branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

«Страховщики не работают честно». Как изменились справочники ОСАГО

С 1 мая начнут действовать обновленные справочники запчастей и методики расчета ремонта по ОСАГО...
«Страховщики не работают честно». Как изменились справочники ОСАГО
«Страховщики не работают честно». Как изменились справочники ОСАГО
С 1 мая 2015 года в России начнут действовать обновленные справочники стоимости запчастей и методики расчета ремонта по ОСАГО. Стоимость запчастей выросла в среднем на 19%, а расходные материалы, используемые при ремонте подорожали на 28%. Эти справочники должны пересматриваться не реже, чем раз в полгода, но в Российском союзе автостраховщиков (РСА) первую коррекцию выполнили чуть раньше срока, опираясь на изменение рыночной ситуации.

Единые справочники начали действовать в России 1 декабря прошлого года. Страховщики надеялись, что нововведение сделает систему ОСАГО более прозрачной и поможет существенно снизить количество судебных разбирательств с недовольными автомобилистами. По оценке экспертов РСА, почти 80% судебных споров со страховщиками касаются именно размера выплат. Однако система уже на этапе внедрения вызывала много вопросов – курс рубля постоянно падал, и расчеты РСА стремительно устаревали. Официальный представитель РЕСО-Гарантия Никита Ситников в беседе с корреспондентом Autonews.ru отметил, что нареканий на выплаты хватало: «В период колебаний валютного курса было много жалоб на то, что цены в справочниках не соответствуют реальности. РСА обещал раз в полгода корректировать справочники, но сейчас сделал это даже раньше». Однако быстро скорректировать ценники было невозможно – в справочниках содержится более 80 млн позиций.

«В период колебаний валютного курса было много жалоб на цены в справочниках».
В РСА утверждают, что пересматривать все позиции не имело смысла и сейчас. Общую картину эксперты составили, проанализировав изменение стоимости 7 тыс. самых ходовых деталей и материалов. В пресс-службе РСА заверили, что справочники скорректированы, исходя из реальных цен производителей запчастей и материалов, но речь идет об усредненной оценке. Это касается как стоимости запчастей, так и расходных материалов, которая возросла более значительно: «В справочниках прописаны цены на лаки, краски и шпатлевки разных производителей. Но если стоимость материалов, например, российского производителя Vika изменилась всего на несколько процентов, то материалы бренда Sikkens подорожали на 19%, а Glazurit – на 47%. Аналогичная ситуация и по запчастям, но там разброс оказался значительно меньше».

«Страховщики не работают честно». Как изменились справочники ОСАГО


Руководитель юридической компании «ГлавСтрахКонтроль» Николай Тюрников полагает, что РСА опаздывает с повышением цен, а стоимость ремонта за несколько месяцев выросла заметно больше. Эксперт уверен, что РСА вообще не должна устанавливать размеры выплат, поскольку страховщики всегда будут учитывать свои интересы: «Это очень странная ситуация. Возможность определения размеров выплат дали тем, в чьих интересах их уменьшение. РСА, как представитель страховщиков, будет всегда пытаться занизить выплаты. Определением цен должны заниматься представители дилеров и ремонтных организаций, которые непосредственно занимаются восстановлением автомобилей и имеют более объективные данные. Наконец, можно опираться на зарубежные базы стоимости запчастей, которые давно сформированы».

«Определением цен должны заниматься представители дилеров и ремонтных организаций».
Представитель РЕСО-Гарантия Никита Ситников не согласен с тем, что цены занижены: «РСА отталкивается от того, чего требует рынок, и какие затраты несут автосервисы». В РСА, в свою очередь, утверждают, что порядок формирования ценовых справочников установлен Банком России, а цены формируются на основе реально используемых источников информации и соответствуют рыночным. «Первичными источниками стоимости являются данные региональных экспертов-техников, оценщиков, судебных экспертов, представителей страховых и авторемонтных организаций, а также исследований и отчетов, которые находятся в открытом доступе. Кроме того, сбор и анализ ценовых показателей проводится по анкетным данным страховых организаций, которые могут гарантированно обеспечить проведение восстановительного ремонта транспортных средств в рамках ОСАГО», – отметил представитель Российского союза автостраховщиков.

«Страховщики не работают честно». Как изменились справочники ОСАГО


О том, смогла ли система справочников привести к снижению количества судебных разбирательств, эксперты говорят с осторожностью. В РСА отмечают, что уже в IV квартале 2014 года было отмечено снижение доли выплат по судебным решениям до 22% против 27% кварталом ранее. Но говорить об эффекте внедрения справочников пока нельзя. Для того, чтобы делать окончательные выводы, потребуется накопить определенную статистику, считает Никита Ситников: «Цифры выплат сейчас и до введения справочников сопоставить почти невозможно. Здесь работает претенциозный порядок: сначала клиент получает выплату, чинит автомобиль и только потом решает, подавать ли претензию. Многие отсеиваются уже на этой стадии. Судебный цикл в среднем длится полгода, которые с момента введения справочников еще не прошли». Статистику портит и резкое увеличение выплат по жизни и здоровью в соответствии с корректировками закона об ОСАГО. «Сейчас страховщики платят всем пострадавшим, а не только тем, кто не может получить лечение по госпрограмме медицинского страхования», – отмечает представитель РЕСО-Гарантия.

Автоюрист Николай Тюрников полагает, что даже адекватные ценники в справочниках не решат проблемы выплат и не избавят страховые компания от судов, поскольку они сами часто обманывают клиентов. «Страховщики не могут честно работать даже по принятым методикам, занижая выплаты на треть или даже вдвое. Человек не получает на руки расчет, а видит только окончательную сумму, которую проверить почти невозможно. Если независимый эксперт пересчитает стоимость ремонта по тем же официальным методикам, получится совсем другая сумма», - заявил Тюрников.

Тем, кто даже после нововведений не получит достаточную для ремонта сумму, эксперт советует прежний путь: независимая экспертиза и суд.

Иван Ананьев
Фото: audimarin.com, Andreas Gebert / dpa