Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Он легенда
Джорджетто Джуджаро, который создал автомобиль
Джорджетто Джуджаро, который создал автомобиль
7 августа 1938 г.
Легенде автомобильного дизайна Джорджетто Джуджаро недавно исполнилось 79, и он все еще в деле. Собственное ателье ItalDesign легендарный итальянец покинул совсем не для того, чтобы сидеть на пенсии и раздавать интервью сиплым, как у киношного Дона Корлеоне, голосом.
В семье, где 7 августа 1938 г. родился Джорджетто Джуджаро, умение рисовать передавалось не иначе, как по наследству. Дед расписывал фресками церкви, отец был декоратором и писал картины на религиозные темы. Джорджетто, художественного таланта, рано обнаружил стремление ко всему новому. Если отец боготворил Микельанджело и Рафаэля, то он интересовался кубистом Пикассо и абстракционистом Фонтана. В маленькой пьемонтской коммуне Гарресио сведения о большом мире узнавали из газет, и однажды Джуджаро решил посмотреть на этот мир собственными глазами.
Джорджетто Джуджаро
Все дороги ведут в Турин
Ferrari 250 GT Bertone Coupe
Все дороги ведут в Турин
Все дороги ведут в Турин
Кто вы, синьор Джакоза?
Четырнадцатилетний подросток едет в Турин и поступает в школу дизайна известного художника-каррикатуриста Голио, тоже много лет прожившего в Гарресио. Дипломные работы Джуджаро, посвященные автомобилю будущего, увидел племянник Голио – главный инженер Fiat Данте Джакоза. Он пригласил 17-летнего юношу на работу в специальный центр стиля компании, но на протяжении нескольких лет все работы молодого дизайнера постоянно браковал.
Fiat 500 Topolino
Идеи Джуджаро были слишком смелыми для 1950-х, поэтому неудивительно, что их браковали
Fiat 500 Topolino
Уже в ранних набросках можно увидеть черты будущих моделей маэстро
Fiat 500 Topolino
Знакомство с Бертоне
Раздосадованный Джуджаро добивается встречи с владельцем ателье Bertone Джузеппе «Нуччо» Бертоне и прямо на Туринском автосалоне показывает свои эскизы. Тот сначала не хочет верить, что молодой дизайнер может создать что-то подобное, но после того, как Джорджетто рисует еще один эскиз прямо на его глазах, предлагает ему работу.
Данте Джакоза
Данте Джакоза
Еще до войны Данте Джакоза разработал успешный Fiat 500 Topolino «Мышонок». До своего ухода из компании в 1970 г. он приложил руку к созданию множества ключевых моделей. Его заднемоторный Fiat 500 в 1957 г. разошелся тиражом в 4 млн и недавно занял место в экспозиции Нью-Йоркского музея современного искусства. В 1960-х он увлекается переднеприводными автомобилями и создает крохотную Autobianchi Primula с поперечным расположением мотора.
В 1969 г. построенный по такой схеме Fiat 128 заменил модель 124, ставшую прообразом первых «Жигулей». Джуджаро начал проектировать массовые модели Fiat только в 1980-х, а до этого момента участвовал в создании мелкосерийного родстера. Через много лет он станет свидетелeм, как инженеры VW, проектировавшие новый Golf, изучали разобранный Fiat 128, и испытает гордость за итальянскую автомобильную школу.
С 1936 по 1955 гг. Fiat выпустил полмиллиона «Мышат»
Модель Primula выпускали под маркой Autobianchi на случай неудачи – чтобы не навредить имиджу Fiat
Жизнь после Bertone
Alfa Romeo Giulia Sprint GT
Жизнь после Bertone
Жизнь после Bertone
Спорткар с акульим носом
В Bertone первой задачей Джуджаро, сменившего главного дизайнера Франко Скальоне, было выправить линию крыши экзотического купе Gordon GT. В основном он занимается спорткарами вроде Ferrari 250 GT Bertone Coupe с акульим носом, созданной специально для Нуччо Бертоне. Или экзотической Iso Rivolta – бизнесмен Ренцо Ривольта производил холодильники, затем создал микрокар Isetta, лицензионная копия которого фактический спасла марку BMW. А теперь решил выпускать суперкары с американскими моторами.
