Статьи, 19 мая 2020, 15:12

На дорогах заметили двойные камеры. В ГИБДД объяснили, в чем дело

На «двойные» штрафы ГИБДД, которые одновременно выписывают стационарные и мобильные камеры, пожаловался депутат Ярослав Нилов. Он считает, что постановления приходят дуплетом
Читать в полной версии
Фото: Елена Коромыслова / Фотобанк Лори

О странном наблюдении на подмосковной трассе Р-90 Уваровка — Тверь Autonews.ru рассказал депутат Ярослав Нилов из партии ЛДПР. Вопросы у него вызвал необычный тандем стационарной камеры фиксации скорости и мобильного комплекса на крыше Lada Granta примерно в 10 метрах.

«Обе камеры работают, обе фиксируют нарушения. С обеих потом водители получают квитанции, — заявил Нилов. — Я подходил к оператору, который сидел в этой машине, он рассказал, что точки, где им стоять, определяют в ГИБДД. И именно в ГИБДД потом и выносят постановления. Но я не понимаю, почему эти камеры работают вместе».

Нилов направил обращение к подмосковному губернатору Андрею Воробьеву и УГИБДД по Мособласти с просьбой разобраться в ситуации (имеется в распоряжении Autonews.ru).

«Считаю недопустимым привлекать граждан к административной ответственности дважды за одно и то же нарушение ввиду ненужного дублирования комплексов. С учетом незначительного расстояния между стационарным и мобильным комплексами, а также разрешенной на данном участке скорости 90 км/ч очевидно, что в случае фиксации нарушения скоростного режима на данном участке каждый автовладелец гарантированно получит как минимум два штрафа за одно нарушение».

Депутат попросил проверить целесообразность и законность работы мобильной камеры и рассмотреть возможность устранения «дубликатов» таких комплексов на всей территории Московской области.

Autonews.ru направил запрос в МВД России по Московской области, однако там заявили, что за все камеры на территории МО отвечают в региональном Минтрансе. «Расстановкой камер занимается только Минтранс, и ГИБДД не имеет к этому никакого отношения, у ГИБДД на балансе нет никаких камер, и ГИБДД не будет контролировать, как близко эти комплексы стоят друг к другу. ГИБДД только уведомляют, что, к примеру, камеры будут стоять с 1-го по 10-й км шоссе, речи о том, что нам будут сообщать о точных координатах вплоть до сантиметра, нет. Мы можем только рекомендовать места, где происходят ДТП и где необходим дополнительный контроль».

Фото: Ярослав Нилов

В свою очередь в региональном Минтрансе заверили, что автомобилисты не получают «двойные» штрафы с камер. Кроме того, там подчеркнули, что места дислокации мобильных комплексов полностью согласовываются с ГИБДД.

«Согласно методике, утвержденной проектным комитетом по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги», комплексы на однородном участке дороги находятся на расстоянии не менее 1 км друг от друга. В связи с особенностями дорог и техническим состоянием оборудования возможны исключения. В случае технических неполадок или акта вандализма в отношении стационарного комплекса, расположенного в очаге аварийности, на период ремонта в этом месте устанавливается передвижной комплекс», — сказали в региональном Минтрансе.

В ведомстве заверили, что фиксация нарушений во всех случаях осуществляется с помощью только одного передвижного комплекса. «Для исключения повторного привлечения водителей за идентичное нарушение ПДД в Московской области реализована дедупликация административных материалов на уровне информационной системы СПО САФАП», — отметили в ведомстве.

Между тем эксперт в сфере фото- и видеофиксации нарушений ПДД, руководитель компании «Астралаб» Сергей Ласкин также заверил Autonews.ru, что автомобилисты полностью избавлены от двойных штрафов с мобильных и стационарных камер. По его словам, любой подобный прецедент обернулся бы для чиновников огромным скандалом. Эксперт рассказал, что сейчас власти требуют от комплексов максимальной точности и страхуются от любых репетиционных рисков, чем непременно обернулись бы подобные постановления, о которых говорит депутат Нилов. Кроме того, часто именно в Мособласти можно встретить нерабочие экземпляры.

«Все дело в том, что именно в Подмосковье находится самый старый парк камер фиксации, — сказал Ласкин. — Можно сказать, что именно в Мособласти и начала работать вся российская система фотовидеофиксации. Моя компания устанавливала пилотный проект в городе Жуковский. Потом прибор появился на Дмитровском шоссе и так далее. Поэтому Мособласть на самом деле такой музей устаревших приборов. Там стоят древние «Стрелки» и модели всевозможных других вендеров. И среди этих камер очень много неработающих. Они просто отжили свой срок, вышли из строя. Поэтому удивляться не надо, если на одном столбе висит две-три камеры, или если на двух соседних столбах висят камеры. Предполагать, что человек получит два штрафа, не стоит — просто какие-то из этих камер не работают. Поэтому рядом иногда для подстраховки ставят и мобильный комплекс».

Также эксперт рассказал, что нередко у старых аппаратов «Стрелка» может не работать радарная часть, а сами устройства при этом функционируют в режиме потока. То есть не измеряют скорость, а передают данные для разыскных мероприятий, и штрафы с них не приходят.

Фото: Олег Лозовой / РБК

«Был прецедент, когда на Новорязанском шоссе получилось так, что одну камеру на границе с Москвой поставила область, а буквально через 100 м стояло московское устройство, и начали приходить штрафы, — вспомнил Ласкин. — Но тогда поднялся большой хай, случай был единичный, и одну из камер демонтировали. Я вас уверяю, если бы водители стали получать по нескольку штрафов из одного места, это бы сразу стало достоянием общественности. Это быстро появляется на автомобильных форумах. Чиновники уже научены, потому что им серьезно достается после таких историй. Получи я такие постановления, первым бы побежал жаловаться на то, что водителей наказывают дважды за один и тот же проступок».

Эксперт также подтвердил, что камеры обычно не ставят ближе 1 км друг к другу. Но не считает этот принцип справедливым.

Ласкин привел в пример Татарстан, где комплексы фотовидеофиксации работают практически по всей Казани. И все водители знают, что каждый километр пути находится под наблюдением. «Если заранее понимать, что повсеместный контроль — это данность, то такое положение дел было бы справедливым. А если в одном месте камеры стоят через километр, а в другом — раз в 50 км, это странно. До тех пор пока камеры не будут равномерно распределены, система будет несовершенна. Ведь важно помнить, что камеры — это не только штрафы, но и помощь при оперативно-разыскных мероприятиях, поиске преступников или угнанных автомобилей», — заключил эксперт.

Фото: vocord.ru

В конце июня 2019 года внимание на проблему с треногами обратил президент Владимир Путин. Он потребовал перестать специально прятать комплексы фиксации нарушений на опасных участках дорог. Он также призвал разработать возможность информировать автомобилистов о расположении каждой такой мобильной камеры. В итоге ГИБДД опубликовала карту, на которой можно увидеть расположение треног.

Карта расположения таких треног есть и отдельно для Подмосковья.

Кроме того, ожидается, что скоро все центры автофиксации правонарушений (ЦАФАПы) разработают новый единый стандарт для фиксации нарушений ПДД при помощи дорожных камер. Он будет содержать все признаки состава административного нарушения на дороге, а также определит необходимый объем доказательной базы, который должна собрать камера.