Статьи, 09 ноя 2020, 16:52

Что будет с нештрафуемыми +20 км/ч: в МВД все объяснили

В МВД выступили категорически против отмены нештрафуемого превышения скорости на 20 км/час и ужесточения штрафов за такое нарушение. Там заявили, что для безопасности важнее разделительные барьеры и освещение
Читать в полной версии
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Окончательную позицию по поводу ненаказуемого порога скорости +20 км/ч и размеру штрафов за минимальное превышение озвучили в МВД России. Глава ведомства Владимир Колокольцев в эфире программы «Вести в субботу» заявил, что МВД — «категорические противники такого нововведения, как снижение нештрафуемого порога скорости с 20 до 10 км/ч». По его словам, в новой редакции КоАП позиция ведомства учтена, а величина штрафа не изменится.

«Практика показывает, что обустройство магистралей — основа обеспечения безопасности дорожного движения. Если на дороге есть разделительные барьеры, если дорога освещена, если покрытие ровное, то это в гораздо большей степени сказывается на безопасности, чем манипулирование этими 10 км/ч. Поэтому могу успокоить, даже величина штрафа не меняется», — сказал Колокольцев в ответ на вопрос о «звучащих в соцсетях предложениях».

Дороги с искусственно заниженным лимитом

Таким образом, в ведомстве окончательно поставили точку в вопросах о том, как будут администрировать такое превышение и какова судьба нормы при разработке нового КоАП. В Минюсте, отвечающего за разработку документа, на запрос Autonews.ru о судьбе этой нормы летом 2020 года прямого ответа не давали. При этом мнение экспертного сообщества опять разделилось. Так, координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов сохранение нештарфуемых +20 км/ч поддержал, назвав идеи по их отмене «штрафным геноцидом».

«Этот порог влияет лишь на количество собираемых штрафов, но не на безопасность, — заявил Шкуматов. — Во всех городах есть улицы, где разрешена скорость 60 км/ч, а едут там 20-30 км/ч. Также во всех городах есть улицы, где разрешена скорость 60 км/ч, а едут там 70-80 км/ч. И это разные дороги.

По переулкам в Москве я ехал вообще 20 км/ч. Кто по Газетному переулку поедет 80 км/ч? И, в свою очередь, по ТТК я ехал в месте, где странные люди сделали 60 км/ч — со скоростью 79 км/ч. В центре в таких переулках вы не обнаружите ни одной камеры на скорость. Их ставят там, где специально занижен скоростной режим, например, на ТТК. Скоростной режим местами серьезно занижен».

Фото: Олег Лозовой / РБК

В качестве примера участков с заниженным скоростным режимом Шкуматов привел Северо-Восточную хорду.

«Департамент транспорта Москвы установил больше десятка камер на СВХ, которая представляет из себя автобан без пешеходов и перекрестков. Там установили скоростной режим 60 км/ч. Все ехали 79 км/ч, но многие попадались на 82 км/ч. В результате количество штрафов там зашкаливало. И вот, уже как пару лет там сделали 80 км/ч. Все едут 99 км/ч. Что-то изменилось? Увеличилась аварийность? Нет, ничего не изменилось», — рассказал Шкуматов.

Эксперт уверен: основная причина смертности на дорогах, это наезды на стоящие транспортные средства и непомеченные препятствия. По его оценке, повысить безопасность на дорогах помогло бы создание службы быстрого реагирования на возникновение нештатных ситуаций и использование информации с камер в первую очередь для получения данных об опасных ситуациях, а не оформления штрафов.

Оптимальная скорость в городе — 50 км/ч

Однако Координатор проекта «Карта убитых дорог» и депутат Александр Васильев решению МВД удивился. «В МВД уже попросили скорректировать целевые показатели смертности, поставленные на 2024 год в майских указах, практически в два раза (до 8,4 человека на 100 тыс., прим. ред). — Таким подходом мы аварийность не победим, — считает Васильев. — Ведомство априори должно занимать более критическую позицию по сравнению с остальными. А в правительственной комиссия по БДД этому должна способствовать: объединять работу политиков и министерства.