Gordon GT с американским V8 мог стать первым автомобилем Iso, но выпускался под маркой Gordon-Keeble с черепашкой на шильдике
Ferrari 250 GT Bertone Coupe дебютировала на автосалоне в Турине в 1962 году
Автомобиль был создан для Нуччо Бертоне в единственном экземпляре
Isetta c единственной дверью спереди напоминала холодильник на колесах
Семейство Mazda Familia начиналось с фургона, а седан начали производить с 1964 года
Автомобили оснащались двигателями объемом 782 и 982 куб. сантиметра
Случайное знакомство
В процессе работы над «американцами» Джуджаро знакомится с еще одним пьемонтцем – инженером Альдо Мантовани, который в будущем станет его бизнес-партнером. Одно из немногих исключений Джуджаро – Mazda Familia, ставшая первым полноценным легковым автомобилем японской компании и при этом коммерчески успешным.
Alfa Romeo и армия
С купе Alfa Romeo 2600 начинается сотрудничество дизайнера с итальянской маркой. Джуджаро призывают в армию, но он продолжает работать над новым массовым купе Giulia Sprint GT. Позже итальянец будет вспоминать, как макет, который он, воспользовавшись увольнительной, вез для Нуччо Бертоне, пострадал в пути от тряски на ухабах. Стараниями шефа его переводят поближе к студии, а новое купе становится самым успешным творением Джуджаро – за 14 лет автомобиль разойдется тиражом в 120 тыс. экземпляров. Кроме того, он создает изящное купе Canguro без надежды на производство, даже мелкосерийное.
Шестицилиндровый рядный мотор объемом 2,6 л позволял Alfa Romeo разгоняться до 200 км в час
Некоторое количество машин закупили для полиции, чтобы преследовать грабителей
Капот Giulia Sprint GT как будто приоткрыт – под его кромкой сделан узкий воздухозаборник
Позже ступеньку между передней облицовкой и капотом убрали
Alfa Romeo Canguro со стеклопластиковым кузовом была построена на базе спорткара Giulia TZ
Нуччо Бертоне
Нуччо Бертоне
В начале 1930-х 19-летний Джузеппе «Нуччо» Бертоне начинает работать в фирме своего отца, а после Второй мировой возглавляет ее и приводит к успеху. Carrozzeria не только разрабатывает машины, но и производит их на собственном заводе для других брендов. В основном это мелкосерийные модели вроде спайдера на базе Fiat 850, нарисованного Джуджаро. После ухода Джорджетто ему находят неплохую замену – Марчелло Гандини, который последующие годы создаст Lamborghini Miura Espada и Countach, Lancia Stratos и Citroen BX. В 1997 г. Нуччо Бертоне умирает, а под руководством его вдовы дела у фирмы идут очень плохо. Ателье делает множество различных заказов, среди которых был и новый обвес для Chevrolet Niva, но это не спасает фирму от банкротства в 2014 году.
Lamborghini Espada была 4-местной
Stratos Zero HF позже использовался в съемках фильма Moonwalker Майкла Джексона в 1988 году
Нарисованный Гандини Citroen BX оснащался гидропневматической подвеской
Countach – удивленный возглас, который издают пьемонтцы при виде очень красивой женщины
Жизнь после Bertone
De Tomaso Mangusta
Жизнь после Bertone
Работа на соседней улице
Плейбой, богач, диктатор
В 1966 г. Джуджаро переходит из Bertone в другое туринское ателье – Ghia, но продолжает работать с теми же клиентами: для Maserati он рисует фастбек Ghibli, для Iso – седан Fidia с изящным изгибом подоконной линии. Появляются и новые заказчики: например, японская Isuzu, которая поручает итальянцам создание купе 117. Ателье Ghia на тот момент владеет Рафаэль Леонидас Трухильо Мартинес – плейбой, богач и неудавшийся диктатор Доминиканской республики. В 1967 г. он продает фирму аргентинцу Алехандро Де Томасо – восходящей звезде итальянского автопрома, и через пару лет гибнет в автокатастрофе.
