branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Как бороться с произволом ГАИ. Советы экспертов

Конфликты между водителями и сотрудниками ГАИ перешли в новую плоскость. На прошлой неделе произошло сразу два громких дела, за исходом которых следит вся общественность...
Как бороться с произволом ГАИ
Как бороться с произволом ГАИ
Конфликты между водителями и сотрудниками ГАИ перешли в новую плоскость. На прошлой неделе произошло сразу два громких дела, за исходом которых следит вся общественность: водители уже не боятся поднимать руку на инспектора ГАИ. Поводов недолюбливать гаишников у водителей более, чем достаточно. Штрафуя за нарушение правил дорожного движения, сами они зачастую правила игнорируют. ДТП с участием сотрудников ГАИ – не редкость. Если вы в него попали, значит, вам не повезло: засудить виноватого в ДТП гаишника практически невозможно.

"Дело Щербинского" запалило хороший костер народного гнева. После того, как Правительство РФ все же упразднило "мигалки", многие, чего греха таить, злорадствовали: посмотрим теперь, как гаишники будут наравне со всеми в пробках торчать и, не дай бог, кто-то из них потребует уступить дорогу. Однако ничего подобного не произошло: нередко можно наблюдать, как автомобиль Госавтоинспекции и на красный свет едет без проблескового маячка, и "по встречке", и даже по тротуару.

Защитники интересов автомобилистов с проблемой хорошо знакомы. Как рассказал депутат Госдумы, председатель "Движения автомобилистов России" Виктор Похмелкин, наибольшее количество жалоб касается отрезка на Смоленской площади с выездом на Садовое кольцо. На этом месте долго переключается светофор, и автомобили ГАИ часто едут на красный свет, выезжают на встречную полосу и разворачиваются через сплошную линию разметки, таким образом, провоцируя водителей делать то же самое. "Я считаю, что сотрудник ГИБДД, нарушивший правила дорожного движения, полностью дискредитирует свою службу и подлежит исключению из МВД – для меня это очевидно", - считает В. Похмелкин.

По словам правозащитников, конфликты с ГАИ случаются регулярно, особенно этим славится Северно-Западный округ Москвы. Именно там проходят "элитные" Рублевское, Можайское и Новорижское шоссе, а также скандально известный Кутузовский проспект с резервной полосой для транспорта со спецсигналами, которой, периодически пытаются пользоваться и рядовые водители. Рядовые инспекторы ГАИ, не имеющие спецсигналов, а следовательно, нарушающие положения КоАП, кстати, тоже этим не гнушаются, чем и подают пример остальным водителям.

Эксперты отмечают, что достаточно много сотрудников ГАИ имеют очень слабую профессиональную подготовку, в частности, некоторые недостаточно знакомы с Правилами дорожного движения, ошибочно применяют нормы Административного кодекса, показывают слабое знание "Закона об ОСАГО" и, как следствие, нарушают законные права водителей.

МВД о проблеме знает. Поэтому для частных лиц была организована работа телефона доверия ГУВД г. Москвы, куда теоретически каждый обиженный может пожаловаться на злостного правонарушителя, то есть сотрудника ГАИ. Редакция AutoNews.ru решила провести эксперимент, но, к сожалению, телефон доверия не отвечал целый день. Принимать жалобы на нерадивых гаишников там, видимо, не торопятся. "Такие телефоны существуют, - подтверждает В. Похмелкин. – Но они слабо рекламируются, а на жалобы власти реагируют очень вяло. Я, как депутат Госдумы, регулярно делаю предложения и замечания по этому поводу, к которым прислушиваются, но у частного лица шансов быть выслушанным намного меньше. Как показывает практика, если удается собрать доказательства нарушения, власть ограничивается смешным, дисциплинарным наказанием или обсуждением в коллективе".

Аварии с участием автомобиля Госавтоинспекции, к сожалению, тоже не редкость. Как советует заслуженный авдокат РФ, заместитель председателя "Движения Автомобилистов России" Леонид Ольшанский, если машина ГАИ нарушает правила и едет на красный свет, по встречной, с большой скоростью и т.д.– то "к ним лучше не лезть". Бороться за свои права можно только в случае последствий нарушения, если действительно произошло столкновение. Впрочем, шансов добиться справедливости в любом случае остается немного. Эксперты вынуждены признать: единственное, что может помочь в таком деле – это хорошие связи. "Нужно активизировать все связи, какие только можно, вплоть до Генпрокурора РФ, нанимать адвокатов, - говорит Л. Ольшанский. - Хотя, конечно, если машина столкнулась с автомобилем ГАИ, это большая беда. Они сделают все, чтобы вытянуть своих, потом еще пострадавшего платить за их же машину заставят."

Впрочем, некоторые правозащитники пытаются найти другие, более прогрессивные и современные, нежели личные связи, методы борьбы. "Если мы стопроцентно уверены, что наш клиент прав и виноват сотрудник ГАИ, мы просто предлагаем ему пройти тест на детекторе лжи, - рассказывает президент Коллегии правовой защиты автолюбителей Виктор Травин. - Это психологическая атака, наше ноу-хау. Полиграфолог в таком случае сделает экспертное заключение, а мы предоставим его суду". На вопрос, насколько суд готов принимать во внимание результаты такой экспертизы, В.Травин ответил, что сейчас Коллегия правовой защиты автолюбителей пытается внедрить этот метод, но сами гаишники относятся к методу теста на детекторе лжи очень уважительно. "Предложение пройти тест на детекторе лжи действует безотказно, и проблема решается", - уверяет он.

Эксперты едины в двух рекомендациях: во-первых, в случае столкновения с машиной ГАИ, никогда не давать никаких показаний на дороге и требовать присутствия адвоката. Во-вторых, обязательно найти свидетелей и ни в коем случае не "уступить" их в пользу гаишников.

Елена Костякова