При этом решения должны строиться не на основе частных мнений, а реальной практики и ситуации в регионах. Как автомобилист и пешеход я считаю, что в городе скорость должна быть ограничена 50 км/час. Только на отдельных магистральных улицах скорость можно увеличивать. На трассах же подход к ограничению скорости должен быть отдельным. Но сейчас стало раньше темнеть, обустройство дорог у нас все еще отличается от европейского: когда темно или моросит дождь водители чувствуют себя уже не так безопасно, как в Европе».

Эксперт считает, что безопасность на дорогах можно повышать как раз при помощи инструментов замедления потока и снижения его скорости.

«В Европе используется Международная программа оценки дорог iRAP — эксперты сравнивают показатели безопасности до ремонта и после него: каждый раз дороги должны становиться безопаснее. У нас же чиновники не обязаны повышать этот показатель, они отвечают только за то, чтобы дороги были в нормативном состоянии. Но это разные вещи. А инструментов много: светофоры, островки безопасности, замедлители движения на въезде в дорожный пункт, повышение освещенности. Бери да делай, все методики есть», — уверен Васильев.

Фото: mos.ru
Проблема федерального масштаба

Судьба о снижении нештрафуемого порога скорости звучала далеко не только в соцсетях, а обсуждалась на федеральном уровне и стала самой масштабной темой обсуждения в рамках «водительской части» нового КоАП. Так, в сентябре 2019 г. замначальника ГИБДД России Владимир Кузин рассказывал, что в МВД поддержали идею снизить порог как минимум до 10 км/ч вместо нынешних 20 км/ч. Он обещал, что необходимые поправки разработают и внесут в следующую редакцию КоАП.

Однако в конце 2019 г. в аппарате теперь уже экс-премьер-министра Дмитрия Медведева рассказали о том, что глава правительства усомнился в целесообразности снижения нештрафуемого порога превышения скорости с 20 до 10 км/ч. Сам бывший премьер тогда напоминал, что МВД также не поддерживает эту инициативу.

«Я пока не предрешаю окончательного подхода, но как человек, который тоже за рулем сидит, во всяком случае иногда, могу сказать, что, по моим ощущениям, эти 10 км/ч очень часто на машине не ловятся даже самим водителем», — рассуждал Медведев.

В МВД отреагировали буквально на следующий день. Руководитель ведомства Владимир Колокольцев заявил, что он против идеи снижения нештрафуемого порога превышения скорости до 10 км/ч. Он также напомнил, что МВД выступает за то, чтобы увеличить разрешенные скорости на автомагистралях.

В ГИБДД при этом не раз заявляли, что считают недопустимым принятую в России езду со скоростью +20 км/ч. Глава ведомства Михаил Черников и сейчас продолжает считать, что «так быть не должно». Кроме того, в 2019 г. в ГИБДД провели крупную социальную кампанию «Однозначно», призывающую водителей воспринимать все дорожные знаки «без лишней математики». Акцию поддержали многие известные личности.

«Мнение, что можно использовать нештрафуемые 19 км/ч, недопустимо. Такого не должно быть на дорогах нашей страны. Дорожные знаки должны пониматься однозначно», — говорил глава Госавтоинспекции Михаил Черников, подводя итоги кампании.

Продолжают поддерживать идею и в московском департаменте транспорта. Так, в беседах и интервью с корреспондентами Autonews.ru глава ведомства Максим Ликсутов не раз обращал внимание на то, что формально в России существуют установленные ограничения скорости, но фактически многие водители ездят с превышением на 20 км/ч, поскольку наказания за это нарушение не существует. При этом у современных камер, установленных на дорогах Москвы, допущение по контролю скорости — до 3 км/ч.

Фото: Олег Лозовой / РБК

В 2019 г. Ликсутов не исключал, что снижение нештрафуемого лимита превышения скорости с 20 до 10 км/ч может произойти совсем скоро.

«Все зависит от Госдумы и Министерства транспорта, — говорил Ликсутов корреспонденту Autonews.ru в апреле 2019 г. на конференции «Безопасная дорога». — Эта практика должна быть распространена на все города России. В настоящее время в Москве есть ряд улиц, где при ограничениях 50 км/час автомобилисты едут со скоростью 70 км/ч. Это недопустимо».

Стоит отметить, что 9 ноября 2020 года Евгения Дитриха освободили от должности министра транспорта. Именно он в ведомстве поддерживал снижение нештрафуемого порога до 10 км/ч, но только на фоне общего повышения скоростного лимита на дорогах там, где это возможно.