Maserati Ghibli могла разгоняться до 250 км в час
С 1967 по 1975 гг. было выпущено менее двухсот седанов Iso Fidia
Isuzu 117 Coupe считают первым спортивным автомобилем с дизельным двигателем
Автомобиль выпускался с 1968 по 1981 гг.
DeTomaso Mangusta оснащалась двигателями V8 производства Ford
Европейская версия развивала 306 л.с. американская – 220 лошадиных сил
Сзади по бокам из двигателя сделаны багажные отсеки
Ссора
Для нового босса Джуджаро создает среднемоторный спорткар Mangusta с необычной двухстворчатой крышкой моторного отсека. Развесовка была далека от идеальной, а раме не хватало жесткости, но при всем этом «Мангуста» стала первой относительно массовой моделью новой итальянской марки. Отношения между Де Томасо и Джуджаро не заладились, из-за чего последний покинул Ghia, решив создать собственную компанию.
Алехандро Де Томасо
Алехандро Де Томасо
Аргентинец Алехандро Те Томасо был сыном бывшего премьер-министра Аргентины, а в Италию он переехал, скрываясь от преследований режима Перона. В Модене он быстро становится известным гонщиком и вскоре создает свою компанию, намереваясь конкурировать с Ferrari и Lamborghini. С помощью американских инвесторов он покупает ателье Ghia и Vignale, нанимает Кэролла Шелби для доводки фордовского мотора. Ушедшего Джуджаро меняет на Тома Тьярду – тот создает новое среднемоторное купе Pantera, выпускавшееся на протяжении 20 лет.
Машиной заинтересовался Ford и даже продавал ее в США через собственную дилерскую сеть. В последующие годы Алехандро продает «Форду» ателье Ghia и Vignale, но покупает мотоциклетные марки Benelli и Moto Guzzi, автомобильные Innocenti и Maserati. После топливного кризиса дела у империи De Tomaso пошли плохо, постепенно все приобретения были распроданы, а в 1993 г. у Алехандро случился инсульт, после которого он так и не оправился.
Алехандро де Томасо (1928—2003)
Ford продавал DeTomaso Pantera в США через своих дилеров Lincoln и Mercury
Фордовский V8 мощностью 330 л.с. делал Pantera очень быстрым автомобилем
Собственное ателье
Manta
Собственное ателье
Собственное ателье
ItalDesign, который пишут слитно
В 1968 г. Джуджаро и Альдо Мантовани создают в туринском пригороде Монкалиери собственное ателье Studi Italiani Realizzazione Prototipi, которое в скором времени сменит название на Ital Design, а еще позже его станут писать слитно. Первым серийным автомобилем, над которым они начали работать, стал седан Alfa Romeo Alfasud с передним приводом и оппозитным мотором. Работать с конструктором машины Адольфом Хрушкой было нелегко.
С 1972 по 1983 гг. было выпущено почти 900 тыс. седанов Alfa Romeo Alfasud
Автомобиль также выпускали в кузове купе с 1976 по 1989 гг.
Alfasud выглядел как хэтчбек, но заднее стекло не поднималось
Made in USSR
Точность сборки на новом заводе, специально построенном для ее производства, была далека от идеальной. Тем не менее, Джуджаро получил опыт создания массового автомобиля, который впоследствии ему очень пригодился. А седан Alfasud, несмотря на быстро ржавеющий кузов (низкокачественную сталь закупали в СССР), имел успех: с 1971 по 1989 гг. разошлось более миллиона машин.
