Статьи, 22 июл 2021, 07:37

Камеры рассылают странные штрафы. Водителям дали совет, как их избежать

Объезд коммунальной техники, проезд в левом ряду на магистрали, неостановка на стоп-линии и проезд по парковочным местам и островкам безопасности — в ГИБДД и ЦОДД объяснили, как всего этого избежать
Читать в полной версии
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Автомобилисты регулярно возмущаются из-за полученных непонятных штрафов и винят некорректную работу дорожных камер. При этом нередко причиной проблем становятся незнание ПДД или невнимательность. Разбираем жалобы водителей и при помощи ЦОДД, ГИБДД и юристов объясняем, в чем были ошибки и когда встречаются настоящие ловушки.

Проезд в левом ряду на грузовом автомобиле

Управлять некоторыми грузовыми автомобилями можно с правами категории B. Те водители, которые редко покидают свои легковушки, возмущаются непонятными и несправедливыми штрафами, которые приходят после поездки в крайних левых рядах скоростных магистралей.

На незаслуженный штраф пожаловался автомобилист, выехавший на грузовом УАЗ Profi в Москве на улице Народного ополчения. Водитель получил постановление на 1500 рублей согласно ст. 12.15 КоАП «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги» за езду по крайней левой полосе.

Автомобилист был уверен, что если доступ к управлению машиной возможен по правам категории B, то грузовым транспортом грузовом УАЗ Profi считать нельзя. «Почему получатся так, что «Газель» массой 2,5 тонн и грузоподъемностью 990 кг не штрафуют, а на Уаз массой 2,4 тонны прилетают штрафы?» — возмутился водитель.

Фото: facebook.com

Как разъяснили Autonews.ru в центре дорожного движения (ЦОДД) Москвы, водитель грузового автомобиля нарушил п. 9.4 ПДД: «На любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота налево или разворота».

В ЦОДД уточнили, что все камеры на данное нарушение в Москве установлены таким образом, чтобы ни в месте контроля, ни в ближайшей перспективе поворотов налево и мест разворота не было. В свою очередь юрист Михаил Никитин напомнил, что это требование распространяется на всю Россию, и штраф можно получить на любой магистрали. Особое отношение в Москве — к автомобилям грузоподъемностью более 1 тонны.

«Ограничения проезда по ТТК и территории внутри кольца без пропуска распространяются на автомобили грузоподъемностью более 1 тонны. Если в паспорте транспортного средства (ПТС) указан тип «грузовой» либо если категория транспортного средства — С, и грузоподъемность автомобиля более 1 тонны, то водителю необходимо оформить пропуск. Если в ПТС указано, что автомобиль легковой, то данные требования на него не распространяются», — рассказали в ЦОДД.

Неостановка перед стоп-линией

Иногда водители не могут разобраться в причине штрафа. Например, недавно в Москве автомобилист пожаловался на постановление за пересечение сплошной линии разметки тенью от его кроссовера SsangYong. Он посчитал, что камера на Кирпичной улице зафиксировала тень от машины на сплошной линии, что и стало причиной штрафа.

Однако, как как позже пояснили Autonews.ru в ЦОДД, водитель сам допустил ошибку. Его наказали за неостановку на стоп-линии на 500 рублей согласно ч.1 ст. 12.16 КоАП. При этом водитель не обратил внимание на то, что выезд на встречную полосу через сплошную линию обошелся бы ему уже в 1000-1500 рублей согласно ч.3 ст. 12.15 КоАП.

Фото: Синие ведерки
Фото: Синие ведерки

Три разных штрафа за три минуты

С увеличением количества дорожных камер превышающие скорость водители начали получать больше постановлений за короткое время. Например, одна из автомобилисток опубликовала в сообществе «Синие ведерки» три штрафа с разницей в одну и две минуты.

«Оплатила два, третий уже слишком», — возмутилась автомобилистка.

