвестфонда, однако так и не подал свою заявку. В то же время в начале недели глава Министерства экономического развития и торговли РФ Герман Греф принял решение отказать заводу в выдаче денег в рамках целевой федеральной программы “Национальная техническая база на 2007-2011 гг.”. Таким образом, Волжский автомобильный завод снова оказался предоставлен самому себе.

Позиция государства касательно АвтоВАЗА постоянно меняется. Некоторые эксперты объясняют это рокировками лоббирующих групп в Правительстве РФ. Напомним, что после прихода к руководству АвтоВАЗА государственных лиц (руководители ФГУП “Рособоронэкспорт”) в начале 2006 года чиновники собирались помочь АвтоВАЗу деньгами. Тогда руководитель Федерального агентства по промышленности (Роспром) Борис Алешин вынес предложение выделить российским автозаводам на развитие из бюджета 2 млрд долларов в рамках федеральной целевой программы “Национальная техническая база на 2007-2011 гг.”. Большая часть суммы предназначалась бы АвтоВАЗу. Для этого Роспром совместно с НАМИ разработал специальную программу “Прогрессивные технологии создания автотранспортных средств нового поколения”. Программа предполагала создание нового поколения бензиновых, дизельных, а также водородных двигателей, автокатализаторов, разработку автокомпонентов с микропроцессорными системами управления и систему утилизации старых автомобилей.

Глава Министерства экономического развития и торговли РФ Герман Греф “запорол” инициативу на одном из последних заседаний межведомственной комиссии. Вместо этого министр предложил обеспечить автопрому финансирование в рамках ведомственной программы. Но дело в том, что опыта реализации подобных программ до сегодняшнего дня не было, поэтому только на разработку ведомственной программы уйдет как минимум год.
“Основные претензии Грефа при отказе финансирования в рамках федеральной целевой программы сводились к запутанной структуре собственности предприятия, – отмечает Е. Шаго. – Сейчас эта структура выправляется. В частности, предполагается, что будет создана управляющая компания, которая консолидирует до 60 процентов акций завода.

Ну, а пока АвтоВАЗу придется работать, рассчитывая только на собственные силы”, – считает Е. Шаго. Аналитик ФК “Уралсиб” Кирилл Чуйко схож с Е. Шаго в своей оценке: “Видимо, Минэкономразвития заблокировало выдачу автопрому $2 млрд, считая, что это нецелесообразно. У АвтоВАЗА сейчас хороший спрос, и в Министерстве посчитали, что компания сможет справиться сама”.

Вот АвтоВАЗ и пытается справиться изо всех сил, задействуя все механизмы, чтобы выиграть в средствах. Помимо денег, руководство АвтоВАЗа решило заодно попросить у государства льготы на ввоз импортных комплектующих и послало в Минэкономразвития вариант инвестсоглашения на работу в режиме промсборки, где попросило о возможности беспошлинно завозить столько компонентов, сколько сочтет нужным. Зачем именно это оказалось нужно, пока остается неясным. Но эксперты сходятся во мнении, что государство может оказаться благосклонно хотя бы к этому проекту. По мнению К. Чуйко, если у АвтоВАЗа в итоге будет четкое предложение от Renault по производству автомобилей на базе Renault Logan, о чем заявлялось ранее, то вполне можно рассчитывать на таможенные льготы на ввоз комплектующих. Е. Шаго также считает, что никаких формальных преград для того, чтобы разрешить АВТОВАЗу льготный ввоз комплектующих, нет. “Замена части отечественных узлов на импортные позволит заводу снизить издержки, а соответственно, сохранить ценовое преимущество перед иномарками”, – отмечает аналитик.

Пока же завод по-прежнему не может определиться со стратегией развития. До сих пор остается неясным, что же все-таки будут производить на ВАЗе? Будет ли это собственная платформа с использованием зарубежной компонентной базы или разработанная совместно с одним из автопроизводителей? Может быть, на заводе организуют сборку одной из иностранных моделей? Что станет с планами создания сразу 12-ти новых моделей, о чем новое руководство завода поторопилось заявить в начале года? Из чьих комплектующих будут собираться новые автомобили? Председатель Совета директоров ОАО "АвтоВАЗ" Владимир Артяков заявил, что стратегия будет готова лишь к концу этого года.

Впрочем, несмотря на то, что время летит катастрофически быстро и этот процесс явно не в пользу АвтоВАЗа, большинство бизнес-аналитиков все же сходится во мнении, что все, что сейчас делает руководство завода, носит позитивный характер. Среди удачных моментов они отмечают демонополизацию ГК “СОК” по поставкам и избавление от посредников по продаже автомобилей. Ведутся переговоры с рядом автопроизводителей, а также с отечественными и зарубежными производителями автокомплектующих.

“Самостоятельно заводу идти будет тяжело, это достаточно большой риск, – отмечает К. Чуйко. – Поэтому имело бы смысл развиваться дальше, имея в партнерах международную компанию. Не только из-за инвестиций, но в том числе для того, чтобы выходить не только на потребителя отечественных автомобилей, но и на потребителя иномарок, а также затронуть вопросы качества и перенос технологий, что сегодня очень важно для АвтоВАЗа”.

Елена Костякова
Комментарии