Машина за 40 дней
Параллельно для Туринского автосалона ItalDesign создает необычное однообъемное купе Manta на шасси спорткара Bizzarrini 538 с мотором V8 и расчетной скоростью 330 км в час. Лобовое стекло очень низкого, высотой чуть более метра спорткара было наклонено так сильно, что для улучшения обзора пришлось сделать в капоте смотровые щели. Машину сделали всего за 40 дней, чтобы успеть к автосалону, но оно того стоило – Manta сделала новое ателье известным.
Необычную Bizzarini Manta Джуджаро создал в 30-летнем возрасте
Лобовое стекло было поставлено под углом всего 15 градусов
Водитель Manta располагался по центру
Работа в Германии
VW Golf I
Работа в Германии
Работа в Германии
Замена для «Жука»
Спустя год в Турин прибыла делегация Volkswagen, которая выбрала самые интересные новинки автосалона. Четыре из шести были за авторством Джуджаро, поэтому неудивительно, почему именно ему поручили создание новых легковых автомобилей. На протяжении нескольких десятилетий VW выпускал заднемоторный «Жук», а попытки заменить его более современной моделью терпели неудачу.
Джуджаро сделал «Фольксвагены» угловатыми и клиновидными
Первое поколение Passat выпускалось с 1973 по 1981 гг.
Volkswagen Golf (1974-1983)
Дизельных машин произвели миллион
C 1976 г. выпускался хот-хэтч Golf GTI со 110-сильным двигателем, тюнинг-ателье делали еще более мощные машины
Golf выпускался и в 5-дверной версии
Его зовут Golf
Первым автомобилем авторства Джуджаро стал хэтчбек Passat на агрегатах Audi 80, а еще через несколько месяцев – более компактный Golf. Если у первой машины были мягкие итальянские черты, то вторая разительно отличалась клиновидным силуэтом и острыми углами. В честь «Гольфа» назвали целый класс компактных автомобилей, а совокупный тираж машины первого поколения едва не достиг семи миллионов.
«Машина что-то потеряла»
Сам Джуджаро остался не очень доволен результатом: он хотел сделать фары не круглыми, как на всех своих предыдущих моделях, а прямоугольными. Однако оптика такой формы была дороже и не соответствовала требованиям безопасности в США. Через несколько лет стандарты изменятся, и американский Rabbit с прямоугольными фарами будет точно соответствовать замыслу дизайнера. Джуджаро попытался сделать Golf визуально короче, но признавал, что серийная машина «что-то потеряла».
Длина VW Golf первого поколения – 3705 мм
В Мексике VW Golf назывался Caribe
Складывание бумажного листа
BMW M1
Складывание бумажного листа
Складывание бумажного листа
«На смену сфере пришел куб»
В 1968 г. «Гольф», заменивший VW Beetle, символизировал окончание целой эпохи в автомобильном дизайне. Джуджаро как-то бросил журналистам: «На смену сфере пришел куб». В 1970-х в моде оказались клиновидные кузова и острые линии – стиль «сложенного листа бумаги».
C VW Golf клиновидный дизайн пошел в массы
Необычность форм превратили Lotus Esprit в подлодку
Delorean DMC12 сыграл машину времени в фильме «Назад в Будущее»
Наружные DMC-12 выполнялись из нержавеющей стали, а каркас кузова был композитным
Вторую модель DeLorean Джуджаро рисовал по мотивам Lancia Medusa
Колесная база Lancia Megagamma – 2670 мм при длине 4310 мм
Машина для Бонда
Джуджаро не был родоначальником, но при этом создал множество ключевых моделей, как массовых, так и суперкаров. Некоторые из-за своей необычной внешности оказались героями фильмов: Lotus Esprit стал автомобилем-подлодкой Джеймса Бонда, а DeLorean DMC-12 машиной времени в «Назад в будущее». Интересно, что постепенно спорткары Джуджаро становятся все более округлыми и обтекаемыми – показанный в 1980 г. концепт Lancia Medusa отличался рекордно низким коэффициентом лобового сопротивления — меньше 0,3. А несколько лет до этого Lotus чуть не забраковал концепт Esprit, который нашли недостаточно аэродинамичным.
