branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

«Мы надеялись на сознательность водителей». Как накажут за тонировку

После смягчения наказания за тонировку передних стекол количество нарушений резко выросло...
«Мы надеялись на сознательность водителей». Как накажут за тонировку
«Мы надеялись на сознательность водителей». Как накажут за тонировку
В России значительно выросло количество штрафов за неправильную тонировку. Согласно статистике ГИБДД, инспекторы выписали около 778 тыс. протоколов - это почти вдвое больше, чем за первые 6 месяцев 2014 года. Законодатели связывают этот рост с недостаточным наказанием и готовят ответные меры.

До 15 ноября 2014 года водителю автомобиля с чрезмерно затемненными стеклами помимо штрафа грозило снятие регистрационных номеров. Эта мера была введена сравнительно недавно — 1 июля 2012, а ранее нарушителей наказывали только штрафом в размере 500 рублей.

В ноябре 2014 года наказание смягчили: снятие номеров отменили, но сам штраф оставили. Уже через несколько дней после вступления новых поправок в силу опрошенные корреспондентом Autonews.ru компании, занимающиеся тонировкой стекол в Москве, отметили увеличение спроса на эту услугу. Подтверждает это и статистика ГИБДД. Наибольший рост числа нарушений отмечен в Калининградской области – 92%. Значительно увеличилось количество штрафов в Оренбургской области (+76%) и Саратовской области (+65%). В южных областях количество штрафов за тонировку выросло не так сильно: на 31-47% в зависимости от региона. По количеству нарушений лидирует Москва - там с начала года количество выписанных протоколов увеличилось до 59 000 (+68%), а в Московской области — до 23 000 (+67%).

Какая тонировка под запретом

Ограничения по тонировке касаются лобового и передних боковых стекол - для них показатель светопропускаемости должен быть равен 75% и 70% соответственно. Задние стекла можно тонировать без ограничений, но при условии, что у транспортного средства есть зеркала заднего вида.
«Мы заведомо не поднимали штрафы за неправильную тонировку, отменяя снятие номеров, – рассказал корреспонденту Autonews.ru первый замглавы комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков. – Мы надеялись на сознательность некоторой части нашего автомобильного сообщества. Но при этом предполагали, что количество неправильно затонированных машин увеличится и, к сожалению, так произошло. Раньше люди боялись снятия номеров, так как это потеря времени: надо приезжать в отделение, получать номера, сдирать пленку. Теперь приходится корректировать ситуацию».

Лысаков стал одним из инициаторов внесенного в Госдуму законопроекта об усилении наказания за слишком сильную тонировку. Штраф за это правонарушение хотят увеличить в три раза – до 1500 рублей. Водителю, попавшемуся на тонировке во второй раз за год, суд сможет назначить штраф в 5000 рублей или лишить прав на срок от 1 до 3 месяцев.

По мнению депутата, новые поправки а КоАП внесут уже очень скоро: «Законопроект уже внесен в Госдуму, осенью будет второе и третье чтение. А в сентябре-октябре мы доведем его до окончательного принятия».

В беседе с корреспондентом Autonews.ru Лысаков отметил, что тонировка увеличивает риск ДТП: «У тонировки есть определенные плюсы, но и минусы ее очевидны. Представьте себя внутри полностью затонированной машины в вечернее время и в дождь. У нас дороги и освещение не самые хорошие. Если человек тонирует машину так, что ухудшается обзорность и видимость, то это реально увеличивает риск ДТП. Даже в Эмиратах, вы удивитесь, есть штрафы за неправильную тонировку, а ведь там жара 50 градусов».

«Раньше люди боялись снятия номеров, так как это потеря времени».
За увеличение наказания высказывается и МВД. В ведомстве неоднократно отмечали, что в автомобиле с темными стеклами могут укрываться преступники. Кроме того, инспектор должен видеть, пристегнут ли водитель и пассажиры, сидит ли ребенок в детском кресле. Ранее ГИБДД собиралась штрафовать при помощи автоматических камер за непристегнутый ремень и разговор по мобильному телефону во время движения. Однако качество картинки, доказывающей правонарушение, напрямую зависит от светопропускания лобового стекла. Чем оно ниже, тем больше шансов, что ситуация будет признана спорной.

Сейчас помимо штрафа инспектор может потребовать устранить причину нарушения – то есть снять тонировку. А за неподчинение законным требованиям должностного лица статьей 19.3 КоАП предусмотрен не только дополнительный штраф от 500 до 1 000 рублей, но и административный арест вплоть до 15 суток.

«Это редчайший случай, когда возникает сложная коллизия, – комментирует ситуацию правозащитник и вице-председатель «Движения автомобилистов России» Леонид Ольшанский. – Инспектор может потребовать снять тонировку, а водитель ответит, что не может самостоятельно это сделать. Требование инспектора, может, и законное, но оно не должно исполняться в течение секунды - должен был срок на обжалование».

По мнению Ольшанского, дополнительный штраф или арест может грозить рецидивистам – тем, кто продолжает ездить с незаконной тонировкой и уже был оштрафован за это не единожды: «Инспекторы могут составить протокол по невыполнению законного требования работника полиции, отправить в суд и будет до 15 суток административного ареста».

Смягчение требований и атермальная пленка

На сайте «Российской общественной инициативы» размещено голосование за смягчение требований к тонировке. Его авторы считают, что тонированное стекло скрывает оставленные в автомобиле вещи, уменьшает нагрев салона и препятствует ослеплению водителя лучами солнца и фарами. Существующие нормы светопропускания не позволяют поклеить на стекло даже самую светлую атермальную пленку.

«В настоящий момент многие сервисные центры предлагают устанавливать на передние стекла атермальную пленку, которая защищает салон от солнечных лучей и в то же время изменяет степень светопропускания в пределах допустимой нормы» - рассказал директор одного из сервисов по послепродажному обслуживанию Audi в ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Кирдяшов. – На первый взгляд, это кажется выходом, но существует нюанс: стекла уже имеют заводскую тонировку. Обычно это либо слой металлического напыления, либо атермальное стекло с добавлением оксида железа. Таким образом, при дополнительном тонировании установленная законом норма будет нарушена. Стоит также отметить, что различные сертификаты, выдаваемые автосервисами при установке тонировки, характеризуют лишь качество услуги, а не соответствие нормам».

Евгений Багдасаров
Фото: Доников Александр / PhotoXPress.ru