Такие штрафы справедливы, если у водителя есть возможность снизить скорость до начала следующей фиксации, объяснил юрист Михаил Никитин. Описанная ситуация, по его оценке, как раз подходит под это определение.

С этим согласился и эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман. Он напомнил, что согласно методике Минтранса от 2019 года, минимальное расстояние между комплексами фото-видеофиксации вне населенных пунктов составляет 1000 метров, а в населенных пунктах — 200 метров.

Фото: Autonews.ru

Объезд медленной коммунальной техники

Водители регулярно жалуются на несправедливые, по их мнению, штрафы на 500 рублей, которые приходят при объезде слишком медленной коммунальной техники. Например, недавно такой штраф получил владелец Skoda Octavia, который при выезде со съезда обогнал автомобиль коммунальных служб и проехал по разметке. При этом еще как минимум три запечатленных на одном снимке водителя решили объехать такое препятствие по разметке.

На фотографиях к постановлению видно, что помимо Skoda Octavia под камеру попал автомобиль такси и еще одна легковушка: фиксация произошла в Москве на дублере Ленинградского проспекта.

В ЦОДД пришли к выводу, что наказание абсолютно справедливо, а водитель неправильно оценил дорожную ситуацию. В подтверждение там продемонстрировали несколько снимков с той же камеры несколько секунд спустя — автомобиль коммунальной службы уехал. Соответственно машина не стояла на месте, а просто медленно ехала в своей полосе.

«Существует заблуждение, что объезд автомобилей, которые движутся с низкой скоростью, является объездом препятствия. Но это не так. В правилах дорожного движение четко определено, что препятствие — это неподвижный объект в полосе движения. Это может быть неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и прочее, не позволяющее продолжить движение по этой полосе», — объяснили в ЦОДД.

Водитель на Skoda Octavia решил, что автомобиль коммунальных служб ехал очень медленно и его можно считать тихоходом. (Фото: Autonews.ru)

В похожую ситуацию попал водитель кроссовера Geely, который объехал стоящую на аварийке, по его словам, коммунальную технику на Комсомольской площади в Москве. На машине ЖКХ находился дорожный знак 4.2.1 «Объезд справа».

В ЦОДД Москвы отметили, что и этот водитель не совсем точно оценил дорожную ситуацию. «Подметально-уборочная машина не осуществляла стоянку, а просто ехала впереди автомобиля. В распоряжении ЦОДД есть фото места до и через 15 секунд после фиксации. Автомобиля коммунальных служб на них уже нет. Никакие внешние обстоятельства не вынуждали водителя пересекать сплошную линию разметки», — объяснили Autonews.ru в ЦОДД.

А вот юрист Равиль Ахмеджанов считает, что водитель не ошибался и исполнял требования дорожного знака «объезд справа», и что такие штрафы смело можно обжаловать.

Водитель кроссовера Geely объехал стоящую на аварийке, по его словам, поливальную технику. (Фото: Autonews.ru)

Проезд по разметке под парковочные места

В Москве водители с осени 2020 года получают штрафы за проезд по парковочным местам без цели оставить на них машину. Такая камера, например, работает на ул. Косыгина, 7. В постановлениях указывается траектория движения — по парковочным местам вдоль дороги.

В ГИБДД по Москве объяснили, что горизонтальная разметка 1.1 в том числе обозначает и границы стояночных мест транспортных средств. При этом данную линию пересекать запрещается. Ответственность за несоблюдение требований, предписанных указанной дорожной разметкой проезжей части дороги, установлена ч. 1 ст. 12.16 КоАП в виде предупреждения или административного штрафа в размере 500 руб.

В Департаменте транспорта в свою очередь уточнили, что некоторые водители пытаются объехать основной поток автомобилей через пустой парковочный карман и вклиниться в ряд, создавая помехи и опасные ситуации для других. Именно в таких местах и будут прилетать «письма счастья».

В Москве водители с осени 2020 года получают штрафы за проезд по парковочным местам без цели оставить на них машину. (Фото: Autonews.ru)