«Автомобиль для толстяков»
Массовые автомобили, наоборот, становятся более угловатыми – достаточно сравнить Hyundai Pony и Lancia Delta, Audi 80 и Saab 9000. Джуджаро пытается соединить эстетику и функциональность, дизайн и эргономику. Однако его проект однообъемника Megagamma (1978) не нравится ни публике, ни автопроизводителям. Необычный концепт называют «автомобилем для толстяков», а популярность к семейным минивэнам придет позднее – в 1980-х. Впрочем, квадратный, похожий на холодильник Fiat Panda все-таки добирается до конвейера.
Широкие двери и высокие кресла облегчали посадку
С 1980 по 2003 гг. Fiat выпустил 4,5 млн «Панд»
Работая над M1, Джуджаро вдохновлялся концептом BMW Turbo E 25 Поля Брака
BMW M1 хвалили за комфорт и управляемость
Мотор мощностью 280 л.с. разгонял легкий спорткар за 5,5 с до 100 км в час
Из 453 выпущенных машин 20 были гоночными
Самая красивая BMW
Изначально ItalDesign планировал только проектировать автомобили, воплощать в жизнь смелые концепты, но не заниматься производством, как это делала, например, Bertone. Тем не менее, ателье пришлось выступить сборочным предприятием. В 1970-х BMW уделяет огромное внимание автоспорту, и для этого создает целое подразделение M Division во главе с гонщиком Йоханом Неерпашем, создателем гоночного «Бэтмобиля» BMW 3.0CSL.
Неерпаш решил создать среднемоторный спорткар на основе концепта BMW Turbo. Дизайн серийной машины доверили Джуджаро, а собирать модель планировали на мощностях Lambroghini. У итальянского автопроизводителя начались финансовые трудности, и в итоге сборку машин тоже доверили ателье ItalDesign. Всего было изготовлено четыре сотни спорткаров с клиновидным композитным кузовом и атмосферной рядной «шестеркой». Для гоночных M1 был даже придуман монокубок Procar.
Поезда, мебель, часы, пистолеты и камеры
Фердинанд Пьех, бывший глава наблюдательного совета VW, с удивлением вспоминает быстроту, с которой Джуджаро трудился над несколькими проектами одновременно при помощи пары-тройки макетчиков. Помимо автомобилей, ItalDesign работает над дизайном, поездов, мебели, часов Seico, пистолетов Beretta и камер Nikon.
Сам маэстро признавался, что никогда не делал исследование рынка, чтобы понять, пойдет тот или иной проект или нет. В 1990-х скромное ателье превращается в группу компаний Italdesign-Giugiaro SpA. с филиалами в других странах и штатом из нескольких сотен человек. В 2007 г. Альдо Мантовани, которому исполнилось к тому времени 79 лет, покидает компанию и продает свою долю. Руководить бизнес-процессами Джуджаро назначает своего сына Фабрицио.
Так выглядела кухня от Джуджаро
Вагоны скоростного поезда Pendolino (маятник) наклоняются, чтобы не снижать скорость в повротах
Nikon F4 —первая в мире профессиональная фотокамера, штатно оснащенная автофокусом
Часы Seiko 7A28-7000 носила Рипли в фильме «Чужие»
Закат независимых
Alfa Romeo Brera
Закат независимых
Закат независимых
Любимая Alfa
В дизайне конца 1990-х и начала 2000-х проскальзывают ностальгические мотивы из 1960-х. ItalDesign разрабатывает новые модели Fiat и Mini, маэстро по-прежнему работает со своей любимой Alfa Romeo и даже делает рестайлинг модели 156, изначально нарисованной Вальтером де Сильвой. В начале 2000-х он создает эффектное купе Brera, но серийный автомобиль получается не таким ярким – база стала короче, а вместо подъемных дверей – обычные механизмы.
Производство Alfa Romeo 156 началось в 1996 г., а рестайлинг провели в 2003-м
До 2005 г. выпустили 680 тыс. автомобилей модели 156
Габариты Brera пришлось подгонять под платформу GM/Fiat Premium
Машины c мотором V6 оснащались полным приводом
Седан Daewoo Leganza создавался под влиянием концепта Jaguar Kensington
Некоторое время Leganza выпускали в Таганроге под именем «Кондор»
Daewoo Matiz стал развитием концепта Fiat Lucciola
В Lamborghini Gallardo можно найти черты концепта Italdesign Calà
Серийный Gallardo стал самой массовой моделью итальянской марки – было построено 14 тыс. штук
Заказчики из Азии
Среди заказчиков появляются корейские и китайские компании. Перспективный седан Jaguar превращается в Daewoo Leganza, крохотный Fiat – в Daewoo Matiz. Времена изменились: автопроизводители стали развивать собственные дизайн-центры, перекупая друг у друга ценные кадры, и теперь все меньше обращались к помощи дизайн-ателье. В то же время ItalDesign все еще оказывает сильное влияние на автомобильный дизайн: серийные Lamborghini Gallardo, Bugatti Veyron и даже Maserati Levante несут сильное влияние концептов Джуджаро, по тем или иным причинам положенных на полку.
ItalDesign без Джуджаро
Techrules
ItalDesign без Джуджаро
ItalDesign без Джуджаро
Придворное ателье
В 2010 г. из-за финансовых трудностей маэстро вынужден продать 90% акций ItalDesign концерну VW, для которого итальянская фирма стало очередным красивым именем в коллекции и фактически превратилась в придворное ателье. Этого Джуджаро вынести не смог, и в 2015 г. он продает свою долю марке Audi и вместе Фабрицио покидает компанию имени себя.
«Немцы и итальянцы ведут себя по-разному во время творческого процесса. Если босс сказал, что нужно дойти до определенной точки, первые проделают весь путь до нее. Вторые, если понимают, что на полпути что-то пошло не так, начинают жаловаться», – объяснил он.
В зависимости от версии Tecrules Ren можно оснастить двумя, четырьмя или шестью электромоторами
Самая мощная версия способна разогнаться до 320 км в час
Водитель китайского суперкара сидит по центру
Новый проект маэстро
Официально Джуджаро ушел, чтобы посвятить больше времени личным интересам. Однако вскоре выяснилось, что под личными интересами подразумевается новое ателье GFG Progetti, которое будет создавать проекты для корейских и китайских автопроизводителей. Сам маэстро заявил, что недостаточно стар, чтобы уходит. Первой работой нового ателье стала доводка китайского суперкара Techrules с микротурбиной, вырабатывающей электричество для тяговых электромоторов суммарной мощностью более 1000 лошадиных сил. Однако о других проектах маэстро давно ничего не слышно.
Алехандро Де Томасо
Фердинанд Пьех
Джуджаро и Фердинанд Пьех познакомились в 1972 г., когда маэстро работал над Golf и Scirocco. Внук Фердинанда Порше к тому времени покинул Porsche и основал собственную инженерную компанию. Короткая стажировка ItalDesign переросла в дружбу с Джуджаро. Пьеху понравился VW Scirocco, а вот «Гольфу» он предрек неудачу, так как посчитал машину слишком продвинутой для того времени.
После стажировки Пьех присоединился к Audi и работал над моделями 80 и 100. В 1993 г. он возглавил Volkswagen, а в 2002-м занял место председателя совета директоров компании. Именно благодаря ему к империи VW были присоединены Bentley, Lamborghini, Bugatti и Porsche. Пьех стал инициатором покупки ItalDesign. В 2015 г. он вынужден был покинуть свой пост в связи с «утратой доверия». Вслед за ним ушел и Джуджаро.
Фердинанд Пьех с легендарным дедом
Porsche 917, созданный при участии Пьеха, принес марке победу в 24-часовой гонке в Ле-Мане в 1970 г.
Текст: Евгений Багдасаров
Дизайн: Евгений Николаев
Иллюстрации: Екатерина Дорохина
Леттеринг: Евгений Николаев
Подбор фото: Павел Пичугин
Верстка: Александр Чиненов